Желающих перестать работать на дядю, начать больше зарабатывать, при этом более свободно распоряжаясь своим временем, открыв собственный бизнес, подстерегает множество испытаний. На начальном этапе - это неправильное определение ниши, переоценка спроса.
Главная задача на первом этапе - опробовать идею.
Представьте - в один прекрасный день Вы проснулись с гениальной идеей - открыть кофейню/продавать китайские безделушки/создать курьерскую службу.
Поделившись вскоре идеей с лучшим другом, Вы уже думаете, где найти поставщиков, снять помещение, у кого поскорее занять денег на старт.
Проблема в том, что в 90% случаев рынок не разделяет нашего оптимизма и мы видим пустые кафе, магазины-однодневки, а сотни "полезных" и уникальных сервисов/приложений/сайтов вообще не успеваем заметить.
Если не хотите стать героем верхнего абзаца - воспользуйтесь концепцией MVP (minimum valuable product - минимально жизнеспособный продукт), суть которой намного проще ее названия.
Говоря простым языком - Вы не:
- Закупаете партию товара
- Арендуете офис
- Нанимаете работников
- Ищете инвестиции
- Составляете подробный бизнес-план
Вы сразу испытываете идею на практике, тестируете спрос, пренебрегая прибылью и не выстраивая бизнес-процессы.
Применяем MVP
Лучше всего концепция MVP подходит для торговли. Хотите покупать подешевле/продавать подороже?
- Регистрируетесь на авито/юле и размещаете объявления тех товаров, которые кажутся Вам перспективными
- По количеству просмотров объявлений, сердечек (сейчас и на барахолках можно поставить лайк/добавить товар в избранное), звонков Вы поймёте - интересен ли людям такой товар
Физическое отсутствие товара можно объяснить временным дефицитом, вызванным высоким спросом. Хотите осуществить продажу и собрать отзывы, скажем, после месяца использования?
Купите товар в розницу, возможно по акции, или на распродаже и продайте с минимальной наценкой или вовсе без неё. Да, Вы не заработаете прямо здесь и сейчас, но и не потеряете. Почувствовав же устойчивый спрос, сможете сделать следующий шаг - закупить небольшую партию товара. Таким образом двигаться к следующему этапу, каждый раз с минимальными рисками.
Концепция MVP в других областях
Есть области (в конце статьи я их перечислю), где подход MVP работает хуже. Но в большинстве случаев - решение, суть которого минимальные затраты капитала - есть. Вот лишь некоторые примеры:
- Изготовление первой партии заказов на оборудовании другой компании (наша роль сводится в таком случае к посредничеству)
- Использование арендованного оборудования (пример - кофемашина напрокат за обязательство закупать кофе у арендодателя)
- Использование компьютерной графики и макетов. "Утром деньги - вечером стулья".
- Участие в небольших мероприятих, где допускаются нестационарные точки общепита/торговли
Когда MVP работает плохо?
- Инновационные, не имеющие аналогов продукты/услуги*
- Приложения/сервисы/ПО, не имеющие нужной масштабируемости
*Если Вы считаете свою идею инновационной - усерднее ищите аналоги, в том числе и в других странах. В 90% случаев - они есть.
Заключение
Следовать концепции MVP или нет - решать Вам. Суть её в том, чтобы сэкономить средства, уменьшить риски. Потратив несколько миллионов рублей на открытие "кофе с собой", небольшого магазина или на зарплату сотрудникам - Вы гарантированно получите бесценный опыт, но шанс попробовать ещё раз может и не представиться.