Найти тему
"Сельская новь"

Нам дороги эти позабыть нельзя…

15 февраля исполняется 30 лет со дня вывода советских войск с территории Республики Афганистан. Мы привыкли называть те трагические события, длившиеся почти десять лет, «афганской войной». Несмотря ни на что, она еще раз рассказала всему миру о мужестве, стойкости и отваге советского солдата.

Парням 70-80-х выпал на долю суровый Афган. Он врос в их души кровоточащей раной, лицами погибших друзей и тех, кто, воюя плечом к плечу, стал кровным другом, не задумываясь, мог прикрыть и поделиться в походах последним глотком воды. 

Студент второго курса индустриально-педагогического техникума в Торжке Валерий Власов, будущий учитель физкультуры, к службе в армии был готов: активно занимался легкой атлетикой, прошел курсы при ДОСААФ. Будучи земляком прославленного пограничника Александра Завидова, он был уверен, что попадет служить на погранзаставу его имени в Брест. Но судьба распорядилась иначе.

С призывного пункта самолет доставил новобранца сначала в Москву, а оттуда – в Душанбе. Через полтора месяца в учебном подразделении группу из 200 военнослужащих перевели на усиленную и многопрофильную подготовку, вплоть до саперного дела. Парни начали догадываться, что им предстоит. И не ошиблись. Страха не было. Был азарт, патриотическое воодушевление и жажда военной романтики. Даже переживали, что по какой-либо причине могут отчислить из группы. На дворе был 1982 год.

В эти дни Валерий вспоминал судьбу деда, подробностями которой тот поделился с внуком незадолго до смерти.

Проходя срочную службу, стал участником финской кампании. Когда все закончилось, вернулся домой, женился, родился сын Николай. В 1941 снова ушел на фронт, до 1943 служил в разведывательном батальоне, участвовал в освобождении Пскова. Получил серьезное ранение и оказался в плену, откуда через сутки сбежал и практически ползком добрался до партизан. После госпиталя – снова в строй, дошел до Варшавы. Там опять получил ранение. Потом был на войне с Японией… С Дальнего Востока эшелон привез солдата вместо дома на строительство Беломорканала – 10 лет лагерей получил защитник Отечества за то, что на сутки оказался в плену. До места отбытия наказания эшелон полз 2 месяца. Многие товарищи по несчастью погибли в дороге, да и он сам доехал до места чуть живой: в бараке приготовился умирать… Однажды появились санитары и потащили доходягу куда-то. Думал к яме, а оказалось – в лазарет по распоряжению начальника лагеря. Этим начальником был ни кто иной, как бывший командир разведроты, где служил приготовившийся к смерти зэк. Когда выздоровел, его благодаря имеющимся водительским правам, определили на автомашину – так до 1954 года и возил хлеб. Только потому и выжил. Помогло и фронтовое братство: бывший ротный оказался порядочным человеком. Услышанное было для Валерия настоящим потрясением, ведь дед никогда не рассказывал об этом, не кичился наградами, не требовал реабилитации…

Его же самого автокараван довез до Ташкургана. Военной жизни Валерий Власов вкусил сполна. Кабул, Кандагар – куда только не приводили его фронтовые дороги! Официально мотомобильные группы пограничных войск в Афганистане не были, но на самом деле воевали активно наряду с основным воинским контингентом 40-й армии – каждый выполнял свои задачи. Жара, недостаток воды, походный быт, опасности, многодневные рейды по афганским кишлакам, сопровождение советских военных караванов и захват вражеских с оружием и наркотиками, тяжелые ранения и гибель друзей – все было за два года.

В первую же ночь по прибытии на базу прозвучала команда:

- Минометная батарея, к бою!

Тревога была не учебной, а самой что ни на есть настоящей. Валерий выбежал на улицу и попытался не отстать от командира расчета, но в темноте споткнулся и упал… Напарник поднял его за шкирку: «За мной беги!», а возле миномета приказал: «Давай, наводи!» «Я не умею, я не наводчик, я вообще первый день здесь», - честно признался парень. Все закончилось тогда благополучно, но руки-ноги тряслись.

- Адаптация прошла быстро. Там вообще всему быстро учишься, иначе пропадешь, а домой вернуться хотели все, - рассказывает Валерий Николаевич. - На войне сущность человеческая раскрывается во всей красе, там ее ничем не прикроешь. В нашей части не было дедовщины, никто в плен не попал, раненых и погибших никогда не оставляли на растерзание душманам… В бою каждый был уверен друг в друге. Офицеры по-настоящему заботились о нас: мальчишки же, порой безрассудные и легкомысленные. Не опекали, война все-таки, а так организовывали действия, чтобы мы остались живы. А в Афгане стреляли камни, расщелины в горах – пули прилетали, откуда не ждешь… В феврале 1984 (самого «урожайного» на потери среди советских военнослужащих года) брали душманскую базу, самую крупную в Мармольском ущелье. Брали после нескольких безуспешных попыток. Мосле мощного авиаобстрела с вертолета прыгали на горячую (буквально!) землю… После того боя я и сфотографировался на камне, где арабской вязью написано, что русские не пройдут… Прошли!

Продолжение статьи читайте на сайте нашей газеты