VR motion sickness не имеет точной аналогии в русском языке, поэтому далее продолжим использовать англоязычный термин. Говоря просто, это «ощущение укачивания» в виртуальной реальности. VR motion sickness – это очень серьезная проблема для индустрии виртуальной реальности. Ничего не отпугивает новых пользователей так, как первый VR-опыт сопровождающийся головной болью, ощущением тошноты и недомоганием. Многие не хотят возвращаться к VR уже никогда. Решение проблемы поспособствует распространению и адаптации технологии.
Далее мы расскажем, что такое VR motion sickness, чем она вызывается и как можно с ней бороться.
Что такое VR motion sickness?
VR motion sickness – это ощущение схожее с обычным укачиванием, но возникающее во время использования очков виртуальной реальности. Симптомами могут быть головная боль, тошнота, слабость и дезориентация. Для кого-то эти ощущения могут быть едва заметными. Для других же результатом может стать рвота и ощутимый дискомфорт.
Как возникает VR motion sickness?
Во время любого VR-опыта ваш мозг, глаза, уши и тело обмениваются между собой информацией, но понять друг друга не могут.
Представьте себя в VR-игре со стрельбой по зомби. Глаза видят, как живые трупы преследуют вас по пустыне, вы же не хотите стать жертвой и убегаете. В это же время ваше тело находится на удобном диване. Далее зомби догоняет вас и начинает тащить вниз… А ваше тело все еще сидит в уютной позе. Одновременно с этим внутреннее ухо контролирует положение вашего тела в пространстве. Если мозг и уши оценивают ситуацию по-разному, организм перестает понимать, что происходит и как ориентироваться. Диссонанс между органами приводит к укачиванию (motion sickness).
Как долго длится VR motion sickness?
В первую очередь это зависит от продолжительности опыта. Если вы находились в ставшем причиной укачивания виртуальном мире несколько минут, то и симптомы VR motion sickness не сохранятся надолго. Пользователю достаточно снять хедсет и подышать свежим воздухом.
Если же ваш VR-опыт длился от получаса, то и восстановление скорее всего затянется. «Пострадавшему» рекомендуется выпить прохладной воды и походить по комнате, делая глубокие вдохи. Если человек чувствует себя плохо после VR-опыта слишком долго, то ему следует выпить таблетку от укачивания или вызвать врача.
Motion sickness разных хедсетов: есть ли разница?
Многие чувствуют тошноту при использовании PlayStation VR и Oculus Rift. Очевидно, что обе платформы способны вызывать motion sickness VR. Однако сказать, что последствия после какого-то из хедсетов хуже, будет неверно.
Эффект скорее зависит от выбранной игры. Tetris Effect для PS VR, где вы спокойно сидите и смотрите на экран, вряд ли вызовет укачивание. В тоже время известно, что после Lone Echo на Oculus Rift у многих пользователей motion sickness возникает. Для HTC Vive ситуация схожая. Поэтому неверно сопоставлять неприятные последствия VR с какой-либо из платформ.
Безусловно, аппаратная часть может вызвать проблемы, и разработчики ищут пути решения проблемы. Тем не менее, на данный момент основным фактором для motion sickness является программное обеспечение.
Как бороться с VR motion sickness
Существует семь основных способов остановить VR motion sickness:
- Привыкайте к VR-опыту постепенно
- Делайте перерывы
- Примите лекарство
- Измените настройки ПК
- Проверьте отзывы об игре
- Используйте вентилятор
Далее рассмотрим каждый из способов подробнее:
Привыкайте к VR-опыту постепенно
Для большинства пользователей первая встреча с VR – это новое захватывающее впечатление. Не важно, играете ли вы в Superhot, Beat Saber или Astro Bot, ощущения от виртуальной реальности могут ошеломить новичка. Как следствие, в какой-то момент пользователь может потерять контакт с реальным миром и почувствовать motion sickness.
Во многих ситуациях для того, чтобы привыкнуть к чему-то новому, человеку требуется какое-то время. Новичкам в VR рекомендуется играть непродолжительными отрезками до появления чувства дискомфорта и потери контроля над ситуацией. Постепенно, пользователь сможет без последствий находиться в VR-окружении дольше. Подобно горячей ванне, организму необходимо дать возможность постепенно привыкнуть к новым ощущениям.
Делайте регулярные паузы
Продолжая мысль выше, регулярные перерывы – важная часть адаптации в VR.
Мозгу пользователя требуются паузы. Представьте студента, готовящегося к экзамену. Без отдыха рано или поздно наступит чувство выгорания и переутомления. Перерывы позволяют изученной информации уложиться и структурироваться. При освоение любого навыка нашему мозгу регулярно требуется передышка.
Точно так же нет смысла часами играть в VR, рассчитывая, что это повысит устойчивость к укачиванию. Сделайте шаг назад, передохните, а потом продолжайте.
Уменьшайте размер FOV
Уменьшение FOV-а может снизить риск возникновения motion sickness, так как область фокусировки пользователя уменьшается. Несмотря на то, что это отчасти обедняет опыт, организму будет легчу переносить VR.
Примите таблетки от укачивания
Более радикальный подход – использование таблеток против укачивания. Также могут быть использованы специальные пластыри от «болезни путешественников», снижающие неприятные ощущения motion sickness.
Таблетки безусловно эффективны, однако их регулярное использование ради VR может оказаться вредным для здоровья. Вообще прием медикаментов для того, чтобы подольше насладиться видеоиграми, странная форма самоистязания. Развитие устойчивости к укачиванию выглядит куда более предпочтительным подходом.
Измените настройки вашего ПК
Изменение настроек вашего ПК может помочь улучшить качество VR-опыта. Например, использование дополнительного ПО для AMD и NVIDIA позволит оптимизировать игры под возможности вашего ПК. В результате картинка станет более плавной.
Если после всех манипуляций проблемы сохранились, то похоже пришло время проапгрейдить ПК, добавив оперативной памяти и заменив видеокарту. Не хотите знать, что такое VR motion sickness – проверьте производительность своего компьютера.
Остается добавить, что для PS VR и stand-alone хедсетов такой проблемы не существует.
Перед покупкой игры, проверьте насколько она интенсивна
Oculus дает возможность оценить интенсивность игры до ее покупки. Это позволяет избежать неоправданных ожиданий и разочарованных покупателей.
В Steam таких опций нет. Тут вам помогут комментаторы и обозреватели. Если в популярных источниках вы сталкиваетесь с информацией о недостатках игры или случаях VR motion sickness – это повод еще раз подумать перед покупкой.
В тоже время полезны могут быть и отзывы обычных пользователей. Опыт других людей и их впечатления об играх не стоит недооценивать.
Используйте… вентилятор
В некоторых источниках встречаются рекомендации использовать вентилятор. Если вы сидите на диване, а в это время управляемый вами персонаж летит с парашютом, ваш мозг перестает понимать, что же с ним в действительности происходит. Создав искусственный поток воздуха, вы поможете организму выйти из диссонанса.
Пожалуй, последний способ выглядит чересчур неординарным. На наш взгляд, шесть предыдущих должны решить вашу проблему без применения совсем уж «шаманских» техник.
Как решить проблему укачивания в виртуальной реальности?
К решению проблемы motion sickness существует два подхода. Несложно догадаться, что это программный и аппаратный методы.
Аппаратные решения против VR motion sickness
Технологические компании проводят исследования по улучшению VR-хедсетов. В основном работа ведется над двумя параметрами: задержка и стабильность.
Hillcrest Labs проанализировала технологию и высказала свое мнение по этому вопросу. По их мнению, VR motion sickness возникает, когда реальные ощущения пользователей отличаются от того, что ожидает их мозг, получающий информацию через VR-хедсет. Например, это происходит при значительной задержке. Пользователь совершает движение головой, при этом изображение в VR-очках обновляется не сразу. Это вызывает неприятные ощущения и укачивание. Целевое значение задержки между действием пользователя и отражением этого на дисплее устройства около 20 миллисекунд.
Другим фактором, вызывающим motion sickness, является стабильность изображения. Если пользователь перестал двигаться, картинка в хедсете также должна мгновенно зафиксироваться без задержек и притормаживаний. Кроме того, изображение не должно дрожать или колебаться, так как это вызывает дезориентации.
Программные решения на уровне «game design»
Разработчики игр также задаются целью снижения риска возникновения VR motion sickness.
Есть игры, которые вряд ли будут адаптированы под VR. Примером может служить Sonic the Hedgehog. Представьте пользователя, сидящего на диване с контролером в руке. Он управляет Соником, который, вращаясь и прыгая, мчится на врагов. Наверняка уже через несколько минут игрока может стошнить.
Менее экстремальный пример – Mirror’s Edge. Бегать по стенам и по крышам весело, пока дело не касается VR. В виртуальной реальности прыжки и перекаты могу оказаться не очень приятным опытом. Решением могла бы стать всенаправленная беговая дорожка, но вряд ли она подойдет для симуляции бега по стенам.
Разработчикам игр приходится учитывать особенности перемещения в VR. В частности, много экспериментов проводится на тему того, как вообще реализовать перемещение персонажей в виртуальных мирах.
Итог
В любом случае, преодоление проблемы VR motion sickness потребует времени. Решение может быть на стороне аппаратного или программного обеспечения. Возможно, помогут и другие подходы. Например, компания OtoTech ведет работу над отдельными устройствами против VR motion sickness.
Также не ясно, можно ли исключить VR motion sickness полностью или возможно только снижения риска возникновения. Очевидно одно, будущее VR-технологии сложно представить с нынешними проблемами укачивания пользователей.
Источник: www.virtualperceptions.com