Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Бархатная бензопила

(Velvet Buzzsaw, 2019, США) Дебютный фильм ударившегося в режиссуру сценариста Дэна Гилроя "Стрингер" мне, скорее, не понравился, чем да. И всё же я готов признать, что яркие изюминки в нем имелись, а иначе с чего бы мне так хорошо запомнилась эта киноистория шестилетней давности? При всех её недостатках в ней были и шокирующая жестокость, и цинизм, и неплохая мораль, пусть даже тамошний герой-мерзавец в исполнении Джейка Джилленхола получился довольно скучноватым, без негодяйской задоринки в глазах. Да и номинация на Оскар за лучший сценарий (не выигранная) тоже о многом говорит.
Вторую картину Гилроя-режиссера я смотреть не стал (возможно, напрасно), зато новая, третья, невольно привлекла к себе внимание и ироничным названием, и выбранной темой. Что-что? Мистический хоррор от автора, который никогда не сочинял хорроров? И опять с его женой, великолепной Рене Руссо в одной из главных ролей? Нет, мимо такого я при всём желании не пройду. Тем более, что вновь присутствующий у Гилроя Джи
Оглавление

(Velvet Buzzsaw, 2019, США)

Это вовсе не последствия взрыва на фломастерном заводе, а... Впрочем, пусть интрига в картине и невелика, спойлерить всё равно незачем.
Это вовсе не последствия взрыва на фломастерном заводе, а... Впрочем, пусть интрига в картине и невелика, спойлерить всё равно незачем.

Дебютный фильм ударившегося в режиссуру сценариста Дэна Гилроя "Стрингер" мне, скорее, не понравился, чем да. И всё же я готов признать, что яркие изюминки в нем имелись, а иначе с чего бы мне так хорошо запомнилась эта киноистория шестилетней давности? При всех её недостатках в ней были и шокирующая жестокость, и цинизм, и неплохая мораль, пусть даже тамошний герой-мерзавец в исполнении Джейка Джилленхола получился довольно скучноватым, без негодяйской задоринки в глазах. Да и номинация на Оскар за лучший сценарий (не выигранная) тоже о многом говорит.
Вторую картину Гилроя-режиссера я смотреть не стал (возможно, напрасно), зато новая, третья, невольно привлекла к себе внимание и ироничным названием, и выбранной темой. Что-что? Мистический хоррор от автора, который никогда не сочинял хорроров? И опять с его женой, великолепной Рене Руссо в одной из главных ролей? Нет, мимо такого я при всём желании не пройду. Тем более, что вновь присутствующий у Гилроя Джилленхол в последнее время внезапно радует меня от роли к роли.

И каков вердикт? Да примерно тот же, хотя на сей раз никто из актёров включая Джейка, к счастью, не разочаровали. Как и сюжет в целом, несмотря на то, что его мистической идее "дьявольского искусства" - в данном случае изобразительного - уже сто лет во вчерашний обед. Вот только, несмотря на симпатичные визуальные хоррор-эффекты, "напугательный" потенциал у фильма совсем невелик. Что, впрочем, я бы не поставил Гилрою в упрёк. Потому что, говоря начистоту, так до конца и не разобрался, что же он снимал: хоррор или всё-таки черно-юморную сатиру на богемную тусовку снобов и воротил от искусства. И если в первом случае Дэн, увы, не блеснул, то со второй задачей справился не в пример лучше. За персонажами "Бархатной бензопилы" и их взаимоотношениями наблюдать гораздо интереснее, чем за тем, в какие мистические переделки они встревают. Тем более, что экранного времени под их "тусовочную" жизнь Гилрой выделил многовато для обычного ужастика.

Истинные ценители высокого искусства смотрят на вас так, как им и положено - словно на пустое место.
Истинные ценители высокого искусства смотрят на вас так, как им и положено - словно на пустое место.

Мир бизнесменов от искусства - разбогатевших художников, владельцев галерей, торгующих их работами, продажных критиков, которые пишут о них заказные статьи, - любопытен прежде всего с "зоологической" точки зрения. В деле, где практически двумя-тремя изящными (а то и не ахти какими) взмахами кисти можно заработать миллионы, царит адская конкуренция. Крупные хищники жрут мелких, павлины распускают хвосты и тоже азартно клюют друг друга, а среди них вертятся шустрые падальщики, тоже жаждущие ухватить свой кусок из этой большой аппетитной кормушки. 30-летняя Джозефина (Зэйв Эштон) не падальщик. Но пока и не хищник - она работает на владелицу крупной галереи Родору Хейз (Рене Руссо). Разве что в последнее время босс ей не слишком благоволит, так как её проблемы в личной жизни стали плохо отражаться и на её работе.

Счастье грохнулось на бедную Джозефину буквально с верхнего этажа дома, где она снимала квартиру. Её одинокий сосед-старичок прибрался, не оставив наследников, а всё его имущество хозяева дома планировали со дня на день выбросить на свалку. Вместе с сотнями картин, которые успел нарисовать этот затворник, которые валялись у него пыльными грудами по всем углам и которые он даже начал понемногу сжигать в камине. Однако хитрая Джозефина, случайно увидев эти работы, стибрила их себе, а потом стала искать эксперта, который смог бы дать им оценку.
Дальше, естественно, выяснилось, что в руки соседки покойного угодила коллекция шедевров на впечатляющую сумму. По крайней мере все знатоки были очарованы этими полотнами настолько, что не могли от них глаз оторвать. Но, к сожалению, из-за юридических заморочек Джозефине не повезло распорядиться своими трофеями самой. Пришлось делиться и славой их первооткрывателя, и, что ещё обиднее, барышами от их продажи с Родорой и много кем ещё из местной богемы. Члены которой стали вдобавок как-то подозрительно часто либо исчезать, либо умирать загадочными смертями. Ни дать ни взять, прямо как в одном из романов Стивена Кинга, хотя для его фанатов последнего здешний сюжет покажется всё же мелковатым.

Картинка, отвечающая на вопросы самых любопытных из вас, а из-за чего, собственно, разгорелся весь сыр-бор в этом фильме. Вот из-за этой и других подобных картин и разгорелся.
Картинка, отвечающая на вопросы самых любопытных из вас, а из-за чего, собственно, разгорелся весь сыр-бор в этом фильме. Вот из-за этой и других подобных картин и разгорелся.

***

В общем, формально Гилрой показывает нам вроде бы хоррор, но на практике все его авторские усилия были брошены на ехидный стёб над манерным светским обществом, в котором вращаются его герои. А ужасы тут призваны не столько нагнетать на зрителя страх, сколько разжигать в нём злорадство: ага, глядите-ка, ещё один жадный напыщенный индюк и халявщик скопытился не самым фотогеничным способом!
Разумеется, сам Гилрой тоже поступает нечестно и не слишком морально, играя на ваших низменных чувствах. Но в любом случае это получается у него намного интереснее, чем пугать. Хотя, судя по очень средненьким рейтингам "Бархатной бензопилы", чёрный юмор у Дэна тоже вышел на любителя и оваций не сорвал.

Трейлер фильма: