Найти в Дзене

Творчество Эндрю Ллойд-Уэббера и Тима Райса в период написания "Иисус Христос - Суперзвезда". Особенности произведения (часть 3)

Первая статья из серии была вступительной. Предыдущая статья - практически полностью историческая справка. А в данной статье помимо историко-биографических справок уже начало некоего анализа. Но я пока ещё не приступила к "Heaven on their minds", это будет в следующей статье из серии. Сейчас поговорим о творчестве авторов рок оперы и о ней самой.

фото из личных архивов
фото из личных архивов

В первую очередь, стоит отметить, что музыка и слова в произведении отлично взаимодействуют друг с другом. Авторы рок-оперы «Иисус Христос - Суперзвезда», Эндрю Ллойд-Уэббер и Тим Райс, хоть и написали её будучи совсем юными (1970 год), уже являлись на тот момент тандемом, существовавшим и совместно писавшим в течение нескольких лет.

Молодые Эндрю и Тим
Молодые Эндрю и Тим

Английский композитор Эндрю Ллойд Уэббер (Andrew Lloyd Webber) родился 22 марта 1948 года в Лондоне в семье профессиональных музыкантов. Поэт Тимоти Майлз Биндон Райс (Sir Timothy Miles Bindon "Tim" Rice) родился 10 ноября 1944 года в графстве Букингемшир в классической английской семье "среднего класса".

Ллойд-Уэбберу было всего 22 года, а Тиму Райсу – 26, когда они создали произведение крупной формы «Иисус Христос – Суперзвезда». До этого они совместно уже успели написать два мюзикла, которые не возымели успеха и короткий мюзикл-кантату «Иосиф и его удивительный цветастый плащ мечты» («Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat»), который оказался достаточно успешным. Однако, первым действительно масштабным, а впоследствии даже, можно сказать, легендарным творением тандема стало произведение «Иисус Христос – Суперзвезда» - четвертое совместное творение поэта и композитора.

-3

Рок-опера «Jesus Christ Superstar», естественно, относится к периоду раннего творчества Эндрю и Тима. И всё же, стоит отметить такой факт из биографии Ллойд-Уэббера: он очень рано начал заниматься музыкой и сочинять произведения. В три года Эндрю начал играть на скрипке, в шесть – на фортепиано и валторне. Когда ему было 11 лет (1959 год), его авторское музыкальное произведение было опубликовано в журнале "Учитель музыки". Профессиональную запись своей первой песни он сделал в 1963 году.

Раннее творчество композитора характеризируется жанрово-стилевым разнообразием. К тому же, Ллойд-Уэббер – один из первых композиторов, совместивший жанр оперы с рок-музыкой и выделивший рок-оперу как отдельный подвид мюзикла, сделав произведение полностью музыкальным, без каких-либо разговорных эпизодов.

Уэббер проявил себя новатором, став одним из создателей разновидности мюзикла «sung-through» - сквозного музыкального развития, исключающего разговорные эпизоды. Таким образом, его произведения можно считать не только высокими образцами мюзикла, но и примерами успешной реализации композиторских поисков в области современной оперы. [А. В. Сахарова «Музыкальный Театр Эндрю Ллойд-Уэббера: Жанрово-стилевые Модели Массовой Академической Музыки»; Москва, 2008 – С. 23]

Хочется рассказать еще немного о характерных чертах творчества Эндрю Ллойд-Уэббера и его произведений, связанных с религиозной тематикой, каким и является «Иисус Христос – Суперзвезда». В мюзиклах на такие темы особое значение приобретают модели традиционных афро-американских культовых песнопений – спиричуэл, госпел. В рок-опере, рассматриваемой нами, тоже используются эти модели. Но, как было сказано выше, раннее творчество композитора легко можно узнать по многообразию жанров. Так, в «Jesus Christ Superstar» мы слышим, помимо вышеперечисленного, и хард-рок, и лирический рок, и рок-н-ролл, и рок-баллады, и ритм энд блюз…

Эндрю Ллойд-Уэббер, композитор "Иисус Христос - Суперзвезда"
Эндрю Ллойд-Уэббер, композитор "Иисус Христос - Суперзвезда"

В своих мюзиклах в целом и, в частности, в рок-опере «Иисус Христос – Суперзвезда» композитор, как уже было упомянуто, соединяет академический музыкальный стиль с менестрельной, массовой музыкой.

Самым распространенным примером обращения к стилистике массовой музыки служит использование характерного для нее инструментария. Звучание эстрадного или джазового оркестра, тембры рок-инструментов (электронных бас- и соло-гитар ,синтезатора, ударной установки) – неотъемлемый элемент мюзиклов Уэббера. [ А. В. Сахарова «Музыкальный Театр Эндрю Ллойд-Уэббера: Жанрово-стилевые Модели Массовой Академической Музыки»; Москва, 2008 - С. 15]

Помимо разнообразных сольных арий и дуэтов в опере присутствуют и многочисленные хоровые партии, которые несут не меньшую смысловую нагрузку. «Hosanna» толпы, восхваляющей Иисуса, хор торговцев, хор больных и увечных в Храме. А также:

Одну из трогательных песен альбома исполняет хор от лица апостолов в Тайной Вечере («The Last Supper»). Одни из самых жестких партий в опере исполняются хором от лица толпы при аресте Иисуса («The Arrest») и на Суде Пилата («Trial Before Pilate»): «У нас нет царя, кроме Цезаря! Распни его!» [«История рок оперы Jesus Christ Superstar»]
Тим Райс, либретист "Иисус Христос - Суперзвезда"
Тим Райс, либретист "Иисус Христос - Суперзвезда"

Несколько слов хочется сказать и о либретто Тима Райса. Тим окончил хорошую школу, а затем год учился в Сорбонне, после чего не стал продолжать получать высшее образование. Он начал работать в юридической конторе, хотя уже в те годы понимал, что хочет связать свою жизнь с музыкой. Правда, Райс собирался стать исполнителем (вокалистом), а не известным автором текстов.

Тим уже оставил попытки стать юристом к тому времени, когда была написана рок-опера «Иисус Христос – Суперзвезда». Он ещё немного поработал ассистентом в студии звукозаписи EMI, а затем полностью сосредоточился на сочинительстве.

Для написания сюжета рок-оперы Тим Райс использовал книгу «Жизнь Христа» Фултона Дж. Шина. Книга исследует параллельность в описании трех Евангелий: от Матвея, от Марка и от Луки. В рок-опере отражены события последних семи дней жизни Иисуса (Страстной недели): вход Христа в Иерусалим; совещание первосвященников, на котором было принято решение уничтожить Иисуса; Последняя Вечеря; молитва Христа в Гефсиманском саду и его арест; тройное отречение Петра; Иисус у Ирода и в последствии у Понтия Пилата; суд Пилата; избиение (40 плетей) и распятие Христа.

Архиепископ Фултон Дж. Шин., автор книги "Жизнь Христа"
Архиепископ Фултон Дж. Шин., автор книги "Жизнь Христа"

Следует отметить и особый сленг, которым пользовался Тим Райс в данном произведении. Из самого названия рок-оперы, в котором использовано слово «Суперзвезда» видно, что рок-опера тесно связана именно с современностью 26-летнего Тима (1960-70 гг.). Опера показывает Иисуса как некую икону, суперзвезду (какие ярко загорались в то время), а его последователей – фанатами, поклонниками.

Представление о Христе в рок опере «Jesus Christ Superstar» сильно навеяно культурой, или как ее чаще называют – контркультурой хиппи, а также «Движением Иисуса», которое плавно родилось в конце 1960-х из движения «flower power» на Западном побережье. Участники движения называли себя «фрики Иисуса»...
… Обращение учеников к нему явно взято из «хипповой среды»: “Hey JC. JC, you’re all right by me” (Эй, Джей Си, Джей Си, ты очень клевый для меня), за что оперу часто обвиняли в «уличном языке». [«История рок оперы Jesus Christ Superstar»]

Тим Райс сумел соблюсти определенную стилистику современного сленга в рок-опере, посвященной событиям, произошедшим почти 2000 лет назад. Он передал события того времени на современном языке и в актуальном формате.

Тим Райс
Тим Райс

Либретто оперы, где говорится о последней неделе жизни Христа, во многом, с точки зрения Иуды, было встречено многими верующими людьми неодобрительно, вызвало протесты. Однако, рок-опера всё равно получила огромное количество поклонников и имела (и по сей день имеет) неимоверный успех. В предыдущей статье я уже говорила о том, что создатели рок-оперы, благодаря именно ей (а ведь у них много других культовых творений) стали обладателями статуса EGOT (премий Эмми, Грэмми, Оскар и Тони). В обществе ли дело, которое видит противоречие библейских тем и рок-музыки, в гениальности самих авторов, или ещё в чём-то?.. Как вы думаете?

В следующей статье подберёмся уже непосредственно к "Heaven on their minds", начнём анализировать арию Иуды. Если вам интересно меня читать, не забудьте поставить лайк, подписаться и поделиться моими статьями с друзьями. Благодарю заранее!