Найти в Дзене
tata_aistova

"Проститутка" и "Броненосец Потёмкин". Беспощадный кинематограф 1920-х.

Кто читает меня давно - тот знает, что я люблю советское кино до потери сознания. Настолько, что три курсовых по нему написала и одну диссертацию. Но меня всегда страшно парило, что в научной работе нельзя написать что-то вроде:

В советском кино тридцатых годов было три основных направления: "Товарищ Ленин изучает труды товарища Сталина", "Товарищ Сталин изучает труды товарища Ленина", "Товарищ Ленин и товарищ Сталин изучают мух на потолке".

Фильм "Гараж" раскрывает нам эпичный срач людей из разных социальных прослоек. Тема срача - хранение железа на колёсах в большой жестяной коробке.

Но теперь у меня есть блог и я могу писать не как учёная крыса, а по-человечески. И на этом самом человеческом хочу показать, как и что менялось в советском кинематографе в зависимости (или наоборот, вопреки) от линии партии. Поэтому тема сегодняшней лекции будет звучать как

"История советского кино и отражение в нём общественно-политических процессов или Советский кинематограф - это вам не мелочь по карманам тырить".

Сегодня поговорим про 1920-е годы. В 1922 родился СССР, в 1923 - советский кинематограф. Тогда ещё товарищ Ленин не занял отдельную жилплощадь посреди Красной площади и даже отметился фразой, которую можно напрямую отнести к моей сегодняшней теме:

«Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино»
Письмо Анатолия Луначарского Григорию Болтянскому. Опубликовано в журнале "Советское кино" в 1933-м году.

Существует ошибочное мнение, что в этом же предложении товагищ Ленин упомянул цирк, но это давнее заблуждение. Хотя достоверно узнать, был ли там цирк или нет, мы можем только у товарища Луначарского, да поди его теперь найди.

Двадцатые годы - время Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Якова Протазанова и других первопроходцев. Что удивительно - даже сейчас, спустя сто лет, эти фильмы интересно смотреть. Хоть и картинка трясётся, и вместо звука - титры.
Одно из главных достижений того времени - фильм "Броненосец Потёмкин". Стране нужно было отметить двадцатилетие первой русской революции какой-нибудь ударной агиткой. Агитка получилась на славу, до сих пор входит во все списки лучших фильмов всех времён и народов.
Сюжет, я думаю, всем известен, поэтому вкратце:
Матросы броненосца, стоящего в Одессе, поднимают бунт из-за того, что их кормят гнилым мясом. Разумеется, всех зачинщиков ждёт пуля в лоб, но тут подрываются спасать остальные матросы, и начинается большая-большая заварушка.

В итоге праведные матросы, конечно же, побеждают зажравшихся офицеров и броненосец "Потёмкин" гордо проходит вдоль берега Одессы с развевающимся на мачте красным флагом.
Технологии цветного кино тогда ещё не было, поэтому для нескольких прокатных копий флаг раскрашивали вручную, на всех 108 кадрах, где он присутствует. Эффект в зале, говорят, был аховый. Это сейчас у нас зритель унылый, 3д ему некачественное.

-2

Это был уже третий фильм Сергея Эйзенштейна, до этого из под его камеры уже вышел довольно наркоманский "Дневник Глумова" и патриотично-революционная "Стачка".
Причина наркоманистости "Дневника Глумова", скорее всего, в том, что этот фильм был протерян на долгое время, а когда его нашли - пришлось собирать сцены заново и, возможно, перепутали их последовательность.

Сюжет даже рассказывать не буду, лучше просто посмотреть.

-3

Наркоманские пьесы - это хорошо, но главным направлением в кино всё же были историко-революционные, пафосные ленты. Главные головы страны очень быстро допетрили, что кино может быть мощнейшим рупором пропаганды (что и сейчас не изменилось), поэтому на экраны полились политически верные фильмы о революции и Гражданской войне. Красные чуть ли не с нимбами, крыльями, достающие свои ангельские винтовки только для того, чтобы оборонять врата советского рая. Белые - злые, наглые, прямо в бою жрут ананасы и рога у них еще (я утрирую, как вы понимаете).
Один из первых таких фильмов-агиток (а их будет ещё мнооооооооооого) - "Красные дьяволята" - предтеча "Неуловимых мстителей". Забавная вещь, там даже ̶н̶е̶г̶р̶и̶т̶ё̶н̶о̶к̶... ̶ч̶е̶р̶н̶о̶к̶о̶ж̶и̶й̶ ̶м̶а̶л̶ь̶ч̶и̶к̶... сенегальский акробат есть. Звали его Кадор Бен-Салим и это, пожалуй, один из немногих чернокожих красноармейцев (если их вообще было больше одного).
Чтоб не растекаться, оставлю ссылку на его историю вот тут.

-4

Сюжет прост - трое ребятишек, Миша, Дуняша и Том, изо всех своих тинейджерских сил борются со злыми махновцами. Кстати, Махно, которого играл ВЛадимир Кучеренко, тоже оказался с сюрпризом. Вскоре после выхода фильма выяснилось, что актёр - предводитель банды грабителей. Расстреляли, конечно, да ещё и из титров вымарали. На месте Кучеренко с тех пор Владимир Сутырин.

Помимо фильмов про славную революцию и добрых красных снимали и всякое другое, и даже с продакт-плейсментом. Яркие примеры: "Папиросница из Моссельпрома" и "Девушка с коробкой".

Первый фильм рассказывает о девушке Зине, которая в центре Москвы торгует папиросами и настолько невозможно хороша, что сразу два самца ходят травиться только к ней, с целью зазнакомиться - простой работяга и кинооператор. Причём работяга даже не курит. Сюжет немного предсказуем, работяга, есессно, останется во френдзоне (его, кстати, играет молодой Игорь Ильинский), а богемного Зина заберёт. Но там ещё нарисовывается американец, который вообще хочет забрать даму из ларька в Голливуды и там снимать в кино изо всех сил. Но советский оператор побеждает, конечно.

Это платье для Зины, с текстильными узорами, создавала сама Варвара Степанова, выдающаяся художница и модельер.
Это платье для Зины, с текстильными узорами, создавала сама Варвара Степанова, выдающаяся художница и модельер.

Сразу несколько фильмов пропагандировали покупку облигаций государственных выигрышных займов. Уже упомянутая "Девушка с коробкой":

-6

И "Закройщик из Торжка", сделавший из Игоря Ильинского настоящую кинозвезду.

-7

Если вам надо про социалочку, то и такое имеется. Вот, например, лента со смелым названием "Проститутка" (Он же "Убитая жизнью"). Рассказывает о невесёлой судьбе девушки Нади, которую жизнь толкает на панель. Но в конце она пойдёт работать стрелочницей в депо, так что всё хорошо. Но этот фильм всё равно запретили, как "политически неверный".

-8

Или вот "Бабы рязанские". В нём освещается до- и послереволюционная жизнь советской деревни. ПРисутствует суицид, безысходность почище звягинцевской и пятилетняя Гуля Королёва, героиня Великой Отечественной войны и книги "Четвёртая высота". И Эмма Цесарская, потрясающей красоты женщина.

-9

Это Гуля.

-10

Чуть не забыла про фантастику. Никак нельзя про неё забыть, потому что именно в СССР (по мнению большинства историков) был снят первый в мире фильм о космическом полёте. Это "Аэлита" Толстого, экранизированная Яковом Протазановым. Описывать всю дичь, которая творится на экране, смысла нет. Лучше смотреть и восхищаться.
Критики же, как водится, не восхищались от слова "что за бред вы сняли". Опустили по полной программе, но история расставила всё на свои места.

-11