Найти тему

Концепция MVP или как избежать самой распространённой ошибки в бизнесе

Желающих перестать работать на дядю, начать больше зарабатывать, при этом более свободно распоряжаясь своим временем, открыв собственный бизнес, подстерегает множество испытаний. На начальном этапе - это неправильное определение ниши, переоценка спроса.

Главная задача на первом этапе - опробовать идею.

Представьте - в один прекрасный день Вы проснулись с гениальной идеей - открыть кофейню/продавать китайские безделушки/создать курьерскую службу.

Поделившись вскоре идеей с лучшим другом, Вы уже думаете, где найти поставщиков, снять помещение, у кого поскорее занять денег на старт.

Проблема в том, что в 90% случаев рынок не разделяет нашего оптимизма и мы видим пустые кафе, магазины-однодневки, а сотни "полезных" и уникальных сервисов/приложений/сайтов вообще не успеваем заметить.

Если не хотите стать героем верхнего абзаца - воспользуйтесь концепцией MVP (minimum valuable product - минимально жизнеспособный продукт), суть которой намного проще ее названия.

Говоря простым языком - Вы не:

  • Закупаете партию товара
  • Арендуете офис
  • Нанимаете работников
  • Ищете инвестиции
  • Составляете подробный бизнес-план

Вы сразу испытываете идею на практике, тестируете спрос, пренебрегая прибылью и не выстраивая бизнес-процессы.

Применяем MVP

Лучше всего концепция MVP подходит для торговли. Хотите покупать подешевле/продавать подороже?

  • Регистрируетесь на авито/юле и размещаете объявления тех товаров, которые кажутся Вам перспективными
  • По количеству просмотров объявлений, сердечек (сейчас и на барахолках можно поставить лайк/добавить товар в избранное), звонков Вы поймёте - интересен ли людям такой товар

Физическое отсутствие товара можно объяснить временным дефицитом, вызванным высоким спросом. Хотите осуществить продажу и собрать отзывы, скажем, после месяца использования?

Купите товар в розницу, возможно по акции, или на распродаже и продайте с минимальной наценкой или вовсе без неё. Да, Вы не заработаете прямо здесь и сейчас, но и не потеряете. Почувствовав же устойчивый спрос, сможете сделать следующий шаг - закупить небольшую партию товара. Таким образом двигаться к следующему этапу, каждый раз с минимальными рисками.

Концепция MVP в других областях

Есть области (в конце статьи я их перечислю), где подход MVP работает хуже. Но в большинстве случаев - решение, суть которого минимальные затраты капитала - есть. Вот лишь некоторые примеры:

  • Изготовление первой партии заказов на оборудовании другой компании (наша роль сводится в таком случае к посредничеству)
  • Использование арендованного оборудования (пример - кофемашина напрокат за обязательство закупать кофе у арендодателя)
  • Использование компьютерной графики и макетов. "Утром деньги - вечером стулья".
  • Участие в небольших мероприятих, где допускаются нестационарные точки общепита/торговли

Когда MVP работает плохо?

  • Инновационные, не имеющие аналогов продукты/услуги*
  • Приложения/сервисы/ПО, не имеющие нужной масштабируемости

*Если Вы считаете свою идею инновационной - усерднее ищите аналоги, в том числе и в других странах. В 90% случаев - они есть.

-2

Заключение

Следовать концепции MVP или нет - решать Вам. Суть её в том, чтобы сэкономить средства, уменьшить риски. Потратив несколько миллионов рублей на открытие "кофе с собой", небольшого магазина или на зарплату сотрудникам - Вы гарантированно получите бесценный опыт, но шанс попробовать ещё раз может и не представиться.