Найти тему
Доминика Фэм

Мечта быть изнасилованной?

Оглавление

О дамских романах и неожиданных фантазиях прекрасной половины человечества

Я обычно не делю литературу на мужскую и женскую: она бывает просто хорошей или плохой. Если, конечно, речь не идет об изначально гендерно-ориентированных жанрах типа дамского романа. Впрочем, к таковым часто относят и произведения Жорж Санд, Маргарет Митчелл и сестер Бронте – и, по большому счету, мы снова приходим к тому, что настоящая литература на самом деле вне гендера. Но в фэнтези (по крайней мере, отечественном) сегодня есть четкое разделение на условно «мужское» и «женское». Лучшее, как обычно, - «ни к свиньям, ни к морю», но речь сейчас не о нем.

«Женское фэнтези» сегодня – это такой гибрид сказки для взрослых и дамского романа. Иногда (часто) с элементами порнографии. Давать оценки этому явлению с точки зрения художественности не будем. Интереснее, что в этом жанре есть сложившиеся устойчивые стереотипы – некие усредненные образы идеального мужчины и идеальной женщины. И образы эти довольно… неожиданны. Как и модель отношений между ними. Особенно если учитывать, что жанровая литература реагирует на читательский запрос, а авторы романов – на комментарии своих поклонников. То есть речь идет не о навязанном писательницами образе, а о том, о чем втайне мечтают именно читательницы.

Идеальный мужчина из сказки

-2

Надо ли говорить, что идеальный мужчина – силен, красив, наделен властью, богатством и прочими невероятными достоинствами и талантами? Чаще всего он несоизмеримо выше героини по своему социальному и материальному положению, образованию и даже возрасту. Чаще всего он – «плохой парень» (неистребима в наших женщинах мечта «перевоспитать монстра»!).

-3

То есть усредненный расклад такой: она – сиротка, обнищавшая аристократка или попаданка из другого мира, у нее нет ни титула, ни денег, ни образования. Ей лет 17. Обязательна девственность и истеричное отношение к теме секса (либо полное неведение относительно самого существования такой темы). Возможно, только что поступила в местный магический вуз. Он – мечта всех окружающих женщин, король/принц/император/темный властелин/могущественный маг. Ему лет 500, но он прекрасно сохранился. Часто он какой-нибудь альтернативной расы (особо популярны драконы, демоны, вампиры, оборотни и эльфы) либо темный маг/некромант. Может быть ее преподавателем или главой учебного заведения, реже – соучеником (но тогда он обязательно принц инкогнито и самый одаренный студент). В особо запущенных случаях она может быть его рабыней. Словом, он – ярко выраженный доминант, но, как будто этого недостаточно, это подчеркивается слабостью героини.

История завоевания прекрасной девы

-4

И самое главное. В огромном количестве романов этот самый «идеальный мужчина»… насилует героиню. Еще чаще – пытается это сделать или регулярно угрожает сексуальным насилием. И в подавляющем большинстве случаев он изначально начинает с оскорблений в ее адрес, всю дорогу пытается ее унизить, нередки и описания рукоприкладства (в разных формах – в фэнтези это может быть и магический удар, но физически болезненный).

Это все потому что он ее хочет так, что аж кушать не может и из штанов все время выпрыгивает.

А потом он наконец осознает, что на самом деле это всю дорогу была любовь. Великая, вечная и единственная. Примерно в это же время до него внезапно доходит, что возлюбленная, которую он считал «гулящей женщиной» (чаще всего не очень понятно, на каком основании, но ему виднее), на самом деле чиста и невинна.

Думаете, осознав, он встает на колени и вымаливает прощение? Ага, щаз. Он ее, например, похищает и запирает. Чтобы никуда не делась, раз любовь. Или втайне от нее, не спрашивая ее мнения, проворачивает свадьбу по своим обычаям. Скажем, дарит ей якобы охранный амулет – а он потом оказывается брачным (варианты – предлагает выпить какое-нибудь особое вино, приглашает «чисто погулять» в какое-нибудь особое место, где благословляют местные боги и т. д.) и брак считается уже заключенным, а расторгнуть его теперь нельзя, ибо он магический. То есть опять-таки – чтобы уже никуда не делась. У него же любовь. А ее мнение и планы на жизнь… ну кого вообще интересуют такие мелочи, правда?

Дева, кстати, обычно в такой ситуации решает: «Ой, незадача какая, негодяй он, конечно… но, с другой стороны, симпатичный, и вообще он же мне на самом деле нравился!»

Вот такая удивительная история любви. И жили они долго и счастливо, да-да.

-5

Читательницы в восторге

Казалось бы, нам только что рассказали совершенно кошмарную историю о насилии, из которого не вырваться.

А комментарии читательниц говорят о другом. Читательницы даже на начальной стадии отношений (оскорбления на ровном месте, унижения, рукоприкладство и попытки изнасилования, а то и само изнасилование) искренне видят в герое «идеального мужчину»! Серьезно. Или порицают его поведение, но заранее готовы к тому, что он «полюбит и исправится». Они уже простили его и ждут, когда это сделает героиня. И будет наконец счастлива!

Социальный запрос на насилие

На самом деле это самое невероятное – женщины, которые ищут во «взрослой сказке» некие идеалы, которых недостает им в реальности, которым хочется ассоциировать себя с героиней, - готовы влюбиться в насильника. Неужели на самом деле они мечтают быть изнасилованными? Слабо верится.

Но, с другой стороны, социальный запрос очевидно существует.

Женщины мечтают о «сильном плече», и это вроде бы нормально и естественно. Но… воспитанные в патриархальных традициях и условиях традиционного же семейного абьюза, они совершенно искренне считают, что силу нужно демонстрировать. А как? Да как обычно. «Бьет – значит, любит». Сознательно никто этого не скажет, но где-то в голове сидит этот посыл и дает свои результаты.

Обратите внимание: герой, заявленный автором, вроде бы изначально заведомо силен во всех отношениях. Но при этом он испытывает потребность самоутверждаться за счет слабого! А чем еще может быть его поведение в отношении совершенно беспомощной перед ним девушки? То есть авторы и читательницы неосознанно на этого вроде бы действительно сильного мужчину переносят модель поведения, свойственную вовсе не «сильным мужчинам», а домашним тиранам, причем из самых низких социальных страт. Просто реально сильному человеку, мужчине нет нужды вести себя так. Какой смысл реально сильному – бить слабого? В этом есть смысл для слабого – найти того, кто еще слабее. Какой смысл востребованному – насиловать и принуждать?

-6

Если нечто крякает как утка

Откуда берутся эти дикие стереотипы? А из традиционного воспитания и патриархальных ценностей. Женщине с детства внушают, что она – дичь, а мужчина – охотник. Безусловный доминант. И растет она в мире, где для демонстрации силы необходимо унизить слабого.

В интернет-спорах о семейном насилии, о сексуальном насилии, о правах женщины, о практике обвинения жертв и так далее – меня обычно изумляет то, что огромная часть женской аудитории готова заклеймить позором пострадавших женщин и оправдать мужчин-преступников.

Подозреваю, что вот эти самые восторженные читательницы, которые хотели бы себе такого «идеального мужчину», с их прекрасными идеалами и системой ценностей, как раз и составляют ту самую женскую аудиторию. Или, по крайней мере, ее часть. В их искаженном восприятии, этом безумном кривом зеркале, жертвы просто не способны оценить (или не достойны) настоящих «сильных мужчин».

Обычно в реальности, если человек выглядит, как мерзавец, говорит, как мерзавец, ведет себя, как мерзавец – скорее всего, он и есть мерзавец. Чудовища в реальной жизни крайне редко перевоспитываются в прекрасных принцев. А их «воспитательницы» попросту превращаются в тихие тени, которые и сами себя не считают людьми.

-7

Труднее всего спорить о правах женщин – с женщинами. Как объяснить человеку, что он человек? Наверное, это безнадежно. Печально то, что все эти женщины растят дочерей в тех же убеждениях.

Массовая литература, конечно, не виновата в безумии и аморальности читательского запроса. Она – всего лишь «градусник», который показывает «температуру больного». Интересно, существуют ли припарки для таких случаев?