Найти в Дзене
Майор Каменская

Индикатор

Некто Сурков и его статья о «государстве Путина», безусловно, сделали день многим гражданам нашей страны. И ведь есть, чем сделать! В статье прекрасно все – начиная от заголовка и заканчивая волной обсуждений, которую она вызвала в обществе.

И обсуждения эти – вернее, шквал необузданного возмущения и агрессии – мне, признаюсь, не слишком понятны. Мужчина, пашущий в Кремле на идеологическом фронте и головой отвечающий за успешные на нем действия, публикует в газете уверение, что нынешняя ситуация в РФ – не просто лучшее, что сумело придумать человечество за все время своего обитания на планете Земля, но и вообще единственно возможный вариант существования homo sapiens в долгосрочной перспективе. Подобные опусы он публиковал и ранее, в разных изданиях, но никакой особенной реакции на них не было. Ну и чего тогда, спрашивается, все взъерепенились на этот раз? Фамилия президента глаз режет? Ну, согласна, назойливый продукт плэйсмент не может не раздражать, однако что такого открылось россиянам в творчестве Суркова? Я читала его статью и нашла там знакомый любому нашему человеку подарочный набор: навязанные Западом стереотипы, особый путь России, мудрость российского руководства, позволяющая эти самые стереотипы отринуть, зависть Запада к нашему укладу жизни, нарастающая мощь страны во главе с президентом, чья непревзойденная система управления будет жить века – за последние годы люди выучили эти вещи лучше, чем имена собственной родни. «Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России» - девиз, неприкрыто звучащий из уст каждого государева человека последние несколько лет, и, как мне казалось, если и могущий что-либо вызвать, то лишь скуку. «Долгое государство Путина» (таково название нетленки Суркова) есть самый обычный, самый незамысловатый, самый рядовой партийный норматив со всеми сопутствующими ему атрибутами. Здесь и бессменный вождь, и его бессмертная мудрость, и злокозненные враги, и уникальное государственное устройство. Все, как надо, все, как и должно быть.

Однако та злоба, с которой население восприняло эту поделку, все же показательна. Похоже, раздражение достигло определенного пика, вышло на новый виток: в недавнем прошлом подобные штучки воспринимались по большей части равнодушно, теперь же самые простые вещи, которые благодаря ТВ давно стали для всех привычным фоном, вызывают ярость. Почему – гадать не нужно. Контраст сурковского изложения с действительностью не просто огромен – он колоссально велик, настолько велик, что даже наиболее активные поборники «особого пути» уже не могут принимать это за чистую монету. Кремль, как бы ни был он далек от народа, все-таки улавливает такие настроения. По всей видимости, статья-индикатор Суркова за тем и была опубликована, чтобы попытаться измерить уровень этого всеобщего раздражения. Трудно сказать, какой реакции ожидали в Кремле (реальность там воспринимается несколько своеобразно, это замечалось уже не раз, кто-то мог и всерьез рассчитывать на позитивный отклик), но можно предположить, что готовились к нескольким исходам. В случае чуть более теплого или, по крайней мере, равнодушного ответа можно было бы считать пробный шар запущенным удачно; при том раскладе, который разложился, тактика другая – отстраненно назвать «Долгое государство Путина» личной точкой зрения товарища Суркова, не более того. С активными действиями пока придется повременить. Индикатор показал неудовлетворительно высокий уровень недовольства, и с этим придется что-то делать.