Найти в Дзене
Тосненские ведомости

От «Кон-Тики» до «Ра-2»

Созерцание королевского корабля «Васа» приводило в восторг. Такую своеобразную, даже величественную красоту морского судна я видел впервые.

Книга, приобретенная в музее

Готовясь к встрече с кораблем, знал, что он был одним из самых дорогих и разукрашенных военных кораблей, построенных в Швеции в 17 веке, знал о трагическом исходе его первого и единственного плавания, 330-летнем пребывании под водой.

Сейчас я находился в музее этого замечательного корабля в центре Стокгольма. Времени было достаточно, поэтому неспешный осмотр доставлял истинное удовольствие.

-3

В музее «Васа»

Поражал объём проведенных работ по его возвращению из небытия. В музейных витринах детально и с любовью был отражён каждый шаг по реставрации.

Вспомнил об отечественном фрегате «Паллада», красавце российского флота, имевшем яркую и богатую историю, совершившем почти кругосветное путешествие, но затопленного в результате непродуманных действий и до сего времени сокрытого от людского глаза толщею морских вод. Это вызвало только сожаление, усиленное знанием ещё об одном музее, расположенном в Осло, в котором находится легендарная лодка «Ра-2», здесь же уникальный экспонат – плот «Кон-Тики»…       

Имя Тура Хейердала – норвежского путешественника и исследователя, стало популярным в далеком 1947 году, когда он пересёк восточную часть Тихого океана (от Перу до Полинезии) на плоту под названием «Кон-Тики», доказав тем самым свою теорию о возможности заселения острова Пасхи выходцами из Южной Америки, а не азиатского континента, как считали многие ученые.

Откуда такое название плота? Согласно легенде инков, вождь Кон-Тики потерпел поражение при битве на озере Титикака (V век н. э.). Бежал к Тихому океану. А дальше? Дальше – вождь и его соратники покинули сушу на плотах. Куда они исчезли – легенда умалчивает.

Хейердал считал, что люди плыли и плыли на запад, пока не достигли островов Полинезии, первым из которых оказался остров Пасхи. Отсюда, по его мнению, пошло заселение полинезийских островов. (См.: Хейердал Т. Путешествие на «Кон-Тики»; Хессельберг Э. «Кон-Тики» и я. – Л.: Лениздат, 1958).   

Мореплаватель назвал свой плот из бальзового дерева «Кон-Тики», на парусе которого был изображен портрет этого вождя, а всё путешествие задумывалось как повторение пути древних перуанцев.  

«…Океаны не барьер для мореплавателей, – говорил Хейердал, – напротив, они как бы пересечены гигантскими ленточными транспортёрами, способными доставить из одного района в другой всё, что может держаться на плаву». (См.: Сенкевич Ю. Путешествие длиною в жизнь. – М.: «Вагриус», 1999).

Вместе с пятью товарищами Хейердал преодолел 4300 морских милей, что вдвое больше, чем проплыл Колумб во время своего первого путешествия к островам Вест-Индии на небольших, однако хорошо оснащенных морских кораблях.

Академик С.В. Обручев писал об этом путешествии: «Успех плавания плота Хейердала был обусловлен точным анализом взаимодействия течений и ветров этой части Тихого океана, и по глубине научного предвидения и смелости предприятия эту экспедицию можно сравнить только с дрейфом через Северный Ледовитый океан, выполненный в 1893-1896 годах другим норвежцем – Фритьофом Нансеном». (См.: Обручев С.В. [Предисловие] // Хейердал Т. Путешествие на «Кон-Тики»: На плоту от Перу до Полинезии.– М.: «Молодая гвардия», 1955. – С. 3-7).  

Плавание «Кон-Тики» вызвало широкий резонанс в мире. Познание неведомого и жажда приключений присущи человеку. А здесь такой пример! Люди группами и в одиночку устремились покорять водные просторы мировых океанов, неприступные горные вершины, карстовые пещеры, таинственные глубины. Экстремальные путешествия становились потребностью. Об этом много говорили, писали. О смелых, неординарных людях слагали песни. В круговорот происходящего по собственному побуждению ступила творческая интеллигенция, в т.ч. художники, откликнувшиеся своими работами на события, будоражащие умы. Не остался в стороне известный  ленинградский график Ф.Ф. Махонин.

Его восхитили слова Тура Хейердала, сказавшего, что досадно видеть праздных молодых людей, бесцельно проводящих свою жизнь. Однако мир полон неизведанных явлений, загадок, тайн, которые ждут своих исследователей.

Плавание «Кон-Тики», стойкость и целеустремленность Хейердала подвигли графика на создание для всемирно известного путешественника подарочного экслибриса.

-4

Экслибрис Ф.Ф. Махонина для Т. Хейердала

В 1969 году неутомимый Хейердал организует следующую экспедицию. На папирусной лодке «Ра-1» он стремится доказать свою новую гипотезу о возможности достижения берегов Америки древними народами Африки. Однако путешественника постигла неудача – лодка затонула. Сказались дефекты в её конструкции.

Исследователь не отступил. В 1970 году он предпринимает очередную попытку одолеть Атлантический океан. На сей раз – на тростниковой лодке «Ра-2», которая была построена боливийскими индейцами с озера Титикака.

Ошибки прошлого учли. Корпус усилили, по бокам добавили толстые папирусные «сигары» – для перехвата волн и увеличения ширины лодки, а рулевые весла сделали более прочными.

«Ра-2» имела основные характеристики: 12 м в длину, 5 м – в ширину, 2 м – в толщину. Длина каюты составляла 4 м, ширина 2,8 м. На белом полотнище паруса – красное солнце – символ бога Солнца Ра.

17 мая 1970 года лодка покинула порт марокканского города Сафи, что в Северной Африке, и взяла курс к берегам Южной Америки через Атлантический океан.

Экипаж состоял  из восьми человек: Тура Хейердала (Норвегия), Норманна Бейкера (США), Карло Маури (Италия), Кея Охары (Япония), Юрия Сенкевича (СССР), Жореса Сориала (Египет), Сантьяго Хеновеса (Мексика), Мадани Аит Уханни (Марокко).

Формируя состав экипажа, Хейердал сознательно пригласил людей различных национальностей и религий с целью доказательства, что на таком маленьком «жизненном пространстве» люди могут жить и плодотворно сотрудничать.

Ф.Ф. Махонин, узнав об участии Ю. А. Сенкевича в экспедиции Тура Хейердала, решил сделать для него подарочный книжный знак. Экслибрис получился удачным – лодка с парусом преодолевает океанские волны.

-5

Экслибрис Ф.Ф. Махонина для Ю.А. Сенкевича

Позднее выяснилось, что Юрий Александрович, отправляясь в путешествие, передал экслибрис в редакцию газеты «Известия». В редакции с книжного знака сняли имя и фамилию путешественника, а затем использовали знак в качестве эмблемы к сообщениям о плавании лодки «Ра-2».         

Через 57 дней мореплаватели достигли берегов Барбадоса. Позади осталось почти 6000 км.

Успешное завершение экспедиции «Ра-2» подтвердило гипотезу Тура Хейердала о возможности древних трансатлантических путешествий и, как следствие, контактов людей разных континентов.  

Юрий Александрович Сенкевич, участвовавший в обоих плаваниях на «Ра» (а затем и на лодке «Тигрис», о чём здесь речи не ведём), по совету своего научного руководителя академика О. Газенко занимался изучением вопроса психологической совместимости в многонациональном экипаже. 

Результатом этих экспедиций, а также ведение в дальнейшем популярной передачи «Клуб кинопутешествий», занесенной в «Книгу рекордов Гиннесса», явилось то, что имя  Юрия Сенкевича стало широко известным.

Он возглавил Ассоциацию путешественников России, стал членом Союза журналистов России, сопредседателем Фонда международной гуманитарной помощи и сотрудничества. В своё время за комплекс исследований в Антарктиде ему была присуждена Государственная премия СССР.           

Однако внимание к людям, доступность, интеллигентность, глубокая порядочность никогда не изменяли ему.

В 1973 году свет увидела его книга «На „Ра” через Атлантику», ставшая не только жанровой классикой XX века, но руководством по воспитанию толерантности, в которой испытываем сегодня большую потребность.

Отзывы на книгу не заставили себя ждать. Кандидат исторических наук В.М. Бахта писал:

«…книга Ю. Сенкевича – призыв к дружбе с океаном. Призыв, весьма симптоматичный для наших дней, когда интенсивное проникновение человека в океан вступило в качественно новую фазу. И в этом смысле книга Ю. Сенкевича – полезный и нужный подарок читателю, жителю страны, берега которой омывают моря трех величайших океанов нашей планеты».          Ленинградский искусствовед И.Г. Мямлин в марте 1974 года  направил свою рецензию в редакцию «Литературной газеты»:

«…Книга без назидательства учит мужеству, честности по отношению к себе и другим, верности, выдержке… Она полна тонкого, ненавязчивого юмора, который проявляется и в полемике, ведущейся подчас на „Ра”, и в самоиронии, которой не боится автор. Нет, не зря Тур Хейердал попросил у Президента Академии Наук СССР М.В. Келдыша подобрать для экспедиции врача, непременно обладающего чувством юмора!». (Рецензия не опубликована, находится в частном архиве).

Inter alia – между прочим – за год до изготовления экслибриса для Ю.А. Сенкевича  Филипп Федорович Махонин сделал книжный знак автору хорошо известной книги «Приключения капитана Врунгеля» Андрею Сергеевичу Некрасову.  

-6

Экслибрис Ф.Ф. Махонина для А.С. Некрасова

Неизвестно, видел ли этот знак Сенкевич, но знаменитое трио парусной яхты «Беда» – Врунгель, Лом и Фукс –  непременно понравились бы путешественнику и учёному, обладавшему необычайным юмором, иронией и наблюдательностью.

Итак, книга Сенкевича вышла в свет и… мгновенно стала библиографической редкостью.

Однажды, по словам И.Г. Мямлина, об этой книге он разговорился с Ниной Ивановной Сырых, приветливой голубоглазой блондинкой, сотрудницей Союза художников. Каково было удивление искусствоведа, когда он узнал, что собеседница – двоюродная сестра Юрия Александровича Сенкевича!

«Возможно ли получить автограф  на его книге?» – поинтересовался искусствовед.       

«Конечно! Юра часто бывает в Ленинграде. Я попрошу его об этом», – ответила Нина Ивановна. А через две недели И.Г. Мямлин получил свою книгу с автографом знаменитого путешественника. 

Сенкевич Ю.А. На «Ра» через Атлантику. – Л.: Гидрометеоиздат, 1973. – 192 с.

На титульном листе: Игорю Гавриловичу Мямлину с глубоким уважением – Юрий Сенкевич. 1 янв. 1974г.       

Как говорилось в старинных книгах – «прошло тридцать лет и три года». В одну из встреч с Игорем Гавриловичем, я получил эту книгу от него в подарок.

-7

На внутренней стороне верхней обложки экслибрис И.Г. Мямлина работы М.И. Полякова.

-8

На обороте титульного листа искусствоведа написал:

                              Любимая книга, лети

                                                             по волнам.

                              Сегодня ты здесь, а потом

                                                             так и там.

                              Неси свою душу на море,

                                                              на сушу –

                              И тем согревай книголюбскую

                                                                         душу!

Сегодня эта удивительная книга занимает достойное место в моей домашней библиотеке.          

Александр Тетерин

С фотогалереей можно ознакомиться здесь