Найти в Дзене

Бубен. Оберег, проводник в иные миры или просто сувенир?

Оглавление

Сегодня я хочу поговорить о бубнах. О настоящих. Они всегда только индивидуальной авторской работы. В идеале шаман делает его сам. Бубен обладает многими сверхъестественными и магическими свойствами . Я не буду вас уверять в том, что бубен - это магия, но и не буду утверждать обратное. Мои мистические знания пусть останутся при мне. Я не Карлос Кастанеда, рассказывать всему миру о тонких материях, будучи уверенным в том, что почти все тебя не поймут, а остальные сочтут сумасшедшим. Это всё сложная философия.

Сегодня я предлагаю вам рассмотреть бубен с двух точек зрения:

-Шаманский атрибут, помощник и соратник.

-Сувенир. Талисман-оберег.

А рассматривать будем на примере моего. Он родом из Хакассии. Разумеется, сделан мастером. Обычно, когда мастера делают бубны не знакомому человеку, то либо не наносят рисунок на бубен, (шаман делает его потом сам), либо наносят ничего особо не значащий рисунок. Сакраментальный смысл рисунки получают позже, когда обретают своего человека. Я не знакома с мастером. Поэтому на моём бубне рисунок изначально намечен мастером, как «Животный мир».

Итак, что говорят в самой Хакассии про бубны.

Бубен. Крылатый олень шамана.

Бубен (Тюр, Дунгур, Тюнгур) – ударный мембранофон предназначенный для вхождения в транс путём монотонной игры на нем.
Тюр (хакасское название бубна) переводится не только как бубен, но и как «Олень». В древности не делали различия между предметом культа в виде бубна и животного, потому что по их мировоззрению это одно и то же. У всех народов Сибири бубен приравнивается с животным которое на своей спине носит шамана по трём мирам, которые кстати часто рисуются на самом бубне при помощи природных красок (например хна).
Не все шаманы имеют право камлать (совершать таинства) при помощи бубна. В Хакасии была бабушка по имени Сарго, эта старая шаманка, которой, к сожалению уже нет в живых, камлала при помощи пухового платка и деревянной ложки. Дело в том, что при советской власти за изготовление или хранение бубна давали 15 лет ссылки как врагам народа. Сарго лечила людей при помощи платка и ложки (ложкой она как бы ударяла по платку как по бубну и входила в транс). Советская власть ушла в небытие, а Сарго продолжала камлать при помощи своих атрибутов. Многие шаманы Хакасии предлагали бабушке бубен в подарок и собственной работы и купленный, а она отказывалась, говорила, что привыкла именно так с Духами общаться.
Так же важным атрибутом являлась колотушка (орба). Колотушка изготавливалась из священного дерева (у разных народов оно разное) и обтягивалось кожей или мехом диких животных (в основном камусом (шкура с ног оленей) ). Многие шаманы получают колотушку от своих предков как отдельный атрибут. Иногда считается, что хорошая колотушка лучше хорошего бубна. В Орбе так же живёт отдельный дух-помощник (тёс, ээрен). Колотушку так же используют как предсказательный атрибут.

Хакасский бубен Тюр.

Рассматривая бубен хакасского шамана, мы видим нанесенные на него рисунки, которые символизируют мифологические представления хакасов. Поверхность бубна поделена на три части, которые символизируют трехчастное деление мира – на верхний, средний и нижний. В верхнем мире живет бог-создатель Кудай, богиня Ымай (покровительница материнства), и прочие божества-чайааны,  олицетворяющие светлые силы. Хозяин нижнего мира – грозный Эрлик-хан, его образ ужасен и вселяет страх. Множество хакасских мифов повествует о борьбе Кудая с Эрлик-ханом. Средний мир – мир людей – также населен духами. Это духи, связанные с человеческой жизнью и бытом. Есть семейно-родовые покровители, а также духи-хозяева сил природы (огня, воды, гор, ветра и т.д.)
Интересно, что древнейшее изображение шамана с бубном датируется 2-м веком до нашей эры, найдено на территории Хакассии на оз Тус-Кель.
-2

Бубен - сувенир и оберег.

Я не буду вдаваться в подробности шаманизма, магии или религии. В сети интернет много интересных статей, которые можно почитать. Многие из них основаны на реальных данных. Каждый сам выбирает свой путь.

Мои мысли о шаманских и медитативных практиках пусть останутся при мне. В этой статье я рассматриваю не эти темы.

У каждого из нас иногда возникает мысль, а не купить ли какой-то оберег себе. Для прибавления денег, для отвода сглаза или просто для здоровья. Почти никто не верит в силу и пользу своего талисмана. Но с ним как-то спокойней, не правда, ли?

Некоторым хочется привезти из туристических поездок себе что-то интересное. Иногда выбор туристов падает на этнические инструменты. Стало модным привозить из дальних стран укулеле, варганы, пимаки или хулуси. Не стали исключением и бубны.

Верите вы или нет в потусторонние силы и магические ритуалы не столь важно. Но при приобретении такого сувенира для себя любимого важно знать некоторые подробности изготовления.

Если бубен изначально был изготовлен, как сувенир, имеет ничего не значащую символику и сделан из искусственных материалов, то это на самом деле просто сувенир. Смело покупайте, дарите друзьям, вешайте на стену или проводите с ним тематические вечеринки. Он точно вам ничем не навредит. Он не имеет "души", он "не живой". Он просто игрушка.

А если бубен изготовлен из настоящих материалов, сделан мастером и прошёл все стадии изготовления, то его, конечно, тоже вполне можно приобрести в качестве сувенира, но уточнив происхождение бубна, цели его "жизни" и ритуальность. Например, я бы, поостереглась купить самый настоящий не сувенирный, а этнический бубен в странах Африки на рынке. Что я имею ввиду? А вот что:

В настоящее время различают два основных вида бубнов:

Народный или этнический, деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в ритуальных целях шаманами коренных народов. Также к народным относятся бубны с небольшими бубенчиками привязанными к проволоке протянутой под мембраной.
Оркестровый бубен, самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной... Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной и этнической музыке.

Про народный этнический мы с вами поговорили в начале статьи и именно это я и имею ввиду - цели создания бубна. Шаманство, врачевательство и прочее. Не уверена, что, продающийся где-нибудь в Африке на рынке бубен не прошёл ни одного ритуала.

Сейчас мы говорим об оркестровом. Он же для не музыкантов и есть сувенирный.

-3

Если вы всё уточнили при приобретении. Вас всё устроило и вы готовы приобрести сувенир, то следующим шагом обратите внимание на символику. Как правило, на сувенирных ничего не значащая символика. Это либо геометрические узоры, копирующие наскальную живопись предков, либо простая абстракция. Нормальный сувенир.

Если всё-таки хочется, чтоб бубен исполнял роль талисмана, то тогда рисунок бубна должен нести энергетическую символику, подходящую именно вам, или найдите подходящую трактовку. Смело покупайте его, активируйте и используйте по назначению.

Люди, заинтересовавшиеся славянским язычеством, часто путаются в изображении и значении символов. Посмотрите в интернете. И точно найдёте для себя подходящую символику. В конце концов, бубен можно приобрести без рисунка, а рисунок нанести самостоятельно. От этого символика станет точно именно Вашей и обретёт силу и тайный смысл. Когда будете рисовать, обязательно думайте только о хорошем.

Например, мой бубен, настоящий. Изготовлен мастером. Может использоваться как в этнических целях, так и в оркестровых. Никаких ритуалов до меня не проходил. Имеет геометрический рисунок, копию наскальной живописи древнего художника "Животные". То есть, при проведении ритуала "кормления" и "оживления" бубна, легко стал "Мудрой Совой" со славянской символикой "Триглав". Вам же не нужно становиться совой... Пардон, опять отвлеклась на эзотерику и нематериальный мир. Но без этого про бубны не возможно разговаривать.

-5

Славянский шаманизм.

Скажете, что такие этнические инструменты, как бубен, не существовали у славянских народов? И ошибётесь. Упоминание о славянских шаманах, наряду с волхвами упомянуты в древних летописях и запечатлены на берестяных грамотах, найденных при современных археологических раскопках. В настоящее время, создан официальный сайт, где представлены всякие разные летописи, разумеется в электронном виде. Их можно посмотреть, почитать официальные заключения и комментарии специалистов, а так же сделать для себя много интересных открытий. А для тех, кто умеет " читать между строк", там ещё больше интересного, чем можно предположить.

Шаманов мы находим у народов, которые продолжают жить в рамках своего языческого сознания. По-видимому, шаманы были у всех народов, и Русь тут не составляла исключения. Но говорить о русских шаманах не принято...Шаманская практика русских колдунов не выражена атрибутикой. Волхов Мизгирь указал мне, что шаман в русской волшебной традиции звался кудесником, а бубен у нас в древности назывался кудесом. Он же назывался камом у самоедов, от чего происходит слово камлание.
Согласно словарю Даля, куд - бес, кудес - человек в личине, который куролесит. Кудесить, кудесничать - волховать, активно двигаться, будучи окрутником, т.е. будучи переодетым. Так же кудесничать - заниматься чернокнижием, напускать чары. Заметим, что кудесник предсказывает будущее Вещему Олегу, который хоть и был вещим, но своего будущего не знал.
Итак, хотя летописи и намекают на то, что наши шаманы звались кудесниками, они не дают этому полных доказательств. Это может быть просто результатом случайности. И такая случайность может приводить к выпадению целого пласта национальной культуры.
Например, в этнографической литературе много места уделено Вещему Бояну, известному лишь по "Слову о полку Игореве". Если бы этого упоминания в "Слове". не было, то о волшебных способностях Бояна мы вынуждены были бы судить иначе, да и само существование в Древней Руси такого типа людей ставилось бы учеными под сомнение. На наши представления о древности влияет случай, и то, что о шаманах нет прямого упоминания, не доказывает, что их у славян не было. Шаманское наследие мы должны были вновь получить, по крайней мере, от угро-финских народов, если славяне как-то растеряли его еще до прихода на земли будущей Руси.
Русский шаманизм и откровенно замалчивали. Одним из таких примеров является утверждение Л.Н. Гумилева о том, что Вещий Боян скача славою (соловьем) по мысленному древу и летая умом под облаками, мог совершать эти действия только на основе шаманизма монголо-татар, (см. его книгу "В поисках вымышленного царства", 1992г, стр.246). Отмечая шаманизм Бояна, Гумилев делает вывод, что "Слово" было написано уже в монгольский период нашей истории. Действительно, прав Гумилев в том, что Боян совершает шаманический акт и о нем поет. В данном случае, Боян скачет по родословному древу князей. Это совершенно ясно из контекста. Но при этом, он шаманически совмещает его с мировым древом.
Происходит это в духе русской плетеной резьбы, где из птиц произрастают ветви деревьев, потом они плавно приобретают человеческие формы, а далее, например, распадаются цветами.

Напомню, так же, что в советское время, за хранение бубна, можно было стать, объявленным "врагом народа", и уехать в ссылку лет на 15. Не говоря уже об упоминании данного этнического инструмента в официальных текстах. Чего так боялись руководители страны?... Наверное...Далее ваш полёт мыслей на эту тему без меня... А я о символике.

-6

Славянский символ Триглав (он же Трилистник).

Для меня идеально подходит символ Триглав. Рисунок на моём бубне вполне позволяет себя так трактовать. Мой инструмент помимо медитативных и шаманских практик так же часто используется и в концертной деятельности. Мне важна защита от завистников, врагов, от сглаза, принося и охраняя урожай (аплодисменты) и победу в бою ( победы на конкурсах и фестивалях),и как бонус - духовное просветление и положительная энергетика и так далее. Для вас Триглав, возможно, тоже подойдёт. Он универсален.

Использовать его можно практически любому – женщине, мужчине, взрослому и даже ребенку. Оберег наполнит жизнь своего владельца гармонией, очистит ауру и поможет сконцентрироваться на позитиве.

Триглав, выглядит совершенно не так, как на моём бубне, разумеется. Повторюсь, рисунок моего бубна, именно позволяет себя так трактовать.

-7

О значении символа Триглав.

Оберег Триглав – это сильный славянский символ, несущий в себе мир и гармонию. Изначально знак был доступен только магам, но со временем распространился среди простого народа. Люди носили обереги с Триглавом, чтобы защититься от неурожая и врагов.
Сейчас этот древний славянский символ получил новое значение. Значение оберега для нашего века:
- раскрытие неиспользуемого потенциала;
- гармонизация отношений между людьми;
- просветление, духовное развитие;
- энергетическое очищение;
- защита от сглаза, болезней и неудач;
- помощь в поиске жизненной цели.
Древний символ славян Трилистник пригодится каждому, кто потерялся на дороге жизни. Этот оберег поможет выйти из тупика, отыскать верный путь и наконец завершить депрессивную фазу, почувствовав облегчение на психическом и физическом уровне.
Самая популярная версия расшифровки знака – триединство мироустройства. По ней каждый из лепестков означает Явь, Правь и Навь.
Еще одно славянское объяснение происхождения символа – объединение трех божеств в одном образе: Перуна, Сварога, Святовита.
Согласно другим источникам, знак имеет отношение к богине земли Тригле. Здесь тройственность символизирует изначальные элементы, из которых состоит наша земля – почву, воду и воздух.
-8
На эзотерических форумах очень популярен вопрос о совместном использовании языческой и христианской символики. Ответ на этот вопрос только один – Триглав можно носить тем, кто поклоняется древнеславянским богам. Христиане имеют свою атрибутику – крест с распятием.
-9

Орба.

Про Орбу можно писать отдельную статью. Но я не буду. В начале моего текста есть немножко об Орбе. Отдельно рассматривать её, как шаманский атрибут не буду.

Вы и так от меня уже устали, столько прочитать, шутка ли!

Скажу только, что, с точки зрения бубна, как сувенира, то и орба у сувенирного бубна не Орба, а Колотушка. Качественная и эксклюзивная. Но, колотушка. Орбой она станет, только при "живом" бубне, с проведением соответствующих ритуалов.

-10

Небольшая памятка, для тех, кто решился всё-таки приобрести себе бубен.

Это, конечно,моё личное мнение. Вы, возможно сделаете другие выводы из кучи предварительно прочитанной литературы, перед покупкой бубна. Но, ряд ли. Скорей всего ваши выводы будут очень схожи с моими.

Вы должны определить для самого себя чётко свои цели. Для чего вы хотите купить бубен. Для медитаций, для обучения шаманству, для музыкальных практик или просто, как сувенирную продукцию.

Как бы там ни было, а я придерживаюсь мнения, что приобретать бубен, не зависимо от поставленных целей и задач, всё-таки лучше отечественного мастера, а не кустаря-аборигена с другого континента.

Приобретать этнический инструмент лучше в магазинах этнических товаров или инструментов, где вам смогут дать чёткие и правдивые ответы на ваши вопросы о происхождении инструмента. А не вымышленную местную байку, предназначенную для туристов. Причём одну для всех. Многие мастера по изготовлению инструментов имеют свои персональные интернет-магазины. Легко найти, просто набрав в поисковике.

Приобретать бубен культуры близкой к славянской или хотя бы того же континента. Если вы, конечно, имеете в предках выходцев из народов майя или африканских племён, то тогда делайте индивидуальный выбор, тот, что вам интуитивно кажется ближе и родней.

Если вы придерживаетесь версии о тонких материях и потусторонних мирах, то "заряжать" или "не заряжать" бубен, а так же проводить ли с ним ритуалы - это ваше персональное желание. Но, если вы не умеете это делать, то обратитесь за помощью к профессионалам. Не к мальчику - подростку, который почерпнул свои знания из непонятных источников, а именно к практикующим профессионалам. И, если вы всё-таки провели определённые ритуалы с бубном, то давать его в руки больше никогда и никому не стоит. Он теперь только Ваш.

Очень внимательно отнеситесь к выбору символики. Изучите историю понравившегося вам символа. Подходит ли он вам.

Я бы всё-таки посоветовала новичкам использовать бубен с осторожностью. При совпадении с ритмами сердца, неумелом обращении и склонности к заболевания сердечно-сосудистой системы, может вызвать аритмии, брадикардии и тахикардии.

Уход за бубном, как за музыкальном инструментом не так сложен. Бубен изготовлен из натуральных компонентов, поэтому он, естественно, не любит влаги, жары, сильных ветров, а так же влажности или сухости воздуха в помещении, где он живёт (хранится). Хороший качественный бубен имеет возможность корректировки натяжения кожи. Регулируйте самостоятельно, как вам надо. Или так же, обратитесь к профессионалам.

Ну и конечно, бубен должен доставлять вам положительные эмоции и радость.

-11

О моём бубне могу сказать следующее :

Сделан очень качественно. Пережил уже и дождь, и жару и ветер. Натяжка кожи пока не изменилась. Подтяжка кожи на нём мастером предусмотрена, но пока не потребовалась. Ни одно крепление не развязалось, от обода кожа не отошла. Вид, как новый. Пятна на самом бубне были изначально, я так понимаю, это предусмотрено трафаретом рисунка. Звук громкий и звонкий. Диапазон тонов тоже хороший. Для моих целей достаточно.

Как сувенир, доставит вам массу положительных эмоций. Постучать у костра или на тематической вечеринке. Спасибо мастеру за такую качественную работу. Орба хорошая, удобная.

Приобретён был в интернет-магазине. В продаже без перьевых украшений. Перья - эту уже мои индивидуальные талисманы.

По телефону мне смогли ответить на все мои вопросы. Без запинок и придуманных историй. Уточнили, даже цели и задачи, а так же прислушались к пожеланиям. Прислали именно тот, который нужно было. Магазин профессионально занимается продажей этнических инструментов. Довольно большой выбор. Сервис обслуживания на высоком уровне. Доставка почтой России наложенным платежом. Система скидок для постоянных покупателей. Сотрудники магазина грамотны, вежливы и разбираются во всех творческих тонкостях тех инструментов, которые имеются в продаже. Проводят мастер-классы. Обучают игре на инструментах. К каждой модели есть аудио запись, можно послушать звук.

-12

Вот такой комментарий магазина стоял к моему бубну:

Сувенирный бубен с 6 резонаторными-шишечками по ободу с рисунком "Животное" - копии наскального рисунка из Хакасии. Хороший подарок для любителей этно-стиля, яркий, впечатляющий.
Кожа
бубна - косуля.
Звук высокий, звонкий, но также как и у больших собратьев меняется к ободу. Несмотря на свою сувенирность полностью действующая модель.

Бубен купить не так просто, как кажется, поэтому ссылку на магазин, я всё-таки поставлю в своей статье. В отличии от ссылок на цитаты. Я столько всего читала ранее и сейчас для подготовки статьи, что просто уже не помню откуда и какой именно текст я брала. Да простят меня авторы. Кому интересно, ищите через поисковик. Много статей всяких разных на любой вкус.

Свой бубен я покупала здесь. Рекомендую, если кому надо. Есть и другие хорошие магазины. Но не со всеми работают мастера.

И ещё, в качестве постскриптума. Если ваш друг (приятель. сосед) скачет вокруг костра с бубном - это ещё не факт, что он спятил. Скорей всего у него проснулась тяга к познанию чего-го нового в своей жизни. Или он музыкант и ищет новые звуки для развития своего творчества.

Бубен. Именно тот, который на фото : https://www.ta-musica.ru/buben_25_st_s_ris

Магазин : https://www.ta-musica.ru/

Приятного вам музицирования, добрых талисманов и красивых сувениров.

За подписку на мой канал, лайки, репосты и комментарии отдельное спасибо.