Так ли это на самом деле? В моих предыдущих публикациях уже говорилось об отсутствии необходимости проведения сегодня в Армении экономической революции.
Опубликованная несколько дней назад программа правительства, по мнению премьер-министра, является началом экономической революции, в чем пытаются нас убедить и другие представители власти. Так, министр экономического развития и инвестиций Тигран Хачатрян сказал: "Было заявлено, что удельный вес экспорта должен достичь 43-45 %.Это возможно только в случае ежегодного прироста в объеме 8-10%. Это довольно амбициозная цель".
В программе правительства заложены не амбициозные 5%, и эта цифра точно не является "революционным" показателем. В 2017 году, например, промышленный рост составил 7,7%. Рост 8-10% - не революционная, но амбициозная цель в хорошем смысле этого слова, и общество должно приложить усилия к достижению этих показателей.
Далее в том же интервью, господин министр говорит: "Суть экономической революции состоит в том, что все граждане, бизнесмены получат равные возможности свободно претворять свои идеи и созидать". В принципе это естественное право граждан в демократических странах, но оно было попрано при прежней власти, и вернуть его гражданам - естественный шаг для избранного гражданами после "бархатной революции" премьер-министра. В противном случае, за что тогда голосовали граждане? Не стоит называть экономической революцией то, что уже закреплено Конституцией страны.
Председатель постоянной комиссии по экономике в парламенте Армении Бабкен Тунян заявил, что после революции у общества было много положительных ожиданий, население ждет быстрых и важных изменений, и на данный момент наблюдается некоторое разочарование, так как должного темпа их проведения нет. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Необходимо развитие экономики, и это не революция, а эволюция. Очевидно, что от термина " экономическая революция" отказываться тяжело, но и подтвердить его не очень получается.
Рассмотрим несколько конкретных положений программы, написанной в прогрессивном ключе. Проанализировав Главу 5 "Конкурентная, основанная на участии инклюзивная экономика" и Главу 7 "Высокие технологии и оборонная промышленность" позволю себе сделать несколько выводов.
Декларация о создании среды для свободного предпринимательства, равных условий для всех участников и вовлеченности большего, чем ранее, количества граждан в бизнес, безусловна должна приветствоваться! Провозглашенная цель - создание рабочих мест и рост зарплат, вряд ли вызовет возражения у граждан. Естественный вопрос - как этого достичь «по-революционному»? Лозунгами рабочие места и рост зарплат обеспечить невозможно.
В Программе содержится тезис "В экономическом развитии должны принимать участие еще большее количество граждан, а результаты должны распределяться поровну". Между кем? То есть неважно, кто и сколько вложил знаний, времени и финансов в создание дохода, и все равно получит те же блага, что и другие? Вряд ли после таких заявлений можно ожидать притока инвестиций в экономику или усиление желания создать и развивать бизнес.
Следующее положение программы - "Занятость должна обеспечить достойный доход". Один тезис явно противоречит другому. Если достойный доход распределится не в соответствии с соответствующим вкладом, то он перестает быть достойным! Решение должно быть следующим: обеспечить действительно равные и справедливые условия ведения бизнеса, а часть изымаемого дохода в виде налогов должна направляться на поддержку пенсионеров, детей, инвалидов и других незащищенных социальных групп, и уже среди них равномерно распределяться.
В программе прослеживается преемственность принципов развития экономики Армении - экспортоориентированность и роль IT-отрасли как локомотива. Это не революционный, а прогрессивный подход, и не соответствует риторике властей, но необходим стране именно сегодня. Тем более, что курс на экспорториентированность Армения взяла еще несколько лет назад. И надо открыто сказать, что новые власти считают себя правопреемником этого курса и готовы еще более активно развивать экономику страны в этом направлении, тем более, что в программе в основном перечисляются уже используемые и отложенные инструменты, как, например, создание бренда "Армения". В вопросе бренда как раз и нужна корректировка: не бренд «Армения», а "Сделано в Армении". Властям следовало бы изучить историю создания этого бренда. Бренд
«Продукты из Армении", например, в России насчитывает более 10-15 лет, он был создан стихийно – кто-то догадался в магазине поместить такую вывеску.
В программе правительства говорится: "Путем создания механизмов управления внутренними и внешними факторами конкурентоспособность предприятий увеличится на длительную перспективу". Возникает вопрос, что это за механизм? Если власти готовы представить составляющие этого механизма, мы, в свою очередь, готовы приложить все усилия для экспертизы и своих предложений.
Власти должны понять, а затем транслировать бизнесу, что моментальных революционных побед в больших масштабах не будет. Необходима ежедневная кропотливая работа по созданию устойчивой, высокотехнологичной экономики страны. И эта работа обоюдная, участие в которой должно принимать все общество. Никто не должен оставаться наблюдателем, если хочет достойно жить в Армении.
В главе "Высокие технологии и оборонная промышленность" вводится, но не расшифровывается термин "Государство как заказчик для IT отрасли». Звучит заманчиво. С нашей точки зрения государство должно выступить и заказчиком, и гарантом также для оборонной промышленности. Например, для государственных оборонных предприятий предоставить "налоговые каникулы" взамен инвестиций в оборудование, технологии и подготовку кадров, а также предоставить гарантии на 3-5 летний государственный заказ.
На основании вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
Основой этой программы правительства является сегодняшняя ситуация в экономике страны и основана она на достижениях предыдущих лет;
Для развития экономики предлагаются уже действующие инструменты и частичные новации;
Отсутствует поэтапность программ в течение 5 лет;
Много фраз и мало конкретных цифр;
Недостаточно уделено внимание туризму, как одному из драйверов экономики Армении;
Данная программа требует обсуждений и большей конкретики.
Хорошая новость - это не революция!
В последние дни премьер министр Никол Пашинян начал проводить встречи с представителями различных отраслей, как, например, IT и виноделие. Это может стать примером восстановления и дальнейшего развития государственно-частного партнерства, и именно об этом мы говорили. Именно во время детальных обсуждений с бизнесом можно и нужно понять, что именно необходимо для развития экономики и какая модель необходима Армении на ближайшие годы.
Игорь Заргарян
Соучредитель партии "Национальная Повестка", г. Ереван