Найти тему

Как Фонд социального страхования воюет против тверских инвалидов

Фонд социального страхования уже не раз привлекал внимание тверских средств массовой информации и общественности.

Чуть более полутора лет назад на страницах нашего издания мы уже писали о, мягко говоря, странной позиции тверского отделения Фонда социального страхования по отношению к инвалидам Тверской области. Чтобы не утомлять читателя повторениями, коротко напомним суть проблемы.

По закону Фонд социального страхования или ФСС обязан обеспечивать инвалидов протезно-ортопедическими изделиями. Сделать он это может двумя путями: либо заключить договор об изготовлении протеза по конкурсу, либо же человек с ограниченными возможностями самостоятельно приобретает изделие, а ФСС, в свою очередь, компенсирует покупку. На приобретение протезов нуждающимся в них людям и на компенсации фонду ежегодно выделяются внушительные суммы. Все выделяемые средства – целевые, и потратить их ФСС может исключительно на обеспечение инвалидов, и никуда более.

Но проблема состоит в том, что фонд фактически не исполняет возложенные на него обязательства и систематически нарушает права инвалидов. Как показывает практика, ФСС оплачивает менее трети всех потребностей в протезах. Притом, что выделяемых из бюджетов средств достаточно для того, чтобы покрыть большинство заявок от людей с ограниченными возможностями.

Об этом мы писали в 2017 году, но воз и ныне там. За прошедшие полтора года ситуация не только не изменилась, но и серьёзно ухудшилась. Случаев необоснованных отказов стало гораздо больше, как и обращений в суды со стороны нуждающихся в протезах людей. Многие инвалиды откровенно говорят, что региональное отделение ФСС ведёт необъявленную войну против людей с ограниченными возможностями.

Дошло до того, что суды буквально завалены исковыми заявлениями к ФСС. Например, на сайте только Московского районного суда Твери в электронной картотеке дела против фонда занимают значительную часть всех рассматриваемых гражданских дел. И суды раз за разом подтверждают правоту людей с ограниченными возможностями и факты необоснованных отказов им в приобретении протезов и выплате компенсаций со стороны работников соцстраха. Фондом проиграны уже десятки дел, но это не останавливает его руководителей продолжать практику необоснованных отказов.

И ладно бы речь шла о какой-нибудь частной лавочке, убытки которой были бы на совести её учредителей или акционеров. Но ФСС – это организация с государственным участием. От необоснованных отказов и проигрыша десятков судов ФСС несёт не только огромные репутационные потери, но и финансовые. Суды взыскивают с проигравшей стороны не только стоимость протеза, но и госпошлину, расходы инвалидов на представителей, а юридическая служба фонда, вместо того, чтобы заниматься нормальной работой, фактически не вылезает из судов. А это миллионы выброшенных на ветер бюджетных рублей.

Отдельная песня – это поведение работников ФСС в суде. Абсолютно все инвалиды и их представители, которым приходилось доказывать в суде свою правоту на приобретение протеза, не сговариваясь, хором говорят о просто хамском отношении к ним со стороны работников фонда. В ходе судебных заседаний работники ФСС открыто издеваются над инвалидами. Так, несмотря на то, что люди приобрели свои протезы за свои деньги и не раз показывали изделия специалистам ФСС, относили им договоры и документацию на протезы, в суде работники фонда требуют вызывать инвалидов на заседания и демонстрировать протезы, и чуть ли ни штаны снимать для этого. Чтобы вы поняли всю глубину циничного глумлению со стороны фонда над людьми, которые уже и так оказались в сложной жизненной ситуации, многие инвалиды живут в районах нашей области, и поездки на суд в Тверь представляют для них немалую трудность, да и многим тверским инвалидам подобные переезды затруднительны. Длительные путешествия утомят и обычного человека, а что уж говорить о людях, у которых нет ног или рук.

Из последних резонансных случаев – история одной несовершеннолетней девочки из одного из районов Тверской области, которая хотела пойти на выпускной вечер с протезом, надеть вечернее платье и ничем не выделяться среди остальных её сверстников. По понятным причинам, мы не будем упоминать её имени. Протез был изготовлен, но ФСС наотрез отказалась его оплачивать. Родители девочки обратились в фонд с требованием положенной им по закону компенсации, но ФСС не придумал ничего лучше, чем подать заявление в полицию, обвиняя людей в том, что они принесли им якобы недостоверные документы, что они мошенники. Люди вынуждены были из области приезжать в Тверь и давать объяснения полиции, их выставили преступниками только за то, что они посмели обратиться за компенсацией на протез дочери. В итоге ФСС, после многих мытарств и полицейских проверок, через несколько месяцев, когда ситуация получила огласку и общественный резонанс, всё-таки оплатил протез, но сколько это стоило нервов и здоровья девочке и её семье!

Сами обращения инвалидов в ФСС напоминают описание кругов ада у Данте. Сначала человеку, нуждающемуся в протезе, нужно приехать в Тверь, именно в областной столице находится региональный офис ФСС и две организации, которые изготавливают протезы. При этом неважно, где инвалид проживает, хоть в Весьегонске или Торопце.

Чтобы вы понимали, такому человеку нужно буквально приковылять в те организации, которые изготавливают протезы, потом ещё несколько раз приехать, чтобы протез идеально подошёл человеку – изделие изготавливается отдельно для каждого конкретного человека, под его потребности. Когда протез готов, инвалиду нужно снова приехать за ним и забрать изделие. После этого такой человек идёт в офис ФСС, где его третируют, требуют предоставить тонну документов, которые по закону инвалид просто не обязан предоставлять фонду, достаточно лишь принести документы об оплате протеза и договор на его приобретение. Но ФСС, как оказывается, закон не писан, поэтому они, вдоволь погоняв людей за ненужными справками, отказывают им в их законном праве.

Да, потом многие из тех, кто получил отказ, идут в суд, выигрывают процесс и отсуживают положенную компенсацию. Проблема в том, что протез – это не дешёвое изделие, ценник на нормальный протез начинается от 200-300 тысяч и может доходить до двух миллионов рублей, это протезы которые позволяют полностью заменить утраченную конечность, ходить, бегать, работать и вести себя как все остальные люди. Люди в ожидании компенсации вынуждены брать кредиты, платить по ним проценты пока идут судебные разбирательства и судебные приставы взыскивают присужденные судом с ФСС средства.

Но десятки проигранных фондом судов – лишь верхушка айсберга. В суды, в основном, идут люди, которые уже оплатили протез и приобрели изделие, они судятся за компенсацию понесённых затрат. А подавляющее большинство инвалидов, у которых нет такой возможности, годами стоят в очереди, ожидая, когда по ним проведёт конкурс ФСС. Каждый год их «кормят обещаниями», переносят сроки. Но за каждым таким некупленным протезом стоят человеческие жизни и трагедии. Но в ФСС, видимо, только радуются чужому горю.

Не будет большим преувеличением сказать, что сегодня Фонд социального страхования в Тверской области развернул самую настоящую войну против одной из самых незащищённых категорий граждан – против инвалидов.

Логика ФСС не укладывается ни в какие рамки. Необоснованные отказы, ставшие повседневной практикой этой странной организации. Десятки проигранных судов, которые ничему не учат руководство фонда, а лишь привели к миллионным потерям для бюджета. Огромные средства, которые выделяются каждый год из федерального бюджета тверским инвалидам на приобретение протезов, но которые фонд с упорством, достойным лучшего применения, сохраняет на своих счетах, чтобы вернуть их по итогам года обратно, хотя никто их об этом не просит и не требует, наоборот, эти деньги целевые и государство их направляет именно на помощь инвалидам. Что это, как не сознательная политика фонда и его руководителя Натальи Андреевой, направленная против тверских инвалидов?

Может быть госпожа Андреева самоутверждается за счёт унижений людей с ограниченными возможностями? Или просто ненавидит жителей нашего региона, и пытается всеми силами сделать жизнь самых обездоленных наших земляков невыносимой? Или у госпожи Андреев есть что-то своё, личное к инвалидам вообще, раз уж у ФСС налицо чёткая установка на нарушение прав целой категории людей. Расскажите тогда уж нам – всем жителям Тверской области, у многих из которых есть знакомые и родственники – инвалиды, или знакомые знакомых, которые в силу самых разных обстоятельств стали людьми с ограниченными возможностями, за что вы ненавидите таких людей?

Или же может быть всё гораздо проще, и нет никакой ненависти, а есть лишь голый расчёт, и фонд научился не отправлять неосвоенные средства в бюджет, а оставлять у себя в качестве «экономии», так ли это? Расскажите, госпожа Андреева, куда уходят недоплаченные инвалидам деньги, неужели на зарплаты и премии руководству ФСС и его сотрудникам? Тогда всё встаёт на свои места и мотив многочисленных отказов понятен – руководство фонда просто-напросто строит своё собственное материальное благополучие за счёт самых обездоленных жителей нашего региона.

Вопросов к деятельности ФСС накопилось много, но все они пока что остаются без ответов.

Как бы то ни было, но страдают от такой неадекватной политики ФСС, в первую очередь, инвалиды, люди которым и так тяжело. И недовольство незаконными действиями фонда, волей-неволей, переходит у людей на региональную и федеральную власть, потому что фонд, как мы уже говорили в самом начале, это не частная компания, а государственная организация. И своими неадекватными действиями ФСС и лично Наталья Андреева подставляют губернатора и президента, потому что люди искренне не понимают, за что они страдают, по какой причине их третируют, и, самое главное, почему до сих пор не наведён порядок в этой сфере.

Иван КУЗНЕЦОВ