Найти в Дзене
Finigram

Правила инвестирования: Карл Айкан

Каждый вторник мы рассказываем о принципах жизни и работы инвесторов-миллиардеров на основе их собственных цитат. В прошлый раз нашей героиней была Эбигейл Джонсон, богатейшая женщина Уолл-стрит. Сегодняшний герой — Карл Айкан, основатель и владелец Icahn Enterprises.

Благодаря своим скандальным заявлениям, Айкан является одним из самых известных в медиасфере инвесторов и спекулянтов. Бизнесмен специализируется на так называемом гринмейле — своего рода шантаж, при котором инвестор скупает всё больше акций компании, накручивает цену и вынуждает саму фирму выкупить бумаги, угрожая в противном случае парализовать принятие решений. В худшем случае речь идет о враждебном поглощении и смене руководства. СМИ называют Айкана «корпоративным рейдером», ему же самом больше нравится эпитет «инвестор-активист».

★ Много людей положили свои жизни в борьбе с тиранией. Меньшее, что я могу сделать — это проголосовать против нее —

Эту цитату 30-летней давности Айкан вынес как эпиграф на личном вебсайте. Речь, конечно же, идет о голосовании в совете директоров. Это ключевая часть его имиджа: человека, который врывается в управление компанией и начинает войну с неэффективным менеджментом на благо сотрудников и акционеров.

★ Я радуюсь, когда акционеры оказываются в выигрыше. Но вообще я не Робин Гуд, мне действительно нравится делать деньги.

★ И в жизни, и в бизнесе есть два смертных греха. Первый — действовать безрассудно и бездумно, второй — не действовать вообще.

★ Аналитики Уолл-стрит смотрят на квартальную отчетность, я же смотрю на компании как на бизнес. Я покупаю активы и перспективы производительности, пока Уолл-стрит «покупает» эти самые отчеты. Поэтому в некоторых ситуациях они упускают что-то, что вижу я.

★ Ликвидация компаний — не есть моя цель. Но если даже так в итоге и получится, что с того? Я же не взрываю заводы, не крушу станки. Просто тот, кто перекупает их, должен быть в состоянии сделать их как актив более продуктивным.

★ Я могу просто войти в капитал компании и сократить ей расходы на 30%, потому что вокруг так много пустых трат и некачественного управления.

★ С точки зрения философии, мне кажется, я делаю правильные вещи, перетряхивая советы директоров. В Америке сейчас производительность даже близко не на том уровне, на котором могла бы быть, и это проблема.

★ Во многих компаниях есть такой незримый «актив» — топ-менеджмент. Избавьтесь от него, и ценность бизнеса пойдет вверх. А сейчас в компаниях творится какой-то абсурд, какое-то государство всеобщего благоденствия на корпоративном уровне. Мы поддерживаем управленцев, которые не производят ничего, а иногда даже делают хуже.

★ Компания в долгах, прибыли падают, котировки тоже и — о, да! — гендиректора увольняют. Пора покупать акции!

★ Я уже давно для себя понял, что в большом бизнесе, как и при серьезной игре в покер, приятных парней быть не может.

Одно время Айкан пытался заниматься политикой. Например, на старте кампании перед выборами 2016 года он принял приглашение кандидата Дональда Трампа возглавить министерство финансов на случай победы последнего, но впоследствии должность получил Стивен Мнучин из Goldman Sachs. В 2017 году он недолго поработал советником президента Трампа по нормативно-правовой реформе, но бизнес свой не оставил, и в итоге ушел из Белого дома. Сейчас Айкану 82 года, он продолжает инвестиционную деятельность, а состояние его по версии Forbes достигает $17 млрд.

Источники цитат: carlicahn.com, investopedia.com, quoteswise.com, valuewalk.com

Георгий Макаренко

Хотите читать полезные статьи про экономику и финансы — подписывайтесь на наш канал в Дзене или в Telegram