Найти в Дзене

«Одержимость или мошенничество?»: жуткая тайна Марты Броссье

Маргарет Уильямс, "Дочь Дьявола", 1917
Маргарет Уильямс, "Дочь Дьявола", 1917

Марта Броссье родилась и выросла в городке Роморантен в Берри вблизи Орлеана. В 1599 году (когда ей исполнилось 26 лет) ее имя стало известно всей Франции. Эта известность обуславливалась тем обстоятельством, что в течение предшествующих 15 месяцев мадемуазель Броссье была одержима демонами и никак не могла «излечиться» несмотря на старание ее семьи и всевозможных экзорцистов.

С целью покончить со своей непростой болезнью Марта явилась в Париж, где ее случай привлек внимание не только церковных служителей и известных врачей, первые из которых верили в ее одержимость, а вторые считали ее лгуньей, но и самого Генриха IV. Король заинтересовался данным случаем неспроста, ведь существовала весьма серьезная пробле­ма, заключавшаяся в том, что высказывания Марты, которые она по­зволяла себе делать на публике якобы с подачи демонов, были весьма опасного свойства.

Заявления Марты сильно перечило политике религиозной толерантности, провозглашенной в Нантском эдикте, который положил официальный конец Религиоз­ным войнам во Франции. И поскольку ситуация была весьма серьезной, Генрих IV обратился с личным письмом к своему врачу Мишелю Мареско с просьбой незамедлительно записать и издать в виде отдельной брошюры свои впечатления о Марте, чтобы общественность уже точно поняла, является ли девушка одержимой или же все это – искусная игра.

И тут-то мадемуазель Броссье была разоблачена. С точки зрения Мареско, все слова и действия Марты указывали на «обман и мошенничество». Как опытный и авторитетный врач он совершенно точно знал, что девушка не страдала ни эпилепсией, ни истери­ей, ни меланхолией, ни безумством, т.е. заболеваниями, которые вызывали у человека обмороки и конвульсии, и которые Марта удачно симулировала. Тем более, не являлась она одержимой, поскольку у нее отсутствовали все известные признаки этого недуга, а именно:

способность изъясняться на иностранных и древних языках,
знание прошлого и будущего,
на­личие меток дьявола на теле,
нежелание или невозможность подойти к причастию,
способность к левитации.

Так, на все вопросы, заданные ей на латыни, по-гречески или на иврите, она отвечала по-французски или непонимающе молчала. Она смиренно позволяла вложить себе в рот частицы святых реликвий, но шарахалась от костей животных, выдаваемых за святые мощи.

Таким образом, вся одержимость Марты оказалась не более, чем хитрой уловкой. А в чем заключалась эта уловка, мы расскажем читателям в следующей статье.