Найти тему
Республика Татарстан

Мошенники перешли на бригадный подряд

Не ждите бесплатного сыра и не сообщайте секретный код!

Преступника не видно, и находится он за сотни километров от своей жертвы. Поймать злоумышленника куда сложнее, чем уличного грабителя, при том, что разовый ущерб порой достигает миллионов рублей. Таковы особенности дистанционных преступлений, о которых нам рассказали в МВД по РТ.

ИЗ МОШЕННИКОВ – В ВОРЫ

Тема дистанционной преступности по-прежнему остаётся актуальной, хотя борьба с ней набирает обороты и наметилось определённое улучшение ситуации. По словам заместителя начальника Управления уголовного розыска МВД по РТ Тимура Шакирзянова, в 2017 году за совершение дистанционных преступлений были задержаны 67 человек, а в прошлом – уже 131. По раскрываемости преступлений в сети Интернет республика занимает первое место в России, а по поимке телефонных мошенников – третье.

Кстати, согласно недавним изменениям в Уголовном кодексе, мошенники эти теперь самые что ни на есть воры. «Изъятие» денег с банковской карты гражданина квалифицируется уже не как мошенничество, а как «кража, совершённая с банковского счёта» (п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ). Из категории средней тяжести преступление перешло в разряд тяжких и карается сроком до шести лет лишения свободы.

НА БАЗАРЕ ДВА ДУРАКА?

Карманные воры, как известно, любят шнырять в толпе на рынке. Виртуальные тоже работают в местах купли-продажи – на сайтах бесплатных объявлений. Разместив объявление о продаже любимого дивана, не теряйте бдительности: позвонить могут всякие. Нередко лжепокупатели предлагают перевести вам предоплату и просят сообщить номер банковской карты. А получив его, стараются «привязать» карту к своему смартфону через мобильное приложение. Недостающее звено здесь – одноразовый пароль, пришедший в СМС к владельцу карты, то есть на ваш телефон. Стоит только сообщить код, как ваши денежки исчезнут без следа. Примерно так недавно лишилась почти ста тысяч рублей казанская пенсионерка, продававшая мягкую мебель. Злоумышленник, как выяснилось позднее, «интересовался товаром» аж из города Калуги (к теме криминальной географии мы ещё вернёмся).

Схемы «отъёма денег у населения» через мобильные приложения работают и в ряде других случаев, например, когда пожилым людям предлагают вернуть деньги за ранее приобретённые «некачественные БАДы». Жителю Зеленодольска такая компенсация обошлась в 280 тысяч рублей.

Страсть граждан к бесплатному сыру преступники используют и в других случаях, например, при «обучении» игре на фондовых биржах. Жительнице Набережных Челнов некие «менеджеры» помогли установить на компьютер специальную программу, куда были введены данные банковской карты. Дама была несказанно рада росту компьютерных доходов, пока не выяснилось, что её реальные расходы превысили двести тысяч рублей. Неудачные, знаете ли, делались ставки.

КРАЖА СО ВЗЛОМОМ

Если в прежние времена до денег добирались путём взлома сейфа, то теперь в некоторых случаях достаточно всего-то взломать виртуальный почтовый ящик. И, ознакомившись с деловой перепиской жертвы, подменить, к примеру, письмо с реквизитами на оплату товара. Одна казанская организация, получив счёт от известного вроде бы продавца, перевела на него более миллиона рублей. И они бесследно исчезли…

Через некоторое время выяснилось, что фальшивые реквизиты были отправлены с электронной почты-двойника. От настоящего адреса продавца она отличалась лишь одним символом – тире было заменено нижним подчёркиванием. Бухгалтерия подвоха не заметила.

Вариацией на тему является и подмена адреса грузополучателя. В конце прошлого года некая нижнекамская фирма отправила «на деревню дедушке» товар на три с половиной миллиона рублей. Кстати, в целом по итогам 2018 года ущерб от подобных афер, по словам Тимура Шакирзянова, впервые превысил психологический барьер в сто миллионов рублей.

«ОКУЧИВАЮТ» ВСЕМ ПОСЁЛКОМ

«С вашей карты пытаются списать деньги за покупку того, чего вы не покупали!» Такой звонок из службы безопасности банка оставляет равнодушным лишь тех, у кого нет никаких банковских карт. Все остальные начинают нервничать и путать причинно-следственные связи, покуда их для идентификации личности и ещё для чего-то там соединяют с клиентским отделом, кредитным менеджером и «старшим помощником младшего дворника». Цель всей этой слаженной работы – заставить клиента выболтать не только номер карты, но и секретный код на обороте, и пароль, пришедший в СМС. В общем, почти всё, как в уже описанных нами схемах. Только поверить в реальность происходящего заставляют сразу несколько человек, мастерски озвучивая свои «банковские» роли. Около месяца назад обаянию этого «театра» поддался один из жителей Казани. К разочарованию преступников, на тот момент на его карте было немногим более трёх тысяч рублей. Легко отделался!

Раньше мошенники нередко работали из-за решётки, но жёсткая борьба с телефонами на режимной территории дала свои плоды. И теперь атаки на наши сбережения чаще всего ведутся из «мест компактного проживания лиц одной национальности», как политкорректно выражаются полицейские. По данным правоохранителей, нашу республику методом бригадного подряда «окучивают» из Московской, Ленинградской, Ростовской, Калужской областей и из Краснодарского края. Именно там сосредоточены «проблемные» поселения. Остаётся лишь посочувствовать сотрудникам угрозыска, которым приходится выезжать туда в служебные командировки.

Пока преступники совершенствуют свои актёрские навыки, нам с вами необходимо «не поддаваться на провокации» и ни при каких условиях не выдавать реквизиты банковских карт, секретные коды и пароли, приходящие в СМС. Перечислять деньги на неизвестные номера для «родственника, попавшего в беду» тоже не стоит. Ну, и о том, что обычные квартирные воры (которые могут рядиться хоть в милиционера, хоть в Деда Мороза) никуда не делись, забывать не нужно. Если неизвестные настойчиво хотят войти в дом, дабы избавить от порчи (вручить подарок, обменять старые купюры на новые), то, скорее всего, готовы избавить вас и от денежных накоплений, хранящихся в потайном уголке серванта или под матрасом. При известных навыках поиск сбережений занимает считаные секунды, так что главное – не дать преступникам шанс.