Вы хотите подготовиться к ЕГЭ по химии фундаментально, профессионально, результативно, получая удовольствие от каждой стадии образовательного процесса? Тогда вам сюда! Читайте с радостью - учитесь с удовольствием!
Какие хорошие песни звучали в советских фильмах! 1936 год. Фильм "Дети капитана Гранта". Песня "Веселый ветер". Я процитирую всего один куплет с припевом, а вы представьте себе, что включилась музыка и слова. Знаете, как здорово!
А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про славу и смелость,
Про учёных, героев, бойцов,
Чтоб сердце загорелось, чтоб каждому хотелось
Догнать и перегнать отцов!
Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет.
Кто весел - тот смеётся,
Кто хочет - тот добьётся,
Кто ищет - тот всегда найдёт!
Ритмичная добрая песня будет сопровождать усвоение важной учебной информации. Разбираете билет ЕГЭ по химии, взглянули на 29 задание, и в голове зазвучала песня "Веселый ветер", а вместе с песней включилась "нужная" цепочка нейронов и, вуаля, задача решается сама собой!
А мы продолжим раскрывать секреты и тайны 29-го задания ЕГЭ на более серьезных задачах (2-й уровень сложности). Напомню: 29-е задание ЕГЭ по химии включает КИМы по теме "Расчёты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ".
Методические рекомендации:
Для решения задач 29-го задания ЕГЭ необходимо:
- написать уравнение реакции
- выполнить расчеты по законам стехиометрии
Виды реакций, используемых в задачах 29-го задания:
1) реакции соединения
2) реакции разложения
3) реакции замещения
4) реакции ионного обмена
5) окислительно-восстановительные реакции
6) электролиз
7) реакции по механизму необратимого гидролиза
В основе расчетов по уравнениям реакций лежит закон простых кратных отношений Д. Дальтона. Его современная формулировка:
«Количества веществ реагентов и продуктов относятся друг к другу как коэффициенты в уравнении химической реакции»
Задание 29 (1)
Рассчитайте массу осадка, образующегося при взаимодействии избытка раствора хлорида бария с раствором, содержащим 10,26 г сульфата алюминия.
Пояснение. При написании реакции обмена следует руководствоваться таблицей растворимости. Если один из продуктов реакции - осадок, реакция протекает до конца. Сульфат-ионы при взаимодействии с катионами бария образуют белый мелкокристаллический осадок сульфата бария. В таблице растворимости в графе пересечения сульфат-иона и катиона бария - буква Н (нерастворимый). Запомните, это - качественная реакция на сульфат-ионы и катионы бария.
Задание 29 (2)
Определите массу свинца, полученного в результате взаимодействия 6,5 г цинка с избытком раствора нитрата свинца.
Пояснение. Более активные металлы (расположены левее в ряду активности) вытесняют менее активные металлы (расположены правее) из растворов солей Li→Rb→K→Ba→Sr→Ca→Na→Mg→Al→Mn→Cr→Zn→ →Fe→Cd→Co→Ni→Sn→Pb→(H)→Sb→Bi→Cu→Hg→Ag→Pd→Pt→Au
Задание 29 (3)
32,15 г алюминия растворили в избытке водного раствора едкого натра. Рассчитайте объем (н.у.) выделившегося в результате этой реакции газа.
Пояснение. Алюминий - активный металл с ярко выраженными амфотерными свойствами: он реагирует и с кислотами, и с основаниями с вытеснением водорода.
Задание 29 (4)
Какая масса брома выделится при взаимодействии 0,3 моль бромида калия с избытком хлора?
Пояснение. Галоген, стоящий выше в Периодической системе элементов (более активный окислитель), вытесняет галоген, стоящий ниже, из раствором солей. Работает мнемоническое Правило Сильного ©. Оно работает всегда и везде! Только нужно научиться разбираться - кто сильный, а кто слабый. Может быть: сильное основание, сильная кислота, сильный (активный) металл, сильный (активный) неметалл, сильный окислитель, сильный восстановитель и др.
Задание 29 (5)
При растворении карбоната кальция в избытке соляной кислоты выделилось 2,8 л (н.у.) газа. Определите массу карбоната кальция.
Пояснение. Реакция ионного обмена протекает, если один из продуктов покидает сферу реакции (в виде осадка, газа или слабого электролита, растворимого в воде). Возможность протекания реакции обмена с выделением газа я рекомендую определять по мнемоническому Правилу Сильного © (в данной реакции сильная кислота вытесняет слабую из растворов солей).
На закуску дарю небольшую подборку стандартных вариантов 29-х заданий ЕГЭ (2-й уровень сложности) с ответами. Попробуйте решить самостоятельно. Уверена, у вас получится!
Задание 29 (стандарт, 2-й уровень сложности)
1. Вычислите массу железной окалины, образующейся при сгорании в кислороде 5,1 г железа. Ответ укажите в граммах с точностью до целых. (7 г)
2. Вычислите массу бромида железа (III), образующегося при действии избытка брома на 2,16 г бромида железа (II). Ответ укажите в граммах с точностью до целых. (3 г)
3. Вычислите объём (н.у.) сернистого газа, который образуется при сжигании 300 г пирита (дисульфида железа (II)) в избытке кислорода. Ответ дайте в литрах до целых. (112 л)
4. Для полного восстановления раскалённого оксида свинца (II) до металла потребовалось 4,48 л аммиака (в пересчёте на н. у.). Вычислите массу образовавшегося свинца. Ответ дайте в граммах округлите до десятых. (62,1 г)
5. При полном разложении навески дихромата аммония масса твёрдого остатка составила 38,0 г. Вычислите объём образовавшегося при этом азота (в пересчёте на н. у.). Ответ дайте в литрах с точностью до десятых. (5,6 л)
6. Вычислите объём (в литрах при н.у.) кислорода, который образуется при разложении 4 моль пероксидаводорода. Ответ дайте с точностью до десятых. (44,8 л)
7. Вычислите массу перманганата калия, который необходимо прокалить для получения 6,72 л (н.у.) кислорода. Ответ дайте в граммах с точностью до десятых. (94,8 г)
8. При полном восстановлении оксида железа (III) углеродом выделилось 50,4 л (н.у.) углекислого газа. Вычислите массу железа, которое образовалось. Ответ дайте в граммах с точностью до целых. (168 г)
9. Сколько граммов карбида алюминия требуется для получения 5,6 л (н.у.) метана с помощью реакции гидролиза? Ответ округлите до целых. (12 г)
10. Какая масса соли образуется при взаимодействии 0,4 моль уксусной кислоты с избытком карбоната натрия? Запишите число с точностью до десятых. (32,8 г)
Приглашаю вас посмотреть тематический вебинар "ЕГЭ по химии. 29-е задание (2-й уровень сложности)".
Вы готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий, теоретического материала и познакомитесь с моими учениками.
Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта Статьи репетитора
Подписывайтесь видео-канал Репетитор по химии и биологии. Ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения заданий ЕГЭ.