В окружении 200-летних вишневых деревьев за главным зданием Kōdansha в Отова, Бункё-ку, старый Нома Додзё был местом паломничества для кенши со всего мира. Основанный в 1925 году первым президентом издательской компании Kōdansha, Нома Сейджи, он пропитан духом поколений лучших японских кендоистов, впитавшимся в его огромный сосновый деревянный пол. После войны Нома Додзё стал одним из четырех великих додзе восточной столицы (Токио), и до недавнего времени он был единственным оставшимся из них. Основа здания была перенесена из более старого додзё периода Эдо. Раздвижные двери, которые проходили по всей длине каждой стороны додзё, открывались каждое утро во время тренировки, независимо от сезона. Заниматься кендо настолько близко к природе постоянно в течение года очень интересный опыт. Во-первых, ваше кендо должно адаптироваться к каждому сезону; это делает вас очень чувствительными к небольшим изменениям погоды. Во-вторых, вы тренируетесь, как это делали бы мечники периода Эдо. Весной, когда цветёт сакура, лепестки залетают в додзё во время кейко, сливаясь в поэтическом чувстве Бусидо. Это был опыт, которого не может быть в любом современном додзё.
Помню, когда я впервые попал в Нома Додзё, это было как шаг назад во времени. Хотя додзё был расположен в центре Токио, когда я сидел в сейдза в начале Кейко с видом на японский сад, тишина была удивительной, пока она не разбивалась приятным басом большого барабана тайко, дававшим сигнал к началу Кейко. Реверберации заполняли мой разум и тело, прежде чем мягко рассеяться вместе с любыми мыслями о внешнем мире, как круги на поверхности пруда. Тогда у меня мурашки бежали по коже, и каждый раз я думал об этом. Опыт был настолько сильным, что я чувствовал необходимость возвращаться в Нома Додзё при каждой возможности, пока я в конечном итоге не стал его членом после переезда в Японию. Мое сердце разбилось, когда я увидел, как его сносят.
Утренняя тренировка
Некоторые из старших членов вспоминают о том, что они видели, когда они были новичками в додзё. Они рассказывают о стариках, пришедших в додзё, одетых в традиционные японские шляпы и одежду. Это означает, что эти старики жили в конце периода Эдо - люди, которые каким-то образом пережили бурные времена имперской реставрации. Люди, которые жили и дышали тем же воздухом, что и Сакамото Риома, Ямаока Тесшу и так далее. В прежние времена знакомый главный вход не использовался никем, кроме сенсея. Студенты должны были входить сзади, через то, что в основном является маленькой дверцей, почти так же, как и в чайном доме.
1 из 2
Мочида-сенсей и место для его богу
Додзё славился не только своей архитектурой, но и был живым памятником современной истории Японии. Нома Додзё был местом последнего Tenran-jiai: турнира с посещением Императора. Это был также додзё самого известного учителя кендо 20-го века-Мочида Моридзи (1885-1974), чей крюк для доспеха оставался пустым, а его имя все еще было написано над ним до того дня, когда додзё был снесен, примерно через тридцать лет после его смерти. Мочида-сэнсэй и многие другие известные учителя, которые практиковали в Нома, сформировали кендо таким, каким оно является сегодня. Сэнсэй, такой как Мори Торао, один из основателей Федерации кендо Соединенных Штатов Америки; сын Нома Сэйджи Хисаси; и Мочизуки Масафуса. Во время создания Нома Додзё существовало множество стилей и школ кендо. С помощью Накаямы Хакудо, Нома Сейджи создал додзё, где все стили и школы могли объединяться и обмениваться идеями. Один из додзё-кунов (заповедей), который висит на стене додзё, прямо заявляет, что никто не может выражать какие-либо мнения о другой школе или стиле в додзё. Я также считаю, что это наследие философии кендо Нома Сейджи-сэнсэя, к которой можно отнести долгосрочный успех Kōdansha.
1 из 2
Барабан Тайко и Токонома старого додзё
Когда стало известно, что старый Нома Додзё должен быть снесён, подавляющее большинство людей были опустошены. Это казалось совершенно противоестественным: огромная издательская компания, зарабатывающая миллионы долларов на книгах о японской культуре, вот-вот снесёт то, что некоторые считали национальным достоянием. В типичном японском стиле противодействие его сносу было строгим и очень уважительным к Kodansha за то, что нам позволили свободно использовать додзё в течении его 83-летней истории. Как только было принято окончательное решение снести здание, все люди, которые практиковали в Нома, старательно работали вместе, чтобы обеспечить переход от старого додзё к новому. Все старое оборудование было аккуратно сложено и упаковано. В тот вечер был ужин в честь окончания эпохи. В конце вечера Умемура Тосихико-сэнсэй закрыл заседание. В своем выступлении он сказал: «Мы были частью долгой истории и традиции Нома Додзе. Настало время создать новую традицию». Услышав эти слова, я вдруг понял истинное достоинство, с которым старший сэнсэй в додзё вел себя в эти трудные времена.
Старое и новое додзё
Впервые со времен Второй Мировой Войны Нома Додзё был закрыт. Через два дня была первая тренировка в новом додзё. Kodansha потратил много денег и приложил много усилий, чтобы попытаться воссоздать ощущение старого в новом. Оригинальная камидана, фотографии сэнсэев и дополнительные принадлежности были перемещены. Как додзё он довольно впечатляющ, с душевыми, которые соответствуют всем современным требованиям. Пол изготовлен по самым современным спортивным технологиям, но в нем нет ни духа, ни многолетних потертостей, ни характера старого. Несмотря на то, что это превосходное современное место для кендо, в нём отсутствует нематериальная сущность старого додзё, и тембр тайко уже не тот. Додзе теперь заключен на одном из этажей офисного здания, и вместо того, чтобы чувствовать стихию природы, вы можете ощутить лишь неприятный сквозняк. Вскоре, несмотря на обращения к местным советам и другим руководящим органам, началось разрушение старого додзё. Несколько членов додзё под руководством Такасуги Юити вызвались помочь в сносе додзё, чтобы обеспечить сохранность всего, что мы могли спасти. Благодаря этому Парадный вход был полностью сохранен и отправлен в Нома Сэйджи Кенсо Кай в его родной префектуре. Во время операции нам пришла в голову идея собрать все старые гвозди и болты из додзё. Они были отправлены в кузницу оружейника Комия Ясумицу в Кюсю, где были переплавлены в катану. Надпись на хвостовике гласит—Отова но араши (Шторм Отова - звук сталкивающихся синаев на утренней тренировке). Катана будет находиться в новом токонома, перенося традиции старого додзё в новый.
1 из 2
Кейко в старом и новом додзё
Настоящее наследие Нома Додзё в его нематериальных активах; сердце здания и люди, которые с благоговением используют его для передачи истинных ценностей и обычаев Японии и кендо. Ценность додзё для культурного обогащения будущих поколений проявляется в альтруистическом отношении издательской компании Kōdansha и сегодняшнего старшего сэнсэя, который преподает там, приветствуя кенши со всего мира. Атмосфера Нома Додзё представляет для многих неяпонских посетителей (практикующих кендо и зрителей) реальный опыт японской культуры в ее лучших проявлениях.