Черный снег стал вчера темой дня в кузбасских пабликах и телеграм-каналах. Обсуждали видео из Киселевска, снятое из окна автомобиля в районе шахты №12 (Так в Киселевске называется угледобывающее предприятие и расположенный рядом городской район).
Видео прокомментировали многие, в том числе Максим Шкарабейников — мэр Киселевска. Заметили, что во многих городах Кузбасса сейчас черный снег вдоль дорог из-за безветренной погоды и отсутствия снегопадов. Некоторые даже выкладывали похожие видео из Кемерова и Новокузнецка. Бузотеры также обратили внимание, что на видео из Киселевска во дворах домов снег гораздо светлее, а черный лежит именно вдоль дороги.
Тем не менее, чернота киселевского снега выдающаяся. Виновата в этом не только погода, но и шахта №12 — предприятие компании «Стройсервис» бизнесмена Дмитрия Николаева. Шахта №12 — старейшее угольное предприятие России, непрерывно работает с 1917 года. Но с 2013 года шахтой оно больше не является. Это теперь угольный разрез с историческим названием. Открытая разработка угля и приводит к тем последствиям, что можно наблюдать в расположенном рядом Киселевске.
Дмитрий Николаев фигура для Кузбасса знаковая. Самые активные экологические протесты последних лет (когда люди перекрывают дороги и устраивают многодневные пикеты) связаны именно с его угледобывающими предприятиями. Николаев занимает принципиальную позицию: не вкладывается в экозащитные мероприятия, не переселяет людей, к чьим домам подступают его разрезы. Оставляет это государству и продолжает вести бизнес.
Так что жителям района шахты №12 в Киселевске смотреть на черный снег придется еще долго. В конце концов, как верно подметили в комментариях к видео, весной черный снег быстрее растает.
Рецепт борьбы с черным снегом в Кузбассе давно известен и отработан на самом высоком уровне. Несколько лет назад, готовясь к визиту Владимира Путина в Новокузнецк, местные власти задумались, что делать с черными сугробами вдоль дорог.
Было найдено простое, дешевое и эффективное решение: сугробы покрасили. Для этого понадобились несколько автомобилей с цистернами и распылителем. Плюс некоторое количество снежно-белой водоэмульсионной краски. Город по пути следования кортежа преобразился в считанные часы.
Рецепты прошлого с тех пор в Кузбассе подзабыли. Когда в начале этой зимы в городе Мыски мэрия распорядилась покрасить водоэмульсионкой ледяную горку — общественность возмутилась. Хотя белая горка очевидно лучше черной от угольной пыли.
Так могли бы поступить и власти Киселевска. Ну, или просто вовремя убрать снег. Его этой зимой немного. Потому что просто закрыть угледбывающие предприятия вокруг города — означает закрыть сам город: другой работы там почти нет.