Как рассудили эксперты, Минтруд России неслучайно поручил Всероссийскому научно-исследовательскому институту труда провести анализ правового регулирования досрочного выхода на пенсию учителей.
Экспертное сообщество допускает, что в результате необходимый для этого специальный стаж 25 лет может быть пересмотрен, сообщает РБК.
По просьбе 19rus.info ситуацию прокомментировала председатель Хакасского рескома профсоюза работников народного просвещения Любовь Барабанова:
«Школьные учителя имеют право получать пенсию по старости досрочно, если стаж их работы превышает 25 лет. Стартовавшая в начале текущего года пенсионная реформа предполагает поэтапное повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин. Переходный период реформы завершится в 2028 году.
При этом требования к стажу педагогических, медицинских и творческих работников для выхода на досрочную пенсию не меняются, но вводится так называемая отсрочка ее получения — от полугода до пяти лет в течение переходного периода.
То есть если школьный учитель выработал стаж 25 лет, дающий право на получение пенсии в 2028 году, то в связи с повышением пенсионного возраста пенсия ему будет начисляться только через пять лет, в 2033 году.
Речь идет о пресловутой оптимизации. К сожалению, это слово теперь прочно ассоциируется с ухудшением ситуации.
В законе «как бы сохранен» принцип приобретения права педагогическими работниками на досрочную страховую пенсию «независимо от возраста». Однако срок ее назначения будет ежегодно переноситься, тем самым фактически будет увеличиваться возраст для ее получения.
Педагоги на протяжении всего 93-летнего периода существования досрочной пенсии были отнесены к особой категории лиц, деятельность которых, по сути, была приравнена к государственной службе. В связи с чем, им, как и должностным лицам или лицам офицерского состава, «по прослужении 25 лет» назначалась пенсия за выслугу лет. Это было утверждено постановлением Совнаркома СССР от 15 января 1925 года.
Таким образом, право педагогических работников было сопряжено не с возрастом, а с родом их профессиональной деятельности. Деятельности, связанной с рядом особенностей. К ним, прежде всего, следует отнести государственную и общественную значимость учительского труда.
Для сферы образования такая социальная гарантия стала одной из важных мотиваций выбора педагогической профессии и дальнейшего сохранения педагогических кадров на рынке труда.
Повышение пенсионного возраста обосновывается увеличением продолжительности жизни, связанной с улучшением состояния здоровья граждан, позволяющего более длительно сохранять необходимую трудоспособность.
У педагогов, по данным экспертов, нарушения здоровья обусловлены постоянной повышенной эмоциональной и психологической нагрузкой. Именно она приводит к утрате, либо существенному снижению трудоспособности, а также профессиональному выгоранию уже после 10 лет работы.
По сути, отсрочка в назначении досрочной пенсии педагогов идет в нарушение конституционной гарантии.
Таким образом, в законе происходит фактическая подмена правового статуса двух видов пенсий:
- общей страховой пенсии, где основанием её назначения для большинства граждан, прежде всего, является возраст;
- досрочной страховой пенсии, требующей дифференцированного подхода, при котором для работников сферы образования основанием назначения является только специальный стаж.
В 2018 году оплата труда всех категорий педагогических работников приравнена к оплате труда работников младшего и среднего медицинского персонала, согласно указам Президента России от 2012 года, но законодательство по-прежнему не предусматривает принятие мер по дальнейшему повышению уровня заработной платы педагогических работников, непосредственно влияющего на размер пенсии, и по поэтапному устранению диспропорции в оценке труда работников организаций бюджетной сферы. И это вызывает большую обеспокоенность.
Общероссийский профсоюз образования считает данные изменения противоречащими части 1 статьи 37 и части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации».