Латвийская авиакомпания airBaltic (BT) назначила нью-йоркский инвестбанк Greenhill консультантом по поиску денег для перевода опциона на 30 самолётов Airbus A220-300 в твёрдый заказ.
Дедлайн — середина 2020-х годов.
Об этом перевозчик заявил 7 февраля:
Технически, вся авиакомпания выставлена на продажу. Нет никаких ограничений, кроме законов Евросоюза.
Приход стратегического инвестора «всегда» рассматривался как приоритетный путь развития компании. По действующему бизнес-плану, к 2025 году перевозчик переходит на флот, составленный исключительно из Airbus A220-300. Сейчас 50 таких самолётов заказано, ещё 30 предоставлены в опционе, на оплату которого и разыскиваются деньги. Финансирование поставок основной полусотни «уже обеспечено».
80% акций airBaltic контролируются правительством Латвии, остальные 20% — датским бизнесменом Ларсом Тюсеном (Lars Thuesen). Именно они могли бы и предоставить необходимый капитал, но не делают этого.
Если новый инвестор найден не будет, то национальный перевозчик Латвии останется с базами исключительно в Прибалтике. До 10 из твёрдо заказанных 50 самолётов будут размещены в Таллине и Вильнюсе: airBaltic претендует на позиции лидера и в соседних странах.
Если удастся купить ещё 30 авиалайнеров, их отправят в другие страны Европы. Куда, уже определено, но остаётся коммерческой тайной.
Причём это расширение надёжно обеспечено кадрами. Для поддержки своих экспансионистских планов менеджмент компании инвестировал в учебное подразделение airBaltic Training — пилотов перевозчик себе готовит самостоятельно:
Первые выпускники у нас будут в 2019 году, к 2021-му у нас по плану 100 пилотов, готовых приступить к работе. Эта академия была очень значительной инвестицией: несколько миллионов в самолёты [Diamond DA42 Twin Star] и в саму школу.
Мартин Гаусс (Martin Gauss), генеральный директор airBaltic, в интервью ATW
Бизнес-модель при этом останется неизменной: пока она показывает себя наилучшим образом. Так, использовать дальность полёта своих Airbus A220 «на полную» в airBaltic ни в коем случае не намерены. 130-местные самолёты на линиях протяжённостью в 4-5 часов не выгодны, их стихия — гораздо более короткие маршруты.
На начало февраля в парке латвийской авиакомпании 34 самолёта, из них восемь 20-летних Boeing 737-300/-500 (будут списаны к концу 2020 года) и двенадцать примерно 8-летних турбовинтовых Bombardier Q400, от которых избавятся к 2023 году. Остальные четырнадцать и есть новые Airbus A220-300/Bombardier CS300, с помощью которых airBaltic собирается стать доминантой на прибалтийском рынке.
Под руководством Мартина Гаусса — бывшего гендиректора разорившейся венгерской Malev (MA) — авиакомпания приносит прибыль непрерывно с 2014 года. Тем не менее, желающих инвестировать в латвийское предприятие до сих пор найти не удалось; привлечение американского посредника — практически последняя попытка реализовать амбициозные планы.