Неадекватная реакция на заметку о блокаде Ленинграда в “Зюддойче Цайтунг” - классический пример скандала, который был раздут из ничтожного повода, дабы отвлечь внимание от того, что действительно важно.
“Смотри, деточка, птичка полетела!”
Уточка из Германии. Громко крякая, полетела мимо нашего любимого Пенсионного фонда, Минобраза и мусорных полигонов.
Факт: некая Зильке Бигальке опубликовала в газете размышления о том, как в России отмечают годовщину прорыва блокады. Сочинительница - не министр, не генерал, просто журналистка, выступающая от собственного лица. Мало ли что пишут в газетах. Если я в “Солидарности” выскажусь лишний раз по поводу нашего бесплатного здравозахоронения - это что, будет позиция Российской Федерации? К сожалению, нет.
Отражение факта в заголовках уже отечественных СМИ: “В Германии раскритиковали россиян за излишнюю героизацию блокады Ленинграда”, “В Германии осудили празднование снятия блокады”, “Пушков ответил немецким СМИ на статью о блокаде Ленинграда”, “Нередко лучше молчать”: СФ ответил на статью немецких СМИ о блокаде Ленинграда”, “В Госдуме отреагировали на заявление немецких СМИ”. Следите за руками маэстро: единственное число превращается во множественное, а конкретная фрау вырастает в олицетворение страны, вроде американского Дяди Сэма.
Между тем, заметка в “Зюддойче Цайтунг” - коллекция пропагандистских штампов отечественного производства. Стандартный подарочный набор от агитбригады, которая по недоразумению именуется “либеральной”. Журналистка прямо ссылается и на телеканал “Дождь”, и на пакостника, слепившего о блокаде “кинокомедию” по мотивам заведомо фейковых “дневников”. Подчеркиваю: материал наш, не немецкий. Воспроизводя его в немецкой прессе, З. Бигальке проявила определенное благородство, она уточнила, что речь все-таки идет “об одном из самых чудовищных преступлений вермахта”. Вермахта, а не русских унтерменшей. Когда наши деятели культурки показывали в городе на Неве шоу “Развалины” с элементами каннибализма”, специфика драматургии состояла как раз в том, что советские люди сами себя убивали и ели. “Ниверин выбегает из-за угла, чтобы успеть вбежать в подъезд, и боец-снайпер НКВД точным выстрелом убивает его. Ниверин падает в глубокий сугроб…” И что-то я не припомню возмущенной реакции ГД и СФ. А те, кто это ставил, приглашал на фестивали за счет бюджета, расхваливал - все на прежних местах. Воспитывают подрастающие поколения.
Тем временем подоспела официальная позиция правительства ФРГ, которое выделило 12 миллионов евро на помощь пережившим Блокаду.
Дальше мы, наученные горьким опытом, можем, конечно, засомневаться: сколько миллионов из 12 реально дойдет до госпиталя ветеранов войны, сколько немецкие чиновники потратят на пропаганду (под вывеской некоего “центра встреч для российской и немецкой общественности”), сколько наши распределят между своими родственниками, которые окажутся сплошь “блокадниками”, как недавно при распределении благотворительных путевок оказались “сиротами”. Такова, к сожалению, проза жизни. Но жест с немецкой стороны красивый. Правильный.
Правительство Германии есть за что осудить, но только не за симпатии к Гитлеру и Ко. Посмотрите, что творится в странах, которые были союзниками Третьего рейха или просто оказались под оккупацией, - включая “географические новости” на западе б. СССР. На Украине десятки улиц названы в честь гауптмана Р. Шухевича, который командовал карательными формированиями; группенфюрер Р. Бангерский торжественно перезахоронен в Риге у памятника Матери-Латвии и т.д. и т.п. В Германии никто не оказывает подобных почестей Кальтенбруннеру или Дирлевангеру (тоже, между прочим, видные борцы с большевизмом). Видимо, страна, породившая нацизм, будет последней в очереди на его реабилитацию.
Лишнее свидетельство того, что немецкая “расовая наука” 30-х гг. была неправа в корне (а не только в практических приложениях). Достоинства и недостатки людей не наследуются “по крови”.
Илья Смирнов, историк