Надо уже сворачиваться. Книг по подобной тематике в интернете вы найдете кучу, если много прочитаете и захотите, то сформируете свой собственный взгляд на вещи. Тут я выложил свой взгляд, может кому-то он близок, может кому-то нет, мне как-то пофиг. А тем, кому интересно, желаю сил дочитать последнюю главу в этом сборнике.
Прикладное применение информации про цели. Мотивация.
Теперь поговорим про полезные моменты, ведь то, что мы узнали раньше помогает нам пока просто понимать, что крутится в голове, но человеку всегда нужно понимать прикладной смысл знания - как я могу применить для себя эту информацию.
Еще чуть теории и пойдем к практике.
Цели - почему мы выбираем одну, а не другую цель? Почему одна цель нас “держит” дольше, а другая отпускает очень быстро? Частично ответы на эти вопросы можно найти в книгах Д.Канемана (нобелевский лауреат по экономике) и Тверски. А также в старинной работе Самуэльсона. Позволил себе несколько расширить тезис Самуэльсона про дисконтирование удовольствия (прочитал про него в книге Талера “Новая поведенческая экономика”)
«Еще будучи студентом. в 1937 году, Самуэльсон обратил на себя внимание, написав эссе на 7 страниц под скромным названием «Записка об измерении полезности». Как следует из заглавия, он надеялся предложить способ измерения того неуловимого феномена, который Рационалы всегда максимизировали, а именно: полезность (например, счастье или удовлетворение).
В процессе работы Самуэльсон сформулировал ставшую стандартной экономическую модель межвременного выбора – модель дисконтированной полезности. Не буду утомлять вас (и себя) попыткой суммировать основные идеи этой работы, вместо этого отмечу лишь те из них, которые имеют отношение к этому повествованию.
Основная идея заключается в том, что потребление сейчас для вас важнее, чем потом. Даже если речь идет о выборе между отличным ужином на этой неделе или через год, большинство из нас предпочтут отужинать скорее раньше, чем позже. Используя формулировку Самуэльсона, мы как будто делаем скидку на будущее потребление по некоей ставке. Например, если ужин через год для нас лишь на 90 % так же хорош, как ужин сегодня, то это мы дисконтируем будущий ужин по годовой ставке примерно в 10 %.
В теории Самуэльсона не было никаких страстей или плохих телескопов, только точное методичное дисконтирование. Модель была настолько проста для использования, что даже экономисты того поколения смогли легко освоить ту математику, и по сей день модель для использования, что даже экономисты того поколения смогли легко освоить ту математику, и по сей день модель остается стандартом. Я не хочу сказать, что Самуэльсон считал свою теорию обязательно хорошим описанием поведения. На последних двух страницах своего эссе он говорит о «серьезных ограничениях» этой модели. Некоторые из них – чисто технические, но одна заслуживает внимательного рассмотрения. Совершенно верно Самуэльсон отмечает, что, если люди дисконтируют будущее по ставке, которую меняют с течением времени, тогда они ведут себя непоследовательно: другими словами, они могут поменять свое решение по прошествии времени. Ситуация, волновавшая его, была той же самой, что беспокоила более ранних экономистов, таких как Джевонс и Пигу, а именно: ситуация, когда мы больше всего с нетерпением ждем немедленного вознаграждения.»
Отрывок из книги: Ричард Талер. «Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать»
Теперь давайте препарируем наши цели. Каждая цель рисует в голове (условно, конечно) какую-то картинку (вижн, vision) и этот вижн имеет какие-то параметры, на основании которых мы принимаем решения. Каждая картинка имеет интегральный вес - СРОК (сила реакции ожидаемой картинки), который собирается из ряда параметров. Эти параметры следующие:
- вероятность наступления (ненаступления (для нежелательных)) реакции (события, создающего реакцию для человека). Чем выше вероятность, тем сильнее СРОК. Чем более мы уверены в наступлении события, тем скорее всего мы выберем эту альтернативу той, что маловероятна (при прочих равных нижеприведённых факторах)
- время наступления реакции (расстояние по временной шкале до момента наступления события). Чем быстрее мы получим результат, тем он нам более желателен.
- длительность реакции (сколько по времени будет длиться реакция). Человек приучен (физиология) к тому, что работает закон убывающей отдачи (при неизменении угла альфа (рис.5), что довольно быстро проходит действие гормонов и нейромедиаторов на мозг, поэтому всегда учитывает из альтернатив тот вариант, где выгода/польза/удовольствие обещает быть более длительным.
- сила реакции (интенсивность). Это потенциальный и ожидаемый (или избегаемый в случае инверсивного применения этой схемы) эффект от наступления события. Условно считается как отклонение от аналогичных событий. Например, ожидание большего удовольствия от более вкусного блюда.
Фактически СРОК равен произведению всех факторов (вероятно математически все может выглядеть сложнее – добавятся мультипликаторы для разных факторов).
В результате самый высокий СРОК будет у картины с высокой степенью вероятности наступления долгосрочного сильного кайфа. И именно же поэтому человек стремится к стабильности, так как картины с большой силой реакции, длительными по эффекту практически обнуляются малой вероятностью (которая на самом деле находится в голове, но это тема отдельной работы, которая близка по сути с транссерфингом).
Внутренний наблюдатель видит картинки-образы и с учётом СРОКа интерпретирует их в разум. Разум же на основании существующего смысла даёт сигналы для действий (при этом бездействие – это тоже действие. Например, принимается решение не принимать решений). Перед мысленным взором постоянно проносится калейдоскоп картин-образов. Картина, которая наблюдается глазами, отличается от той, что видит внутренний наблюдатель. Поэтому два разных человека, когда смотрят на одно и то же, «видят» разные картины.
Теперь подробнее:
Вероятность наступления
Мы всегда оцениваем вероятности, как минимум как в том анекдоте про динозавра на улице. Маловероятные события могут уравновешиваться только очень большой выгодой (силой реакции) и очень быстро. Грубо говоря мы можем согласиться на авантюру (будем сами понимать, что это авантюра), но если нам скажут, что зато есть вероятность прямо сейчас получить 1 млн долларов США. Прямо сейчас и миллион. Аналогично этот фактор работает и в обратную сторону - нам могут пообещать 1 тысячу долларов, с уже более хорошей вероятностью (50/50, например), но через полгода. И чем дальше будет срок выплаты, тем меньше мы на это согласимся. Каннеман, Тверски, Талер и другие экономисты-бихеоверисты (такие специльные экономисты, которые учитывают не только сухой и рациональный язык цифр и формул, но и поведение человека) провели не один опыт, который подтвердил им такое “странное” поведение человека. Хотя если учитывать, что каждая картинка (вижн) раскладывается по таким факторам, то ничего удивительного нет и эту информацию понятно и просто можно и нужно применять в экономике и как минимум в маркетинге.
Время наступления
От того, когда мы получим то, что мы хотим получить зависит сила влечения к этой цели. Если опять проводить аналогию с турбинами - турбина будет крутиться сильнее для целей с более быстрым временем получения результата. 100 рублей заработка сегодня дороже 100 рублей заработка завтра и сильно дороже 100 рублей заработка через месяц (даже если “отключить” инфляцию).
Длительность реакции
Как мы рассматривали выше - животный мозг не смотря ни на что очень рационален: ему не хочется тратить энергию, если в этом нет необходимости. Поэтому при выборе из двух вариантов: удовольствие будет 10 секунд или удовольствие будет 20 секунд - человек скорее всего предпочтет 20 секунд.
Сила реакции
Ну и напоследок наверное самый важный фактор - сила реакции. Мы не поедем в Воронеж, если нам за эти же деньги предлагают поехать на Тенерифе (опустим страх полетов и прочие условия, типа любимой бабушки в Воронеже и ураганов на Тенерифе). Сила реакции зависит от ряда других факторов - новизна, “забористость” удовольствий.
И что же интересного практического у нас из этого всего получилось:
СРОК = вероятность х время (как скоро) х длительность х сила.
И если ваша цель (которую вы осознаете как вашу цель) имеет среднюю вероятность, наступит нескоро, не обещает вам долговременного удовольствия и не очень глубокого эффекта, то будьте готовы применять силу воли, так как мотивация (движение турбины) вас не вытянет! Вы можете “жонглировать” факторами, например, мысленно усиливать их (например, вы не можете повлиять, как вам кажется, на время наступления события - институт вы раньше закончить не можете), тогда вы можете:
а) растянуть потенциальную длительность эффекта - буду с дипломом и знаниями, значит смогу в течение нескольких лет после института найти работу. Диплом - мой билет в счастливую жизнь (в некоторых высказываниях присутствует стеб, но общий смысл не меняется)
б) увеличить вероятность - заставьте себя поверить, что 99% студентов успешно заканчивают вуз
в) увеличьте силу - заставьте себя поверить в том, что именно эта специальность здорово повышает вашу рыночную стоимость, что в итоге приведет к более высоким заработкам и как следствие приведет к более приятным тратам, которые доставят больше удовольствия :)
Итого еще раз полезный вывод:
достаточно у вас силы воли - дотянете до любой цели, недостаточно - будьте готовы хитрить - все это могут. Суперцелям сила воли практически не нужна!
Пример.
Вам говорят, чтобы заработать за 1 месяц 1 млн долларов США вам надо делать не очень сложную операцию - перекладывать предмет с места А на место Б (абстракция)- в этой ситуации: срок - близкий и понятный, вероятность 100% (допустим у вас договор), длительность удовольствия - значительная (немного кто очень быстро придумает как миллион потратить :) , сила - ну сами подумайте :). И нужна вам будет сила воли тут? Вряд ли! Будете как та кошка - есть горчицу очень быстро, да еще и с песнями. Переходим еще раз к мотивации.
МОТИВАЦИЯ И КАК ЗАСТАВИТЬ ЕЁ БЫТЬ.
Что такое мотивация? Самое простое объяснение – то, что есть само по себе и толкает человека на какие-либо действия. Если еще немного поразмышлять об этом термине, то у нас вероятно возникнет вопрос – а чем тогда мотивация отличается от желания или от смысла? Какие у мотивации есть уникальные характеристики, которые выделяют её от других терминов и категорий? Для мотивации являются обязательными: субъект, объект, интенция (а если проще – нужен кто-то, нужно что-то (или другой кто-то или разные состояния, или еще что-то) и необходимо желание кого-то (1) получить что-то (2) как частный случай). Причем объектом является не предмет, а состояние субъекта. Тут надо пояснять. Есть человек и есть новый автомобиль, который он (человек) хочет получить. Так вот ситуация мотивации заключается не в том, чтобы человек обрёл автомобиль, а в том, чтобы человек оказался в состоянии, в котором автомобиль является его собственностью.
Возможно тут у вас в голове начинается путаница - где что?
человек
СРОК
мотивация
ценность
турбины
давайте уложим все в одну картинку, так как все очень хорошо и укладывается.
мы дополним рисунок 5 в части цели (правая лопатка турбины) СРОКом.
и получается такое пояснение к картинке:
каждый человек в соответствии со своей картиной ценностей формирует поле целей с разным СРОКом. В разные моменты времени человек ставит перед собой цель, которая имеет больший срок. Это первая лопасть турбины. После этого турбина начинает крутиться так, как было описано выше.
Опять же - что нам это дает?
Вы можете помочь себе тем, что оцените поставленные перед собой цели по представленной формуле, тем самым снизив риски того, что потом вам не хватит силы воли дотянуть до финиша или же сразу начнете готовиться к хитростям (хак системы мотивации). Но тут тоже есть один важный момент - вы должны себе признаться или хотя бы понять - почему вам РЕАЛЬНО нужно достичь этой цели, что конкретно вы получите от достижения её. С некоторыми целями вы не сможете провести такую работу, так как застопоритесь на понимании ценности конкретной цели конкретно для вас. Увы.
Один из самых частых вопросов – как узнать реальную мотивацию человека? Ответы на этот вопрос находятся выше – человек хочет получить то, что соответствует его смыслу и то, что имеет более сильный СРОК. Важное замечание – человек зачастую может объяснять свою мотивацию не тем, чем он на самом деле замотивирован (т.е. человек часто сам не понимает почему он так поступает, это надо учитывать при работе с мотивацией других, т.к. человек может очень явно озвучивать одно желание, но помочь ему можно реализовав другое).
Второй по популярности вопрос – как создать мотивацию у человека? Ответ такой же – выяснить смысл (хотя бы в первом приближении), понять силы факторов и создать соответствующие условия. Давайте разберём эту ситуацию подробнее. Есть как минимум два варианта – создать мотивацию у себя или у кого-то. Оба варианта очень интересны.
Например, мы хотим создать мотивацию у себя (у нас есть вера, что если мы будем замотивированы, то мы горы свернём). Это один из первых тупиков-заблуждений. Человек создаёт себе мнимую цель (например, бросить курить). Он может быть на словах даже уверен, что он хочет бросить курить, но при этом реального мотива «не курить» / «быть в состоянии, когда я никогда не хочу курить» не создается. Человек озвучивает цель, нанизывает её на стержень воли и начинает стараться эту цель удержать. Но, как мы обсуждали выше, воля – мышца и обычному человеку очень сложно держать в фокусе одну мысль. Поэтому со временем тяга к курению (реальный мотив так и остался – хочу быть в состоянии комфорта от курения, при этом выглядеть круто, как герой фильма и получать никотиновое удовольствие) начинает побеждать волю. И сложно тут винить человека – очень непросто удержать волевое усилие (да и не стоит, так как может вызвать в человеке сложные соматические компенсаторные реакции, которые в результате будут еще хуже, чем вред от курения). В этом случае в голове происходит подмена реальной мотивации на насильное желание (еще один прекрасный вариант – похудеть к лету). Что же делать?? Как создать у себя эту чёртову мотивацию, я же не хочу курить, а тянет! – Вероятно так мог бы воскликнуть курильщик, собирающийся бросить курить. К сожалению, для решения этого вопроса, без волевого усилия не обойтись. Но усилие придётся сделать, чтобы удержать фокус на «хакерской атаке» на свои убеждения и желания. Итак, мы помним, чтобы быть замотивированным нужен мотив. Первым делом вы должны сказать себе предельно откровенно, раз вы вообще пытаетесь решить эту в прямом смысле головоломку, то мотива как раз сейчас у вас и нет. (сразу потянет поспорить – ну как же так, я ооочень хочу). А вот так. Пока вы не поймёте, что вы себя дурите – ничего не произойдёт. Это первая ловушка. Тут надо в себе глубоко копнуть и именно тут нужно волевое усилие – вы будете ПОСТОЯННО отвлекаться от того, чтобы из этой ловушки выйти. Результатом ваших стараний будет один из вариантов:
1. «Я точно хочу бросить курить – автор не прав!» (значит вы из ловушки не вышли – сходите покурите и подумайте еще)
2. «Хм, а чего это я собрался бросать курить – это же так здорово» (поздравляю. Вы нашли реальный мотив и потом, когда всё же надумаете бросать, поищите его там же и начнёте с ним работать)
3. «А ведь действительно, у меня есть определённая тяга, я же не в беспамятстве беру сигарету, не инопланетяне же меня заставляют курить. Так что же меня заставляет курить?» (не именно так, но похоже могут звучать мысли. Самое главное в них – это наличие вопроса: что заставляет меня доставать сигарету, прикуривать её и потом выкуривать.)
Теперь давайте поработаем с третьим вариантом. Что заставляет меня курить? Пробуйте отвечать на этот вопрос и в результате вы придёте к одному единственному правильному ответу. Не что, а кто. Вы сами. У вас есть этот мотив. А дальше, понимая суть СРОКов начинайте раскладывать плюсы и минусы и возможность от обоих вариантов своего существования «я – курящий» и «я – некурящий». Если вам хватит силы воли честно ответить на все вопросы, то вы или избавитесь от мнимого желания бросить курить или бросите курить, но совершенно не будете считать себя героем, так как для вас это будет абсолютно естественно.
Теперь рассмотрим вариант, когда нужно сделать что-то не такое серьёзное, как изменение жизненного уклада. Например, необходимо сделать что-то, что делать не очень- то хочется, но результат необходим для дальнейшего существования (заготовка дров на зиму, например). Само действие «заготовка дров» вряд ли можно назвать увлекательным, однако мотив существует, и он понятен. Как же заготавливать дрова и при этом не тяготиться рутиной? И тут, как полагается, есть тоже два варианта. Первый – заставлять себя делать (ведь дрова нужны, вы это понимаете, и делаете усилие – продолжать колоть). В этом случае наличие силы воли позволит вам сделать больше, чем если бы вы сразу сдались. И очевидно, что чем больше сил физических (мышцы) и силы воли (тоже мышца), то можно сделать больше. Однако существует вариант, когда без значительного прикладывания силы воли можно сделать если не больше, то столько же. Фокус состоит в том же, что и в ситуации с курением – нарубленные дрова должны стать мотивом (точнее, человек имеющий нарубленные дрова). Простое осознание необходимости их нарубить приведёт к тому, что, когда закончатся силы (физические и воли), то придется опираться на осознание необходимости и делать выбор в пользу продолжения (чтобы доделать). Когда же результат «нарубленные дрова» является реальной желаемой целью, без осознания необходимости, то напоминание себе об этом будет позволять не тратить силу воли. Звучит просто, но как сделать так, чтобы рутина стала реальной желаемой целью? Точно так же – разложить это действие на составляющие СРОКа и сравнить с другими действиями, которыми бы вы могли заняться в этот же отрезок времени. Напомню, из чего складывается (умножается) СРОК:
СРОК = вероятность х время (как скоро) х длительность х сила.
Вероятность оказаться с нарубленными дровами – высокая
Время наступление – нужен день, но удовольствие от использования наступит совсем нескоро -осенью (за один день можно наготовить дров на год)
Длительность – год
Сила – слабоватая (ну с дровами, да еще и летом, какое удовольствие)
Вспоминая каждый раз, что дрова зимой греют, что не надо в мороз идти их и колоть, а достаточно уже наколотые положить в печь дома или бани можно значительно сильно усиливать ожидаемую картину. Если держать слабый фактор в сильном состоянии перед глазами и усиливать и без того сильные факторы (всего день! И можно целый год дрова не колоть!), то волевого усилия «я должен колоть, потому что это надо! Ну еще немного, уже почти половину наколол!» делать не придётся. Вероятно, этой же цели служат песни охотников, которые возвращаются с охоты и уставшие тащат добычу и при этом поют о том, как им будет хорошо, когда они притащат домой эту груду провианта.
Итак, резюме:
ваша мотивация и мотивация другого это: набор целей с высоким СРОКом, которые формируются (цели) под воздействием существующих у вас и у другого ценностей (меняйте ценности, меняйте факторы СРОК, получите разную мотивацию). Итого у вас есть в арсенале инструменты изменения ценностей (см.выше) и факторов СРОК.
Провокация:
Экзистенциальный вакуум - невозможность видеть цели со значительным СРОКом. Все цели слабые и слабее бездействия.
Вопрос: Почему человек, имея ясную хорошую цель не спешит её достичь?
Человек не хочет пропускать (происходит застревание на них, не хочется с них уходить) этап стремления, планирования, процесс достижения, так как знает, что после достижения-получения остается только шлейф. Тут необходимо пояснить - из всех фаз получения удовольствия - самые долгие первые две, но зато самая сильная третья (получение непосредственно результата). Человек не хочет избавляться от длительного пережевывания пути достижения цели, если смог научиться получать удовлетворение от того, как он цедит по капле удовольствие от наличия цели. Получение цели для них означает окончание получения этого удовольствия. После получения придется придумывать новую цель, и человек знает, с какими трудностями для него это сопряжено.
Поэтому бывает так, что люди зацикливаются-застревают на мечтаниях и не доходят до получения результата.
Один очень важный вывод: не важно, что у вас есть, важно то, что приносит радость и доставляет удовольствие. Владелец мазератти может быть несчастнее владельца велосипеда. Уверен, что вы с лёгкостью вспомните с десяток таких примеров.
Хижина, где смеются, богаче дворца, где скучают (с).
Ну или как вариант, цель может и красивая, но по всем факторам СРОКа не проходит - например, очень далекая, неясная, несильная.
Вопрос: почему, если человек уходит долго и когда свершается факт ухода не так больно, если человек уходит внезапно?
Ответ: При построении траектории движения мы планируем ресурсы и ставим множество различных целей, создаем некоторое количество вращающихся турбин. Когда на какой либо турбине происходит торможение (за счет резкой остановки одной из лопастей) это приводит нас к осознанию невозможности “прокрутить турбину” (то есть цель поставлена, планы сверстаны, действия преобразовывают ресурсы и тут бац - результат внезапно недостижим. Печально.). Если же кто-то и так не участвует в наших планах, то исключение его из вращения ничему не вредит.
Вопрос: почему люди смотрят много бесполезного телевизора?
а) развлекает за счет придачи новизны в жизни. дает что-то новое (спорно правда) к тому, что человек может получить в реальной жизни. Новизна таргетирована за счет разных каналов. если представить, что телевизор будет показывать только лебединое озеро, то очень скоро тв никто не будет смотреть.
б) источник смыслов, целей. некоторые, просматривая ТВ, прикладывают ценности и цели героев на себя. Если цель соответствует ценностному полю зрителя и есть потребность в новой цели, то цель может заимствоваться для достижения и соответственно для вращения ветряка.
в) источник переживаний? переживая, радуясь, расстраиваясь из-за персонажей и их действий, человек получает ощущение жизни (как будто, что-то происходит с ним). Спорная гипотеза.
Итак, складываем ингредиенты для новой осмысленной жизни:
1.Новизна (она должна присутствовать.) Если в малых вещах, то серьезная новизна, если в большом количестве вещей, то новизна может быть небольшая. Главное - сумма. Важный момент для новизны - соответствие ценностям (но понимайте, что ценности могут меняться, хоть и медленно).
Один из примеров - новостная лента социальных сетей или инстаграма. Мы настраиваем канал на то, что нам ценно и потребляем большое количество обновлений (новизны). У социальных сетей есть еще один манящий аспект - получение дофамина от лайков, репостов, ответов. Но этот аспект, для другой главы (про турбины).
Какие могут быть практические шаги для добавление новизны:
• сначала проведите ревизию ценностей. Найдите все, какие сможете найти, придумайте если надо, потом вычеркните те, которые вы считаете не вашими ценностями. Промоделируйте с каждой ценностью такую ситуацию - если передо мной будет стоять выбор сделать так или так (берете ценность и антиценность), то я точно (!) поступлю так. Практически ничего меня не сдвинет с этого выбора. С помощью такого упражнения сможете получить список ВАШИХ ценностей
• Далее, выпишите себе те действия и цели, которые вы перед собой ставили и ставите, чтобы они соответствовали ценностям. Предупреждаю, на эти практики может уйти не один день, но они того стоят.
• Далее добавляйте к каждой прошлой и нынешней цели новизну. Новизна должны быть принципиальной, хоть и в мелочах. Слушайте себя. В какой-то момент, вы начнете улыбаться, так как перед вами начнет маячить челендж, вызов. Вы поймете, что делать вам это страшновато (это нормально, ваш животный мозг будет сопротивляться деланью нового, так как для него это будут а) новые риски б)новые затраты энергии (ведь прошлые маршруты уже не требуют столько энергии)).
• Выписывайте полученные вызовы. Те, которые будут вызывать больше страха и больше блеска в глазах - и есть ваши следующие цели.
Уверен, что мало кто из вас проведет такую работу, поэтому есть вариант лайт:
Вспомните, что вас драйвило недавно. Хотя бы 3 события. И попробуйте их об-новить. Добавить в них что-то принципиально новое. Если понравился картинг - попробуйте поучиться и поездить на кольцевых гонках. Понравились высотные аттракционы, попробуйте прыгнуть с парашютом. Понравилось говорить тост на свадьбе, попробуйте сделать доклад на работе или на мероприятии. И ищите все время то, что доставляет вам удовольствие.
Интересен аспект свободы. Люди часто и справедливо считают, что несвобода является ограничением счастья и написанное выше это подтверждает. Каким же образом? А тем, что будучи несвободным (тут имеются в виду конечно не только рабы, но и любые люди, связанные в своих действиях и не дай бог мыслях), человек не может получать новое. Именно невозможность наращивать новизну и есть несвобода в том или ином проявлении. И тут мы можем наблюдать эффект, когда свобода становится целью (желаемым результатом, соответствующем ценностям) - очень похожий эффект на тот, когда человек в качестве цели выбирает деньги - не товар или услугу, покупаемые за деньги, а именно купюры. Здесь аналогия прямая - свобода, как деньги. Они лишь условия для реализации целей, но не должны бы являться целью сами по себе, так как это бессмысленно.
Еще один важный момент, который несколько противоречит вышенаписанному: свобода и деньги не мешают счастью полностью, если есть возможность запускать первые две лопасти турбины. То есть думать, мечтать и планировать о цели можно и нужно еще ДО свободы или денег - это УЖЕ сделает счастливее и наполнит смыслом. А там, глядишь, и свобода с деньгами подоспеют...
Если же много денег и есть свобода, то человек может попасть в ловушку “крысы с электродом” - животное удовольствие от повторяемых вкусностей постоянно перебивает потенциальное удовольствие от дальнейшего движения. В результате обеспеченные люди часто становятся заложниками карусели с новыми странами, ресторанами, шоппингом, не делая принципиально ничего нового.
2. Дофамин. Если деятельность обещает увеличение количества дофамина, то это тоже создает вектор движения. Дофаминовая доза увеличивается само собой от новизны, но и от эффекта масштаба. Например, первый раз спел песню друзьям - похлопали. Потом в клубе в деревне- еще больше похлопали. И так далее. И можно петь одну и ту же песню, но если “больше людей будут хлопать” или ставить лайки, то это будет создавать вектор движения и наполнять жизнь целями. Несомненно, увеличение количества дофамина от масштаба связано с эффектом новизны, но все же хочу выделить этот способ в отдельный.
Резюме по второму пункту: не можете придумать новизны - увеличивайте масштаб тех действий, где получали вознаграждения (спасибо, лайк, репост, аплодисменты, цитирование, упоминание и т.д.).
Хоторнский эффект подтверждает п1. (Хотя, по правде сказать, хотторнский эксперимент считается очень спорным).
Вопрос:Почему люди любят критиковать?
потому что в совместной критике рождаются цели изменений. Пусть даже Васька наркоман, но появлется ощущение цели - было бы хорошо, чтобы наркоманов вокруг стало меньше.
Вопрос: как найти потерянный настрой? Каким-то же образом психологи его находят у человека и воодушевляют его?
Ответ: (начало) настрой человека складывается из зеленых турбин и красных (про них тут пока ничего не написано, но если коротко, то это турбины обратного хода, на цифре 9 которых находится кортизол и получение страдания. И работают они так же - на цифре 3 - ожидание страдания (уже начинается), на 6- представление всех ужасов страданий, на 9 страдание, на 12 - шлейф и воспоминания от страданий). Если у человека внутренний взор застилают красные турбины, то настрой будет - стоять на месте (лишь бы не приближаться к цифре 9 красной турбины). Если превалируют зеленые, то возникает позитивный настрой на движение к целям. Потерянный настрой начинается в ситуации отсутствия зеленых турбин или уравновешивания зеленых и красных. Так как найти настрой? Первое - минимизировать ожидания от красных турбин (возвращение в “здесь и сейчас” обычно отвлекает внимание и дает понимание, что цифры 9 пока не настало, так нечего страдать), что может склонить чашу весов от красным к зеленым турбинам. Другой вариант - усилить позитивные турбины, повысив и их количество и усилив существующие качества. Это пока тезис, вероятно этот ответ надо развить в отдельную главу.
окончание следует…