В начале 20-го века нашей стране пришлось испытать немало серьезных потрясений, после которых государству пришлось долго вставать на ноги – Первая мировая война, несколько революций, глубочайший раскол в обществе, вылившийся в гражданскую войну. Ни для кого не секрет, что в результате практически вся страна оказалась в руинах.
Какое это имеет отношение к мотоциклам? Самое прямое. Из-за этих исторических неурядиц мы отстали от всего мира во всех сферах, в том числе и в авто- и мотостроениии. Шутка ли, Уильям Харли и братья Дэвидсоны создали свой первый мотоцикл еще в 1903 году, а первый серийный мотоцикл в молодой Советской республике появился спустя целых тридцать лет! Новинкой, которая впервые огласила улицы ревом непривычного для жителей страны мотоциклетного мотора стал НАМИ-А-750 – раритетнейшая на сегодняшний день модель. С этого момента началась погоня советского мотостроения за далеко оторвавшимися вперед заокеанскими конкурентами.
Лидером, который возглавил эту гонку стал талантливый инженер и конструктор Петр Владимирович Можаров. Именно его усилиями был создан прототип первого мотоцикла ИЖ, а в последствии с его подачи в Ижевске стартовало строительство Опытного мотоциклетного завода, который по сути стал колыбелью отечественных мотоциклов. Считается, что идеи Можарова поддерживал лично Сталин.
В 1933 года с конвейера предприятия сошли первые мотоциклы Иж-3 и в этом же году Можаров приступил к конструированию более продвинутой модели Иж-7, которой было суждено стать одной из самых удачных. Мотоцикл получил 300-кубовый одноцилиндровый силовой агрегат, трехступенчатую КПП и цепной привод. Первое впечатление о новинке, правда, оказалось немного подпорчено – стартовую партию Иж-7 пришлось вернуть на завод, потому что их нельзя было завести из-за дефекта в системе зажигания. Ну кто же вступал в жизнь без детских болезней? Неисправность устранили и в течение следующего года было собрано уже более сотни таких мотоциклов.
Иж-7 выпускался до 1938 года, когда ему на смену пришел более совершенный преемник – Иж-8. Обозначения моделей конечно не блещут оригинальностью, но создатели первых отечественных байков тогда еще не задумывались о маркетинге и давать броские названия мотоциклам было как-то не принято. Забегая вперед, скажу, что последующая модель также просто сменила одну цифру в своем названии. К, слову цифра обозначала приблизительную мощность мотора в лошадиных силах. Соответственно силовой агрегат Иж-8 выдавал 8 лошадок, а Иж-9 – девять. Помимо этого от предшественника они отличались усовершенствованным стартером и более надежной электропроводкой. Чуть позже конструкторы переработали мотор, увеличив его объем до 348 кубиков, и подняв мощность до 13,5 лошадиных сил. Новый мотоцикл должен был называться Иж-12, но выпуск его не состоялся – в 1941 году предприятие было в срочном порядке переведено на военные рельсы и стало работать на нужды фронта.
Одним из итогов победы в Великой Отечественной войне стал резкий толчок в развитии производства мотоциклов. Отличной подпиткой для свежих идей и работы конструкторов стали технологии, полученные от побежденных фашистов. Страна поднималась из руин и требовала доступного транспорта. Первой послевоенной моделью стал Иж-350, построенный на основе немецкого DKW-350 в 1946 году. Впоследствии на его базк было построено целое семейство модификаций
Затем наступило время, которое без преувеличения можно назвать золотой эпохой мотоциклов Иж. Именно в этот период – в 50-60-ых годах появились такие легендарные модели как ИЖ-49, ИЖ-50, ИЖ-54, ИЖ-55. Они стали все чаще появляться на городских и деревенских улицах, участвовали в мотопробегах, снимались в кино. Технически они стали гораздо совершеннее своих предков и могли похвастаться более мощными 18-сильными моторами, телескопической вилкой и задними пружинными амортизаторами. Можно сказать, что именно этим моделям удалось наконец-то догнать западных и заокеанских соперников.
Спустя еще одно десятилетие в 1962 году появились первые ИЖ Юпитер и ИЖ Планета. Конструкторы специально разработали для моторов нового поколения мотоциклов более долговечные и износостойкие поршни и новый воздушный фильтр. Благодаря этим новшествам, модели стали еще надежнее, чем их предшественники. В частности, межсервисный интервал работы двигателя был увеличен в два раза.
Иж Юпитер и Иж Планета стали самыми массовыми моделями советских мотоциклов. За все время производства их было выпущено более 7 миллионов.
В начале и середине семидесятых годов появились модели ИЖ Планета 2, ИЖ Планета 3, ИЖ Юпитер 2, ИЖ Юпитер 3. Ближе к концу десятилетия из цехов предприятия вышли ИЖ Юпитер 3К и ИЖ Планета Спорт. Объем выпуска мотоциклов ИЖ стал превышать отметку 250 000 единиц в год, но несмотря на столь яркие результаты у завода появились первые проблемы, которые в то время никто не воспринимал всерьез – тогда просто не существовало понятия экономической эффективности и конкуренции. Высокий спрос на мотоциклы Иж был обусловлен тем, что выбора у покупателей фактически не было, поэтому о качестве продукции можно было не задумываться, а новые модели мало чем отличались от старых. В результате в 80-ых годах новые ИЖ Планета 5 и ИЖ Юпитер 5 уже не пользовались таким ажиотажным спросом, как их предки. Кроме того, автомобили становились все более доступными широким массам и конкурировать с четырехколесным транспортом мотоциклы не могли.
В 90-ых годах ИЖ фактически оказался не готовым к новым реалиям и никому не нужным. Предприятие стало разваливаться, а попытки хоть как-то исправить ситуацию не увенчались успехом. Модели ИЖ Юнкер и ИЖ Корвет, выпущенные в этот период уже не могли заинтересовать покупателей. В результате в 2008 году легендарный завод был признан банкротом – первый и самый популярный советский мотоцикл стал частью истории.