Найти тему
Культурный отдых

Эффект бабочки

7 февраля свой день рождения отметил американский актёр Эштон Кучер. Большинству зрителей он известен по главное роли в фильме «Эффект бабочки».

Это словосочетание было заимствовано из рассказа Рэя Бредбери «И грянул гром» задолго до 2004 года, когда вышла в свет та самая картина. Суть рассказа заключалась в следующем: некий человек попав в прошлое, случайно наступил на очень редкую бабочку, и это, на первый взгляд, незначительное событие стало первым звеном в цепи происшествий, приведшим к выборам другого президента. С тех пор эффектом бабочки стали называть череду событий, где незначительное изменение в прошлом в дальнейшем приводило к весьма серьёзным изменениям будущего.

На этом фантастическом феномене и строится весь сюжет фильма. Герой Эштона Кутчера Эван Треборн с раннего детства страдает провалами в памяти. Психиатр советует мальчику вести дневник, чтобы в случае необходимости с его помощью восстановить забытое.

С возрастом провалы в памяти перестают тревожить Эвана, но дневники он привозит с собой в студенческое общежитие. Однажды его девушка находит эти дневники и просит почитать. И тут начинается самое интересное. Эван не просто вспоминает прошлое, он переносится туда и может изменять события. А поскольку события эти часто оказывались трагичными, так например, во время попытки поджечь самодельную бомбу, один из друзей детства получает психологическую травму и в итоге сходит с ума, Эван решает вернуться в прошлое и изменить его. Это ему удается не сразу, сначала он отправляется в более ранний эпизод детства. И создает альтернативную реальность, в которой на первый взгляд, все замечательно. Однако из тюрьмы возвращается другой друг детства, одержимый местью Эвану. В завязавшиеся потасовке Эван убивает своего несостоявшегося мстителя и сам оказывается в тюрьме, откуда при помощи дневников бежит в прошлое, где находит таки злополучную бомбу. Она взрывается его руках. В общем, чем больше герой пытается изменить прошлое, тем хуже становится ситуация. В итоге он оказывается в психиатрической лечебнице, а на просьбу принести дневники получает ответ, что никаких дневников в принципе не существует. И все же Эвану удается найти другой способ изменить прошлое.

Сама идея эффекта бабочки далеко не нова, а вот форма подачи её в фильме 2004 года весьма интересна. События подаются не в хронологической последовательности, а совершенно хаотично, поэтому вычислить ключевой момент прошлого герою и зрителю удается не сразу. Поскольку смысл происходящего долгое время остаётся загадкой, особенно для тех, кто впервые столкнулся с понятием эффект бабочки, фильм держит в напряжение до последних секунд.
Кстати, финал его имеет несколько вариантов развития событий. По официально прокатной версии герой Эштона Кутчера встречает в толпе свою возлюбленную из прошлого, оглядывается посмотреть, не оглянулась ли она. Но взгляды не встречаются, и герои расходятся в разные стороны. В открытом финале, он идет следом за ней. Есть и хэппи-энд, где персонажи заново знакомятся. И есть режиссерская версия, в которой герой предотвращает собственное рождение.

В последующие годы были сняты ещё несколько продолжений с другими главными героями, но с той же идеей изменения прошлого, однако ни одна из последующих картин не произвела на зрителя столь сильного «Эффекта бабочки», как фильм с участием Эштона Кутчера.

Shmaksya