Найти тему
Записки Бизнесмена

«Бери всѐ, что плохо лежит»

Путь бизнесмена неисповедим

Автор: Алексей Имамов

Глава 2. «Бери всѐ, что плохо лежит»

“Помню, в киосках продавались лотереи, где нужно было собрать слово: “ЭВРИКА”, чтобы получить какое-то существенное вознаграждение. Мы с другом, сколько не старались, сколько не складывались деньгами, никак не могли найти последнюю букву “К”. До сих пор тот случай с другом вспоминаем, смеемся, мол, помнишь, “ЭВРИКУ” никак не могли собрать...?”

Помимо актуальности того или иного прибыльного дела, которым я занимался в детстве, была еще и сезонность. Да, понятно, с ландышами или тюльпанами в феврале не станешь, так как их банально нигде не нарвешь, а вот по весне, когда всѐ распускалось, начинался цветочный сезон. И вот, что интересно! Сколько бы мне не насчитывалось лет – восемь, десять или все восемнадцать, я старался данный период не пропускать. Действительно, зачем добру пропадать, особенно, когда за него готовы “отстегивать”. И если в лет шесть или семь поклонницы в виде старушек хвалили меня за активную деятельность и где-то даже помогали, то с возрастом деньги стали даваться сложнее. Почему? Потому что, во-первых, ответственности прибавилось больше, а во- вторых, надо ходить в школу, выполнять домашние задания, получать хорошие отметки и т.д. Как здесь совмещать? Приходилось чем-то жертвовать. Забегая наперед, скажу:

Когда занимаешься бизнесом, всегда приходится чем-то жертвовать!

То есть, ты постоянно платишь какую-то цену, если не за одно, то за другое. Просто так, бесплатно, бизнес не дается. Ты постоянно за него платишь! Расплачивался и я.

§ Уважительная причина: продажа цветов

Однажды, прогуливая занятия в школе, я стоял по сезону с ландышами на центральном рынке. На этот раз я нарвал их не в лесу возле птицефабрики (на тот момент мы давно с родителями переехали в Калугу), а взял под реализацию у оптовиков, у которых были теплицы с голландскими цветами. Как видите, с возрастом и качество моего товара улучшалось. Поверьте, от качества продукта напрямую зависит и цена, и количество заработка. Тогда я строго отдавал этому отчет, поэтому с гордостью выставлял цветы на продажу. Мы с другом стояли на самом видном месте перед всеми основными торговыми рядами, поэтому нас мог увидеть, кто угодно, в том числе и школьные преподаватели, которые думали, что я на больничном. И тут, как назло, в обеденный час попался учитель музыки. И сколько бы я не пытался отворачиваться, он меня застал.

Первое, что он спросил, почему я не на занятиях. Как бы ничего и отвечать не нужно было, ведь всѐ вроде итак понятно, но он настаивал на моем ответе, желая выставить меня виноватым. Уважительных причин у меня, естественно, не нашлось, точнее причин, способных вызвать уважение у тех, кто считал торгашей за людей “низшего сорта”. У людей советской закалки, особенно у преподавателей и другого рода интеллигенции, слово “торгаш” ассоциировалось с близкими ему по значению: “спекулянт”, “торбешник”, “фарцовщик”, “перекупщик”, “челночник”, “барышник” и даже “шкуродер”. То есть, “шкуродер” – это тот, кто с тебя три шкуры сдерет перед тем, как что-то продаст. Также ходила пословица: “Ни «Б», ни «М», а ездит на БМВ”, а значит, кто заработал себе на BMW, считали необразованными, нечестными, одним словом, бывшими “двоечниками”. Вот такая “железная” логика! Учитель музыки не был исключением из правил, поэтому уважительных причин в моей предпринимательской деятельности не нашел. А теперь добавьте к учителю музыки должность заместителя по воспитательной работе, и вы поймете, какие последствия меня ожидали в ближайшем.

Этот инцидент не остался между нами, преподаватель донес его до педсовета, которые вызвали классного руководителя “на ковер” и попросили отчитать меня по всей строгости, чем тот и воспользовался. Главное наказание заключалось в том, чтобы унизить и высмеять меня перед всеми: “По семейным обстоятельствам? Стоять на рынке ты называешь семейными обстоятельствами? Какое после этого будущее у тебя и у твоей семьи? Коробки таскать да под магазином торговать?” – и всѐ в таком же духе, пока не прозвучал звонок на урок. На данный счет есть отличная поговорка: “Смеется тот, кто смеется последним”. Вынес ли я какие-то уроки из наставлений преподавателей? Ну, судя по тому, что я продолжал торговать цветами по сезону, вплоть до совершеннолетия, то, наверное, НЕТ. У меня были свои жизненные уроки и своя “система поощрения”, и измерялась она не в отметках в журнале, а в количестве заработанных денег. Конечно, не сказать, что я был идеальным учеником в школе, отличался примерным поведением – это далеко не так, и часто в моем дневнике можно было увидеть “неуд” на фоне хороших оценок по другим предметам. Подобное поведение отражалось и во внеурочное время.

§ На другом языке “понимания” Насколько помню, вокруг нас всегда кружились армяне, грузины, азербайджанцы – они, как правило, намного теснее были связаны с предпринимательской деятельностью, нежели наши русские. Мы с ребятами хорошо их понимали, также как и они нас, поэтому частенько подкидывали нам подработку, например, разгружать машину или занести мебель в подъезд. Помнится, один приятель подбросил нам идею – мыть тачки возле автомобильного рынка. Там неподалеку располагался пруд, поэтому мы взяли тряпки, оранжевое ведро, моющие средства, картонку, сделали на ней надпись: “Мойка” и пошли на заработки с самого утра. Однако сколько ни стояли, особо мы денег не заработали, хотя периодические подъезжали армяне на “шохе” с золотыми зубами и просили помыть машину. Нам с ними как-то везло! Легко удавалось договариваться: они к нам относились с уважением, хотя и за работу спрашивали по всей строгости, а в качестве бонуса угощали, иногда, фруктами, которыми на нашем рынке торговали. Поэтому в то время как родители нас предостерегали не общаться с незнакомцами, эти же незнакомцы формировали в нас предпринимательскую жилку и давали заработать.

Как и все парни нашего возраста, мы любили и похулиганить. Уверен, у каждого, кто рос на улице, а не вместе с комнатными растениями, наберется с десяток “полукриминальных” историй с лозунгом: “Бери всѐ, что плохо лежит”. Связаны ли они были с деньгами или с быстрым способом заработка? Сложно сказать. Возьмем, к примеру, только появившиеся “мерсы” со своими “пацифистскими” значками. Даже ходили слухи, мол, в них большое содержание золота, но, во-первых, как его оттуда извлечь, а во-вторых, попробуй его сорвать? Ты ведь не станешь ногами на капот, привлекая всеобщее внимание?! Сколько бы мы их ни надергали, особого результата не получали, а потому вскоре бросили это бессмысленное занятие. Пробовали переключиться на колпаки, но овчинка выделки не стоит, причем высокие риски попасться. Вообще, если Вам предлагают по-быстрому заработать денег, то 1. Либо Вас обманывают, 2. Либо желают заработать на Вас. Никогда слепо не ведитесь на сомнительные предложения, тщательно не взвесив “ЗА” и “против”. Прогореть всегда успеете, но пусть это будет лично Ваша тема, нежели чужие разводки и схемы, в рамках которых ты лишь пешка.

§ Парни есть парни

Хотя однажды побывали мы и в “ментовке”. Тема не связана со значками или колпаками, но тесно переплеталась с автомобилями. Мы с пацанами бегали по охраняемому объекту, по путям сообщения, куда пригонялись “нульцевые” НИВы и ВАЗы, прям, с витрины, даже запах хорошо запомнился. Мы залазили в них и представляли, что куда-то едем. Итак, доигрались, пока нас не задержали милиционеры и не посадили в “кутузку” до выяснения обстоятельств. Сотрудники с пристрастием допрашивали, чего мы там делали, наверное, подозревая нас в мошенничестве или бродяжничестве. Первое намного вероятнее второго, потому что на этих сквозных путях сообщения перегонялись не только машины, но и различного рода товары, включая продукты. Понятное дело, тачку мы не угоним, а вот “всѐ, что плохо лежит” – почему бы и нет? Мы с пацанами держались до последнего, никого не сдавали, на все остальные вопросы ментов, отвечали просто: “А мы не знали”. Типичный ответ для первоклассника, умело делающий вид, мол, не понимает, о чем речь. Допрашивали до тех пор, пока ни пришли родители и ни вытащили нас оттуда. Но мы всѐ равно продолжали хулиганить!

Лазили по заброшенным гаражам, проникали через крышу внутрь и там уже шерстили по полной, правда, кроме книжек, ничего особо ценного не находили. То же самое и с подвалами: ходили по темным коридорам, палили бумаги, освещая путь, в надежде, что кто-то и что-то забыл или оставил. Повторюсь, ничего из найденного не представляло ценности, поэтому мы продолжили поиски, как не совсем легальным способом можно подзаработать. И тут опять нас понесло на рынок, где на открытых развалах появлялись интересные вещи, особенно, из аудиоаппаратуры. Помню первые кассетные стерео проигрыватели и плееры Sanyo и Aiwa с наушниками. Один из недешевых плееров мне удалось даже стащить, но не на продажу, а чисто для собственного пользования. Уж больно любил слушать музыку под подушкой, пока ни заканчивались батарейки, пока отец ни подарил мне новый крутейший плеер. И последнее, пожалуй, из полукриминального, что запомнилось с тех лет. Шел какой-то пьяненький дяденька и мы с ребятами, воспользовавшись его слабостью, вытащили из кармана деньги. На эти деньги, которые язык не поворачивается назвать “заработанными”, мы купили сладости.

Вообще, подводя итоги, хотелось бы отметить следующее. На тот период времени, на который выпало мое детство, криминал в любых масштабах не являлся чем-то из ряда вон выходящим. Это было вполне естественным явлением и с тем считались все от мала до велика. Отличие заключалось лишь в том, что малые махали палками и бросались камнями, старшие выясняли отношения цепями и кастетами, а совсем взрослые решали вопросы ножами и стволами. У нас, например, в городе Калуге были поделены районы на группировки. Помните, как вокалист “Сектор Газа” пел про свой родной Воронеж: “Я живу на Ваях, мне, поверь, не ведом страх; Но от этой страшной мысли происходит стук в зубах – На Чижовке ты живешь, и к тебе не пройдешь. Так чижовские замесят, что до дома не дойдешь...”. В Калуге, как и в любом российском городе, дело обстояло похожим образом, отличались лишь районы по названиям. Наш район назывался “Ягодским”, производное от продовольственного магазина, где проходила наша граница – выйдешь дальше этой границы и зубов не сосчитаешь. Меня, правда, особо не трогали: и причина крылась не только в возрасте, но и в том, что я активно ударился в спорт. Считайте, спорт стал моим спасательным кругом, все прекрасно знали – “Леха спортсмен, ему не наливать”. Неизвестно, по какой дорожке я бы пошел и с какой компанией связался, если бы не футбол. Спортивная жизнь отгораживала меня от криминала, более того, она прививала во мне качества, которые в будущем помогут в бизнесе. Оттуда я почерпнул многое, о чем расскажу в следующей главе. Итак, мои взгляды и представления претерпевали изменения в процессе взросления. Буквально за день мой жизненный лозунг: “Бери всѐ, что плохо лежит” сменился на:

Беги быстрее, бей сильнее!