Скифы почти не оставили следов, хотя на «скифское» происхождение претендуют и многие народы
В российском сознании скифы и Скифия занимают совершенно особое место. Скифские курганы, в изобилии встречающиеся в южнорусских степях, на среднем и нижнем Дону, в Крыму и по всей Украине, вводят нас в ареал самобытной кочевой цивилизации, оставившей огромное количество произведений искусства, ныне украшающих "скифские коллекции" крупнейших музеев — от Эрмитажа до Киевского музея исторических драгоценностей. Скифская тема мощно заявила о себе в русской поэзии и в живописи.
Текст: Василий Голованов, фото: Андрей Семашко
Все это невольно заставляет нас считать себя каким-то образом причастными к скифскому наследству. Вплоть до того, что некоторые, особенно современные, авторы склонны возводить корни древних славян непосредственно к скифам, хотя между исчезновением скифов из степей Северного Причерноморья и славянской экспансией в эти места лежит временной отрезок более чем в полтысячи лет. Вся скифская история начинается и заканчивается в I тысячелетии до нашей эры, когда славяне еще попросту не появились на исторической арене. И тем не менее споры о скифах не утихают. Кем же они были — скифы? И какую роль сыграли в мировой истории, ворвавшись в историческое прошлое тогдашних цивилизованных народов — от Древней Греции до Ассирии и Вавилона? На вопросы журнала "Русский мир.ru" отвечает доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института археологии РАН Валерий Гуляев, возглавляющий Донскую археологическую экспедицию, которая изучает скифские курганы на среднем Дону.
— Валерий Иванович, откуда в степях Северного Причерноморья появились скифы? Я помню колоссальную группу скифских захоронений — так называемую Долину царей — в Хакасии, скифские могилы в Туве, на Алтае... О скифах сообщают китайские авторы, персидские и ассирийские надписи, библейский пророк Иеремия и, конечно же, Геродот, посвятивший скифам отдельную книгу своей девятитомной "Истории". Пространство Скифии, таким образом, разворачивается от Алтая до Дуная...
— Да, и Геродот пишет, что скифы пришли откуда-то "из глубин Азии". Тут, однако, стоит помнить, что для античных авторов границей между Европой и Азией были река Дон, он же Танаис, и Боспор Киммерийский, он же Керченский пролив, тогда как реальные "глубины" азиатского континента лежат на несколько тысяч километров восточнее. Прародиной скифов называют Туву, Северную Монголию, Алтай, Казахстан. Везде там в I тысячелетии до н.э. обитали ираноязычные индоевропейские племена — никаких раскосых глаз там не было, — которые и были предками скифов. Затем они разделились: часть этих древних скифов — саки и массагеты — влились в историю Средней Азии. Другая часть, которую, собственно, мы и знаем, пройдя тысячи километров, пришла в причерноморские степи. Тут есть один интересный момент. Дело в том, что в начале I тысячелетия до н.э. в истории человеческой цивилизации произошли две "культурные революции". Одна связана с выплавкой и обработкой железа, другая — с появлением на исторической арене кочевых цивилизаций, зародившихся на огромном пространстве степного пояса, тянущегося через всю Евразию. Что было до этого? Пастбищное животноводство. То есть оседлость. Кому первому пришла в голову мысль сложить все свое добро на повозки и стать независимыми от оседлости? Нет толку гадать. Кочевая цивилизация породила свой устойчивый уклад жизни, свои способы ведения войны, где главной силой стали массы конницы, и прежде всего необычайную до этого мобильность. Скифы оказались первой, но далеко не последней волной кочевников, которые, вырвавшись "из глубин Азии", в исторически ничтожный срок преодолели тысячи километров, прошли степным коридором между Каспием и Уралом, переправились через Дон и расселились в богатых травой и водой степях Северного Причерноморья, потеснив прежде обитавших там киммерийцев...
— Обычно вспышки такой кочевой активности сопровождаются — по крайней мере, в начале, до создания "кочевых империй" — и активностью военной: так было с гуннами, так было с хазарами, так было и со скифами, которые, едва возникнув на исторической арене в VII веке до н.э., совершили грандиозный поход в Закавказье...
— И не только в Закавказье. Они разгромили древнее государство Урарту, Мидию, подчинили непобедимую Ассирию, подступились к Вавилону, захватили Сирию и уже нацеливались на Египет, но Египту удалось откупиться. Фараон Псамметих I вышел им навстречу и дарами "отклонил их от дальнейшего движения". Эти победы были не случайны: скифы первыми начали использовать огромные массы конницы. Они были отличными воинами. Каждый воин, с детства выросший "в седле", был великолепным лучником. При случае они имитировали отступление, а затем разбивали преследователей по частям. Иногда разделяли свои силы и действовали сразу во многих местах на большом "оперативном пространстве", как говорят военные. Не случайно они внушали ужас. Пророк Иеремия так свидетельствует евреям о скифах: "Вот... приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его как открытый гроб, все они люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои, разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься".
Собственно, так и произошло. По Геродоту, скифы оставались в Азии 28 лет и все опустошили своим буйством и излишествами. Ибо помимо того, что они взимали дань с каждого народа, они не могли остановиться: совершали набеги, грабили, налагали новую дань. Их ненавидели. Кончилось это тем, что где-то в 595–594 годах до н.э. мидийский царь Киаксар пригласил вождей скифов на пир, где мидяне, напоив их вином — а скифы, не зная ничего лучше кумыса, попав в винодельческие страны, оказались любителями выпить, — перебили их всех, обезглавив таким образом армию. И все равно, из своего похода скифы вернулись в Причерноморье с огромной добычей — прежде всего с золотом. Переднеазиатское золото нередко обнаруживается в скифских захоронениях. Золото играло для скифов ритуальную роль. И хотя скифы, будучи ираноязычным народом, не были огнепоклонниками, как сами персы, золото в их представлениях заменяло огонь: золото — это вечность, это огонь, это солнце и это блаженство, и человек, у которого золота нет, рискует не возродиться в мире предков — на том свете. Поэтому золотые пластинки, золотую фольгу мы обнаруживаем даже в самых бедных захоронениях, не говоря уже о царских курганах...
— Возвращение скифов в Северное Причерноморье произошло в то самое время, когда Греция начинает колонизацию побережья Черного и Азовского морей. В устье Буга и Днепра была основана Ольвия, в Крыму, на побережье Керченского пролива, — Пантикапей, другие колонии... И почему-то скифы их не разрушают, а вступают с греками в торговые отношения...
— Ну что ж — им это было выгодно. Скажем, в устье Дона есть такое Елизаветовское городище — скифское. Первоначально это была стоянка, на которой скифы перезимовывали со своим скотом. Тут они и повстречались с греками. А грекам нужна была рыба — в Дону же много прекрасной рыбы — стерлядь, осетры. Так постепенно на Елизаветовском городище стали оседать кочевые скифы победнее, которые превратились в рыбацкие артели. У них были сети, лодки, они ловили. Рыбы было много, ее вялили, солили и торговали с греками.
— Наверное, с Пантикапеем торговали?
— Зачем им так далеко ездить? Боспоряне приезжали, греки из Таганрогского поселения — оно потом было затоплено морем, в самом Елизаветовском городище греки основали целый квартал. Вообще, вся эта греческая колонизация была затеяна с одной целью — накормить метрополию. Особенно когда персы завоевали владения греков в Малой Азии — это современная азиатская часть Турции. И благодаря скифам они получали то, что хотели, — зерно, кожи, меха, мед, рабов... Скажу больше: вместе с греками, как пишет Геродот, скифы совершали опасные экспедиции за золотом на Урал; в Причерноморье ведь золота нет. Проходили огромные расстояния, где им приходилось использовать до семи переводчиков. Вообще, оказавшись союзниками греков, скифы сыграли в истории европейской цивилизации выдающуюся роль. VI и V века до н.э. — это время борьбы "не на живот, а на смерть" между двумя супердержавами того времени — гигантской персидской империей Ахеменидов и "демократической" Грецией. И нельзя сказать, что греки неизменно выходили победителями в этой войне. Персы захватили все малоазийские владения греков и рвались на территорию Греции. Это в школе проходят. Битву при Марафоне, историю спартанского царя Леонида, сумевшего преградить персам путь вглубь Эллады, Саламинское сражение... Но никто из современных европейцев не знает и не учитывает того вклада, который внесли скифы в это первое противостояние Востока и Запада. В начале VI века до н.э. персы решили смирить азиатских скифов — саков и массагетов, обитавших на территории современного Казахстана и Узбекистана, между Амударьей и Сырдарьей. Легендарный персидский царь Кир с огромной армией вступил во владения массагетов, которыми правила царица Томирис, но потерпел сокрушительное поражение и погиб.
В конце VI века до н.э. другой персидский монарх, Дарий I Гистасп, понимая роль Северного Причерноморья в обеспечении Эллады сырьем и продуктами, вознамерился покорить скифов. В 512 году до н.э. с 600-тысячной, как пишет Геродот, армией он высадился в устье Дуная и вторгся в скифские владения. В результате Дарий был разбит скифской конницей, которая нападала на его войско со всех сторон, и чудом сам избежал плена и смерти. Таким образом, персидская экспансия на Балканах и в Подунавье была остановлена. На мой взгляд, без вмешательства скифов Эллада вряд ли устояла бы под натиском гигантской Персидской империи. А не будь свободной, просвещенной Греции, не появился бы на свет могучий Рим, а без римского влияния на Европу вся жизнь европейской цивилизации сложилась бы, конечно, иначе...
— Для отпора многочисленным сильным противникам скифы должны были иметь сплоченный племенной союз, может быть, даже государство...
— В мифических сказаниях о скифах говорится, что первым царем Скифии стал внук Зевса (по другой версии — Геракла) и дочери Борисфена, то есть Днепра, — полузмеи-полуженщины. Звали его Колаксай. Якобы с неба упали пылающие огнем золотые дары — чаша, плуг с ярмом, секира, овладеть которыми смог лишь Колаксай. От Колаксая и произошел род скифских царей. Если смотреть географию скифских царских курганов, то становится ясно, что у скифов в степи было несколько центров, вокруг которых собиралось их протогосударство: район нынешнего Запорожья, Крым (Неаполь Скифский), низовья Дона, низовья Днепра, дельта Дуная — так называемая Малая Скифия. Но по характеру своему скифские "города", как потом и золотоордынский Сарай, были, скорее, стойбищами, заставленными кочевыми кибитками. Кочевая цивилизация имеет свои принципы и свои преимущества, отказываться от которых скифы не собирались. Геродот, специально в V веке до н.э. совершивший путешествие в Ольвию, пишет о скифах как о суровом и "диком", с точки зрения греков, народе.
— Ну что он пишет, например?
— Ну, например, он писал, что при убийстве первого врага скифу было положено снять с него скальп и испить его кровь. Свою долю в добыче получал только тот воин, который предъявлял царю голову врага. Из черепов наиболее ненавистных противников скифы выделывали чаши. Каждый год скифская знать устраивала пиры, присутствовать на которых могли только воины, убившие врага. Дружеские узы скифы закрепляли обрядом побратимства. Для этого в чашу наливалось вино и смешивалось с кровью самих друзей, а затем выпивалось ими после определенных клятв.
— Скифам определенно повезло, что они стали союзниками греков, у которых была не только письменность, но и литература, история, география. Иначе мы не узнали бы о них ничего, кроме археологических данных, которые ведь тоже надо уметь интерпретировать...
— Я бы с вами поспорил. Сейчас без археологических находок невозможно развитие современного скифоведения. Даже на среднем Дону, под Воронежем, где я работаю уже более двадцати лет, встречаются интереснейшие находки, несмотря на то, что лесостепная полоса — это уже далекая периферия Скифии...
А вообще, история исследования скифских древностей начинается в конце XVIII века после завоевания русскими Северного Причерноморья и Крыма. Первые официальные раскопки большого скифского кургана произведены в 1763 году по поручению генерал-поручика Алексея Мельгунова, бывшего в то время губернатором Новороссии. Это был Литой курган или, как его еще называют, "Червонная могила", в 60 километрах от Елисаветграда — современного Кировограда. Вскрытое там погребение знатного скифа содержало великолепные вещи второй половины VII века до н.э. Наиболее интересной находкой был меч в золотых ножнах, украшенных изображениями фантастических животных. Это странные существа с туловищем быка, хвостом в виде скорпиона и головой то орла, то барана, то льва. Каждое чудовище держит в руках натянутый лук со стрелой. Все эти предметы имеют ближневосточное происхождение и, видимо, являются частью добычи, привезенной скифами из азиатского похода. Это была одна из первых попыток археологических изысканий не только в Российской империи, но и в Европе вообще. Находки были привезены в Петербург императрице Екатерине II, которая приказала передать их академику Герхарду Миллеру. Эти в общем-то случайные раскопки и принято считать началом скифской археологии...
— А где была найдена та знаменитая чаша, покрытая рельефными изображениями скифов, благодаря которым их можно увидеть как воочию?
— А, это знаменитая электровая (сделанная из сплава золота и серебра. — Прим. авт.) чаша из крымского кургана Куль-Оба, найденная в 1830 году. Всемирно известная вещь. Действительно, изображения людей на ней настолько детальны, что благодаря им наши современники только и смогли составить представление об облике скифов. На одной из штампованных бляшек из Куль-Обы изображены два скифа, пьющие из одного ритона. Это изображен обряд побратимства, описанный греческими авторами.
Скифы носили длинные волосы, усы и бороду. Мужской костюм состоял из длинных узких штанов, заправленных в короткие сапоги, куртки или кафтана, подпоясанного кожаным поясом. Сверху этот костюм дополнялся войлочным башлыком. Женский костюм — длинное платье и верхняя накидка. Скифы носили бусы, браслеты, серьги, височные подвески, нагрудные медальоны, гривны и ожерелья. Вообще, курган Куль-Оба дал очень много материала, потому что оказался нетронутым. Обычно курганы достаются археологам уже разграбленными. При этом большую их часть грабили вскоре после возведения. Грабители были опытными людьми: обычно они рыли у подножия насыпи колодец до материка, до глины, и оттуда пробивали ход под основание кургана, откуда поднимались в погребальную камеру. Эти украденные сокровища, увы, пропали бесследно в круговороте истории. О "скифском золоте" заговорили лишь в XIX веке, когда оно стало достоянием археологии...
Конечно, за два с половиной века арсенал разного рода находок очень пополнился. Скажем, в знаменитом Александропольском кургане на Украине были найдены украшения, ближайшие аналоги которым отыскиваются только у нас на среднем Дону, а некоторые вообще не имеют аналогов в искусстве Восточной Европы. А в Елизаветовском могильнике в устье Дона были найдены финикийские бусы. Для нас это важные маркеры: скифский мир был связан, Древний мир был связан. Я не говорю про золото. Добывали его скифы в своих походах, а вот работали с ним греческие ювелиры. Вы, разумеется, знаете, что знаменитое "скифское золото" — это в общем-то плод работы греческих ювелиров? В греческих причерноморских колониях целые мастерские работали на скифов...
— Скифы что-то подсмотрели, что-то привезли из азиатского похода. Ну и попросили ювелиров: "Сделайте нам так же". Но меня сейчас волнует другой вопрос: а может ли археология сказать что-либо о религии скифов?
— Сначала я вам возражу: скифский "звериный стиль" золотых украшений обнаруживается уже в Туве, в захоронениях IX–VIII веков до н.э. Так что ничего они не подсматривали. А что касается религии... Что-то, разумеется, археология рассказать может. По обрядности и способам общения с божеством религия скифов изначально была шаманистской. Они привезли ее из глубин Азии с шаманами, камланиями, наркотическими напитками, "путешествием шамана" в мир духов. Через несколько веков у них сложился свой пантеон, который выглядит очень эллинизированным. Тут я отойду от археологии и вернусь все-таки к Геродоту. Он пишет, что у скифов было семь богов. Во главе скифского пантеона стояла троица верховных божеств: Табити — Гестия, Папай — Зевс и Апи — Гея. Второй эшелон скифского "Олимпа" составляли Гойтосир — Аполлон, Арей (бог войны), Аргимпаса — Афродита-Урания и Таргитай — Геракл. Этих богов признавали все скифы. Но царские скифы поклонялись еще особо Тагимасаду — Посейдону. В чем тут закавыка? Что первое место на скифском "Олимпе" занимает женское божество — Табити, которая соответствует греческой Гестии. Во времена Геродота Гестия почиталась эллинами главным образом как божество очага — и семейного, и храмового, служившего символом единства общества. Почему скифы поставили ее на первое место? Тут нелишне вспомнить индо-иранский аналог этого божества — Тапати, дочь Солнца из "Махабхараты". Тапати-Табити, выходит, была олицетворением солнца и священного огня царского очага, в котором воплощалось единство скифского народа. Наверное, именно поэтому ее называли "царицей скифов". Зевс скифов, Папай, тоже непохож на греческого. Он не громовержец, а устроитель, творец вселенной и людей. Имя Папай иранского происхождения и означает "отец", "защитник". Жена Папая — Апи, богиня влажной земли, оплодотворенной небом. А небо — это Папай. Священный брак Земли и Неба характерен для многих религий...
— Из этой мифологической конструкции можно сделать вывод, что современные Геродоту скифы V века до н.э. были совсем не так примитивны, как та орда обдирателей скальпов, которая пришла в причерноморские степи за двести лет до этого. У скифов возникло земледелие, ремесла. Геродот, собственно, застал период скифского расцвета. А потом проходит сто лет, и от Великой Скифии не остается и следа...
— Да, IV век до н.э. был для скифов не очень удачен. Очередная их экспедиция за золотом на Дунай в 339 году до н.э. закончилась для них поражением от македонского царя Филиппа II — отца Александра Македонского. А надо сказать, отец многое подготовил для будущего триумфа своего сына в мировой истории. Даже знаменитую македонскую фалангу — непобедимый строй воинов — придумал он. О такую фалангу в Придунавье и разбились скифы. Их царь Атей погиб. Правда, уже после начала похода Александра в Персию скифам удалось немного отыграться, когда в степь вторгся оставленный во Фракии наместник Зопирион с 30-тысячным войском. Посчитал, видимо, что в столь героическое время не дело сидеть сложа руки. Он осадил Ольвию, с которой Скифия была связана самыми тесными торговыми связями. Но город так и не взял. Здесь, в степи, скифы еще чувствовали себя полными хозяевами. Войско Зопириона было разбито, а сам он убит...
Принято считать, что скифов потеснили с исторической арены сарматы — их ближайшие родственники. Но и тут есть тайна: гибель Скифии как единого большого государства происходит на рубеже IV–III веков до н.э., а массовое распространение сарматских курганов на территории Северного Причерноморья наблюдается не ранее II века до н.э. Временной разрыв в целое столетие! Тем не менее именно в это время Великая Скифия сходит с исторической арены. Замирает жизнь на скифских городищах. Не возводятся более воинские и царские курганы.
Точного объяснения причин столь грандиозной катастрофы нет в науке до сих пор. Скифия погибла. Правда, скифы как этнос сохраняются. Они еще несколько столетий контролируют нижнее Поднепровье, Крым и Добруджу (Малую Скифию на Дунае), создав там небольшие, но вполне дееспособные государства. Окончательно смело скифов нашествие гуннов из Азии в IV веке до н.э., которые прошлись степным коридором как катком и попросту растворили жившие там племена в котле Великого переселения народов. Крымских скифов в III веке до н.э. почти добили явившиеся невесть откуда — из Европы — полчища готов...
— Что сказать в заключение?
— Скажу вот что: несмотря на более чем двухвековые археологические исследования, мы пока не можем дать ответ даже на основные вопросы прошлого скифов. Оно во многом представляет собой сплошную загадку.
Но есть и важные прорывы. Я имею в виду явный прогресс в решении вопроса о происхождении скифской культуры. Здесь в многолетнем споре чаша весов явно склоняется в сторону защитников "центральноазиатской" гипотезы, особенно после открытия таких археологических памятников, как курганы Аржан-1 и Аржан-2 в Туве. В этих поистине царских по роскоши и величине гробницах IX–VII веков до н.э. ученые нашли и самые ранние проявления знаменитой скифской "триады" — предметы вооружения, конской сбруи и "звериного стиля", а также характерные изделия эпохи массового исхода конных скифских орд из своей азиатской прародины на Запад в VII веке до н.э.
Как народ, скифы почти не оставили следов, хотя на "скифское" происхождение претендуют и многие народы. Единственный сохранившийся до нашего времени народ, родственный скифам, хотя и происходящий от сарматов-аланов, — это осетины. Об этом свидетельствует их язык, родственный фарси, на котором говорят таджики и иранцы.
Ясно можно сказать одно: скифы оказались первыми в длинной цепочке кочевых племен, которые раз в двести-четыреста лет прокатывались волнами по Великому степному коридору на Европу. За скифами следовали сарматы, гунны, хазары, половцы, печенеги, монголы... Но ни один из этих народов не сыграл ту роль в отношениях с европейцами, как скифы. Она огромна. А скифская культура не имеет равных себе среди кочевых культур по произведенному ею мировому резонансу.