Позавчера прошла церемония награждения Грэмми-2019, главного трофея мира музыки. В конце каждого года все издания подводят итоги уходящего года, но именно Грэмми, подождав всех остальных, окончательно ставит точку в вопросе, кто всё-таки главные музыканты этого года.
И каждый год Грэмми сталкивается с монструозной волной не то чтобы даже критики, а откровенных насмешек. Кажется, что решениями жюри Грэмми вертят уже абсолютно все, но давайте посмотрим повнимательнее, что такое Грэмми в 2019 году.
Кто победил в этом году в самых интересных номинациях?
Для начала давайте быстро вспомним, кто в этом году взял главные награды.
Песня Года, Запись Года, Лучший Клип, Лучшее рэп-исполнение: Childish Gambino — This Is America
Лучший новый артист: Dua Lipa
Продюсер года: Pharrell Williams
Альбом года, Лучший кантри-альбом: Kacey Musgraves— Golden Hour
Лучший рэп-альбом: Cardi B — Invasion of Privacy
Лучший вокальный поп-альбом: Ariana Grande— Sweetener
Лучший рок-альбом: Greta Van Fleet — From the Fires
Лучший альтернативный альбом: Beck — Colors
Лучший урбан-альбом: The Carters —Everything Is Love
Лучший R&B-альбом: H.E.R. — H.E.R.
Лучший танцевальный/электронный альбом: Justice — Woman Worldwide
Лучший традиционный вокальный поп-альбом: Willie Nelson — My Way
Лучший американа-альбом: Brandi Carlile — By The Way, I Forgive You
Лучший традиционный блюзовый альбом: Buddy Guy — The Blues Is Alive And Well
Лучший альбом современного блюза: Fantastic Negrito — Please Don't Be Dead
Лучший регги-альбом: Sting & Shaggy — 44/876
Лучшая рок-композиция: St. Vincent — Masseduction
Лучшая рэп-композиция: Drake — God's Plan
Лучшая R&B-композиция: Larrance Dopson, Joelle James, Ella Mai & Dijon McFarlane — Bood's Up
Лучшая танцевальная композиция: Silk City, Dua Lipa, Diplo и Mark Ronson —Electricity
Лучшая американская корневая песня, Лучшее исполнение американской корневой музыки: Brandi Carlile — The Joke
Лучшее рок-исполнение: Chris Cornell — When Bad Goes Good
Лучшее метал-исполнение: High on Fire — Electric Messiah
Лучшее совместное рэп-исполнение: Kendrick Lamar, Jay Rock, Future и James Blake — King's Dead; а также Anderson.Paak — Bubblin
Лучший исторический альбом и Лучшее оформление альбома: Voices Of Mississippi: Artists And Musicians Documented By William Ferris
Какие из этого всего можно сделать выводы?
Грэмми-2019 — самая аккуратная церемония за все последние годы.
Возмущались, что Грэмми игнорирует рэп? Вот вам, рэперы, держите, песню года и запись года до веса.
Возмущались, что «кому нужен этот альбом, кто это вообще слушает?» В этот раз не все, но большинство лауреатов — это артисты с самыми лучшими показателями на стриминговых сервисах, так что слушают их точно.
Весь этот список настолько аккуратный и предсказуемый, что становится ещё более мерзко, чем раньше, когда жюри пихало в лауреаты всякую дичь. Хотя, впрочем, этот год не стал совсем уж исключением: смотрите лауреата лучшего рок-альбома. Greta Van Fleet — From the Fires, серьёзно? Может, начнём раздавать премии за лучшую кавер-группу?
Мы бы так же возмутились насчёт лучшего рэп-альбома: Cardi B — Invasion of Privacy — говнище-то редкостное, слушать это прямо совсем невозможно. Но всё-таки цифры стриминговых сервисов говорят, что нет, как-то люди это слушать умудряются и справляются с этим более, чем удачно.
Общей трусливостью и поддакиванием общей массе объясняется практически весь лист лауреатов, даже Dua Lipa, которая стала лучшим новым артистом, несмотря на то, что выпустила свой первый и последний альбом в первой половине 2017-го года, что почти нарушает правила Грэмми. Попадают в рейтинги альбомы, вышедшие после 1-го октября позапрошлого года. В данном случае: 2017-го. Но в прошлый раз молодую мега-популярную албанку академики пропустили, а в этот вот так хитро смогли впихнуть, потому что не впихнуть её было невозможно - так стремительно она обретает популярность.
А что важного произошло на церемонии?
Самое важное, что произошло на этой церемонии — это присуждение двух из четырёх главных наград: песни и записи года - Дональду Гловеру.
Теперь Гловер — первый рэп-исполнитель в истории, который получил Грэмми за песню года, Гловер — первый рэп-исполнитель в истории, который получил Грэмми за запись года, а заодно Гловер — первый рэп-исполнитель в истории, который получил Грэмми и за то, и за это одновременно.
И это очень странная тема. С одной стороны Гловер — молодец, мы любим этого чувака - мы и сами включили «This Is America» в топ песен года по нашей версии. Но сложно поспорить с тем, что без клипа на «This Is America» никто бы не обратил столь сильное внимание на эту песню. По сути-то это песня и песня, у Гловера таких много.
Но важно, как называются номинации, которые выиграл Дональд. Они не называются «Лучшая Песня Года» и «Лучшая Запись Года». Нет, это «Песня Года» и «Запись Года». И песня, которая стала самым ярким проявлением всего афроамериканского искусства за прошлый год, песня, которая вобрала в себя все самые болезненные темы Америки (а Грэмми — чисто американская премия), а заодно песня, которая разошлась по мемам всего мира как никакая другая, отлично подходит на эту роль.
Отстойно другое. Грэмми должны были присудить главные премии рэп-исполнителям, потому что давление на академиков в этом году было как никогда прежде и потому что они выбрали такую политику наименьшего сопротивления. Так что в целом Гловер получил свои статуэтки незаслуженно, хоть и заслужил их. Впрочем, не то, чтобы он их получил: на церемонию Гловер не явился.
К слову, в этом году уже скоро выйдет новая полноформатная пластинка Childish Gambino, которая, по словам Гловера, будет последней в его музыкальной карьере. Ну-ну.
Шоу-то было?
Ну вот реально. Ну хотя бы уж было бы шоу, но Грэмми в этом году недалеко ушло от Super Bowl, которое только что всех возмущало.
Вот Трэвис Скотт выступает с Джеймсом Блэйком и Earth, Wind, and Fire. Сочетание нихрена себе, а на деле редкостная скука. Ведь из такой коллаборации можно было столько всего придумать! Но для этого нужна, пожалуй, хоть щепотка таланта.
Что ещё? Post Malone, выступающий с Red Hot Chili Peppers. Нормальная тема. По факту сначала он проблеял одну четвертинку своей песенки, потом проблеял четвертинку другой своей песенки, а потом встал позади Red Hot Chili Peppers и блеял уже всю их песню целиком в выключенный микрофон. Вот это шоу.
Самым зрелищным моментом Грэмми было, пожалуй, выступление Cardi B. Оно было эффектным и, главное, полностью соответствовало самой Cardi B. Небо не видывало настолько неоригинальных шоу, такие тупоголовные шоу-элементы могла привнести только Cardi B.
По сути единственное классное выступление было у St.Vincent и Dua Lipa. Это правда круто, очень советуем посмотреть. Какая-то невероятная химия, которая начинает работать с самой первой секунды появления Dua Lipa на сцене. Это круто выглядит и круто аранжировано (чего не позволил себе никто больше на Грэмми): они поют в совершенно разных стилях, в какой-то момент переплетая стили друг с другом, на пару мгновений создав нечто действительно уникальное. Вот это можно назвать и искусством.
А что там Дрэйк такое сделал?
Главным элементом именно шоу, шок-моментом вечера была, без сомнений, речь Дрейка, который произнес следующее:
«…В спорте, в котором мы выступаем, полагаются на мнения, а не на факты. Это не NBA, где в конце года ты держишь трофей, потому что ты принимал правильные решения и выигрывал в соревнованиях. Это бизнес, в котором иногда все решает группа людей, которые могут не понять, что есть сказать у пацана смешанной расы из Канады или у прикольной испанской девчонки из Нью-Йорка, или у кого угодно еще… или у братишки из Хьюстона, моего братишки Трэвиса [Скотта]. Но вот что я пытаюсь сказать: вы уже победили, если есть люди, которые поют ваши песни наизусть, если вы герой в своем родном городе. Если есть люди, которые и в дождь и в снег ходят на свою постоянную работу, тратят свои с трудом заработанные деньги, чтобы купить билеты на ваши концерты, вам не нужно всё то, что здесь происходит - я уверяю вас, вы уже победили.»
После этих слов эфир резко прервали на рекламу, не дав Дрейку закончить свою речь. А что ещё ожидали академики от человека, который бойкотировал премию вместе с Канье Вестом, Кендриком Ламаром и Дональдом Гловером, но который, тем не менее, пришёл на награждение?
На самом деле ничего страшного, уверен, академики от него и не ожидали. Все новостные сайты тут же начали шуметь, что вот Дрейк, важнейший артист современности, влепил пощёчину главной американской музыкальной премии, вот он герой. Но по сути все мы понимаем, что чувак просто понтанулся.
Всякого дерьма можно было ожидать от кого угодно. Канье Вест — невменяемый, что он выкинет - одному Богу известно, и этот Бог — точно не Канье. Ламар — парень крайне умный и вполне способный на действительно серьёзную речь, которая что-то бы изменила. Гловер мог бы обстебать всю эту премию так, что Грэмми бы ещё век не могла бы смыть с себя позор. А Дрейк?
Дрейк сидит в своей идеально выстроенной зоне комфорта. Каждая его песня, каждый альбом — это идеально отточенный командой профессионалов продукт, который не может не зайти. Все статистики всех его проектов известны до выхода этих проектов. Дрейк — самый предсказуемый человек шоубиза, который ни за что не позволит себе каких-то выходок, кроме тех, что были рассчитаны и выверены его отделом маркетологов. Как, например, эта речь. Эта речь не даст Дрейку какого-то притока прослушиваний на стримингах, куда уж больше. Но она ещё немножко укрепит его позиции и его положение в чартах.
Кому нужна Грэмми в 2019 году?
Конечно, церемония награждения Грэмми существует сейчас не для нас с вами. Это мы и так понимаем. Она даже существует не для американцев. Это они тоже понимают. Она не супер-то нужна и топовым музыкантам, что хорошо видно. Единственными, кому она хоть как-то теоретически может быть нужна — это новым артистам, которые хотят укрепиться в шоу-бизнесе и показать свою значимость. Кого-то вроде Dua Lipa. Вот упала эта Грэмми, скажем, Бэку? Абсолютно нет. Бадди Гаю? Не похоже на то. Может быть, Фаррэллу? Не-а. А вот Липе наверняка приятно.
Вот только что вообще значит это «лучший новый артист»? Непонятно совершенно. Dua Lipa порвала все стримингованные сервисы, взяв 4-е место за самый прослушиваемый альбом в 2018-м, стала первой в 2017-м и второй в 2018-м после Арианы Гранды самой прослушиваемой певицей в мире по показателям Spotify. И вот за это могли бы премию и дать, но за это премий не дают.
Понятно, когда свои топы создают какие-то издания. Эти топы создают конкретные люди, у которых есть свои вкусы и бэкграунд. Они делают топы исключительно для своих читателей, которые знают вкусы авторов издания. Грэмми не должна обладать никакими вкусами. Грэмми должна быть объективна. А что может быть объективнее количества прослушиваний? Не пора ли заменить вручение фиктивной премии на премию за объективные показатели?
В итоге
Грэмми — это не Оскар. Потому что музыка — это не кино, прикиньте. Большинство людей смотрит один фильм один раз в жизни - независимо от того, понравился он им или нет. Поэтому невозможно судить о качестве фильма по купленным на него билетам - это уже показатели рекламной кампании фильма.
Любимые альбомы люди слушают каждый день. А учитывая, что сейчас все слушают альбомы через одни и те же стриминги, а также учитывая, что жанры давно перестали быть чем-то определяющим музыку, подходит время, когда уже элементарно можно найти необходимые статистические данные для того, чтобы изменить и номинации на более актуальные.
«Лучший альбом для качалочки». «Лучший песня для увольнения». «Лучший альбом для поедания чебупелей». «Лучший артист для господи как холодно, почему в этом автобусе так холодно, ещё ехать два с половиной часа, дайте послушать кого-нибудь с теплым голоском, чтобы выжить»… всё это имело бы гораздо больший смысл.
Ну а хоть что-то есть хорошее?
На самом деле, есть у Грэмми один плюс. Там целая куча номинаций для разной корневой американской музыки, кантри, бразильской национальной музыки и вот этого всего. Вряд ли это много кого интересует, но мы знаем, как сложно быть в курсе новых релизов этих жанров, всё-таки это что-то вроде нашей потайной специализации. И вот тут внезапно неплохо помогает Грэмми.
Удивительно, но мы, например, пропустили прекраснейший релиз Brandi Carlile — By The Way, I Forgive You. И совсем неудивительно, но всё равно стыдно, что мы пропустили отличный сборник блюзов дельты Миссисипи, госпелов, холлеров и всякого разного Voices Of Mississippi: Artists And Musicians Documented By William Ferris. Спасибо, Грэмми.
Автор текста: Арсений Брагинский