Найти тему
Mankind

Вирджиния Вулф

(1882-1941) Английская писательница-модернистка, литературный критик. Одна из ключевых фигур женской прозы. Входила в Блумсберийский кружок.

Аделина Вирджиния Стивен (Вулф) родилась Лондоне, в семье известного биографа и литературного критика, сэра Лесли Стивена и натурщицы Джулии Дакуорт. Она стала третьим совместным ребенком пары. Но, поскольку для обоих родителей это был не первый брак, всего в семье было семеро детей. Биографы называют условия, в которых воспитывалась Вирджиния, социально-приемлемыми. Однако из-за слабой нервной системы девочка не могла противостоять подростковым домогательствам сводных братьев, что сделало ее фригидной. А тень именитого отца, с которой писательница боролась до последнего дня, перестала довлеть над ней только спустя 20 лет после смерти писательницы. До 60-х годов XX века в аннотациях к книгам Вирджинии Вулф писательницу представляли, как дочь Лэсли Стивена.

Тем не менее, именно семейные связи ввели Вирджинию в писательскую среду. Крестным отцом девочки был Джеймс Рассел Лоуэл — американский поэт, педагог и эссеист. Гостями в доме Стивенов нередко бывали писатель Генри Джеймс, писатель и философ Джордж Генри Льюис. Определенное влияние на Вирджинию оказала и ее тетя — фотограф Джулия Маргарэт Кэмерон. Позже когда старшие братья уехали учиться в Кембридж, к числу гостей прибавились их друзья-интеллектуалы.

В 1895 году умерла мать Вирджинии, из-за чего у той случился первый нервный срыв. Так же сильно она отреагировала на смерть сестры Стеллы двумя годами позже и гибель брата в начале XX века. Несмотря на череду личных трагедий и слабые нервы, Вирджиния отучилась на курсах женского отделения королевского колледжа в Лондоне с 1897 по 1901 годы. Там она познакомилась с выступавшей за равноправие женщин в получении университетского образования Лилиан Фейтфул и реформатором женского образования Кларой Патер.

Вирджиния Вулф с отцом
Вирджиния Вулф с отцом

Самый сильный приступ депрессии случился с Вирджинией после смерти отца в 1904 году — на непродолжительный срок она попала в больницу. В 1905 писательница дебютировала в «Таймс» со статьями и рецензиями для литературного приложения. Периодические перепады настроения случались у Вулф на протяжении всей жизни: в 1910, 1912 и 1913 годах она проходила лечение в Burley House, лондонском частном доме для женщин с нервными расстройствами. Биографы считают, что нервное расстройство писательницы связано с домогательствами братьев и осуждением ее сексуальной ориентации, о чем сама писательница упоминала в мемуарах.

После смерти Лэсли Стивена семья продала старый дом и переехала в более дешевый богемный район Блумсбери, что стало поворотным моментом в биографии Вулф. Там она познакомилась с целой плеядой писателей, вместе с которыми организовала интеллектуальное сообщество Блумсберийский кружок, куда вошли писатели-модернисты, художники и историки искусства.

В 1912 году Вирджиния вышла замуж за писателя Леонарда Вулфа, с которым прожила до самой смерти. Это не был счастливый в привычном понимании брак, однако любовь, взаимопомощь и тесное профессиональное сотрудничество дали обоим супругам то, что они никогда не смогли бы получить порознь. Вместе Вулфы основали издательство «Хогарт пресс», опубликовавшее несколько романов Вирджинии, а также работы других современников.

Издательство отчасти стало площадкой, позволявшей писателям, которые придерживались нетрадиционных точек зрения, формировать собственное читательское сообщество. Кроме того, Вулфы издавали произведения зарубежных авторов. Будучи пацифистами и интернационалистами, они считали, что лучший способ избежать очередной мировой войны — укрепить взаимопонимание между народами. Первым иностранным автором опубликованным «Хогарт пресс» стал Максим Горький.

Вирджиния и Леонард Вулф
Вирджиния и Леонард Вулф

В 1922 году Вирджиния познакомилась с писательницей Витой Скэвилл-Уэст, романтические отношения переросли в крепкую дружбу. Вита с полной самоотдачей взялась поддерживать Вирджинию, чтобы поднять самооценку писательницы до уровня совместимого с жизнью и работой. Именно она убедила Вулф отказаться от изнуряющего физического труда, прописанного ей отцом и лечащим врачом, запрещавших ей заниматься литературой, якобы вредной для ее психического здоровья. Рецепт, кстати, не давал положительных результатов. А вот рекомендация Скэвилл-Уэст заниматься тем, что нравится, переключаясь между чтением, работой над рецензиями и собственными произведениями, крайне положительно сказалась на здоровье Вирджинии Вулф. В 1928 году она написала один из своих главных романов «Орландо», который был своего рода фантастической биографией Виты Скэвилл-Уэст.

В 1941 году нервной расстройство Вулф усилилось. Бомбежка, разрушившая их дом, постоянный страх за мужа-еврея — Вирджиния и Леонард договорились покончить с собой, в случае если город будет оккупирован — стали причиной глубокой депрессии. После окончания работы над романом «Между актами», который был опубликован посмертно, Вирджиния Вулф покончила с собой. В предсмертной записке она написала, что больше не может мучить мужа, который и без того тридцать лет спасал ее.

Вирджиния Вулф написала 11 романов, которые были переведены на 50 языков. Одно из ключевых произведений писательницы «На маяк» расширяет традицию модернистской литературы, в которой сюжет отходит на второй план, уступая самоанализу автора. Книга о визите семьи в загородный дом у моря навеяна детскими воспоминаниями писательницы. Экспериментальный роман «Волны» состоит из солилоквиев (разговоров с самим собой) шести персонажей книги.

Ее творчество оказало влияние на формирование женской розы XX века, а также на творчество Габриэля Гарсиа Маркеса и лауреата Пулитцеровской премии Майкла Канингема. Несколько песен британской группы Florence and The Machine связаны с биографией и произведениями Вулф.

Автор: Ксения Золотарёва