Н-да... Королевский флот до Пипса - это нечто конечно...
Нет, когда Пипс в 1669-м получил всю полноту власти, я подозревал, что бравые парламентские, а потом и королевские чиновники оставили от флотских запасов рожки да ножки. К примеру знаменитый кораблестроитель Финеас Петт - обвинялся в том, что со складов Чатема пропали большие запасы высушенного дуба и бука. И совершенно случайно в поместье Петта в это же время появился дубово-буковый мостик ручной работы через озеро. Нехилый такой мостик, надо сказать. Длиной 976 футов. С колоннами и отделкой.
"Вином и булочками Короля", уворованными со складов флота, во всю торговали местные супермаркеты "все по пол-пенса". Украли не только что-то значимое - даже метлы и швабры для уборки дворов и помещений - и те были честно скопипащены нафиг.
Но более всего порадовали "вдовьи люди". По русски устоявшееся выражение - мертвые души. До Пипса капитаны в обязательном порядке должны были внести в списки экипажей 1-2 фиктивных моряков на каждую сотню экипажа. Изначально жалование и продовольственный паек этих невидимок выделялся командой вдовам офицеров и моряков флота.
Но вскоре чиновники флота смекнули, что дело-то выгодное, и его можно поставить на широкую ногу. И вдовам тут выделять нечего - самим не хватает. И пошло-поехало. В 1653 году эскадра из 4 кораблей вышла в море. По спискам в наличии было 1250 человек, реально - 958. То есть 292 мертвым душам за 4 месяца было выплачено 2300 фунтов из королевской казны, которые успешно "исчезли". Кроме того - на них было выделено продовольствия и снаряжения на 800 фунтов на тот же период, которое успешно продали налево баталеры и снабженцы.
Монсон пишет, как в 1608 году король Яков лично посетил продовольственные флотские склады в Тилбери, зашел в один из бараков и через минуту просто выбежал с выпученными глазами. Оказалось, что свинина и говядина, лежавшие на этом складе, протухли напрочь.
Естественно король вызвал квартимейстеров складов, и спросил, не говоря, что уже посетил сие место - а не испорчено ли мясо у вас в магазинах? "Нет!" - бодро отвечали снабженцы. И тогда король приказал из этого склада вытащить две бочки протухшей солонины, сварить мясо и принудительно накормить им квартирмейстеров и баталеров Тилбери. Снабженцы, напуганные таким поворотом, пытались бежать, однако были загнаны обратно солдатами , и протухшее мясо под надзором короля ими было съедено лично.
После чего флегматичный Яков засек час, и приказал позвать трех врачей и двух священников. Количество отравленных и откачанных история умалчивает.
Вообще в царствование Якова для английского флота настали мирные годы, при этом... финансирование росло как на дрожжах. Но вы думаете, оно тратилось на корабельное строительство или организационные реформы? Как бы не так!
Руководители флота начали увеличивать себе зарплаты. Так, контролеры флота увеличили себя оклады с 221 фунта в год в 1608-м до 258 фунтов в 1630-м. Клерки - со 172 фунтов до 228 фунтов. Но круче всех возросла зарплата... Казначея флота конечно же. С 200 фунтов в год до 630 фунтов в год. При этом комиссионеры были одновременно и руководителями тендерных комиссий, и поставщиками. Поэтому закупалось все на 25-30% выше рыночной цены. С этим можно было бы смириться, если бы поставляли качественные материалы. Но поставляли в основном некондицию и гниль. А потом жаловались королю (сами на себя, надо понимать), и просили увеличить финансирование, чтобы на этот раз купить еще чуть подороже, но уж наверняка качественное.
Во время расследования коррупции на флоте в 1608 году лорд Нортгемптон писал: "поставленный подрядчиками такелаж был так плох, что при любом выходе в море мы рисковали и своими кораблями, и своими жизнями". Капитан "Рейнбоу", на глазах у которого во время маневра у Гудвин Соундз лопнуло 3 гнилых каната, и в результате этого погибли трое человек, привязал этими канатами к мачте баталера (отвественного за поставки на корабль), причем продел один из канатов, ну... как бы это помягче сказать... ну короче в рот засунул, из попы высунул. Но были ли в этом виноваты баталеры?
Пакля, поставленная на верфи, оказалась гнилой, смола - полной воды, при этом коменданты порта и комиссионеры просто затыкали баталеров, если те осмеливались жаловаться, говоря, что "если что-то не устраивает - идите в бизнес"... ой, выгонят из с должностей, если они еще раз что-то возразят. Так, Остин Марланд, клерк-комиссионер королевских складов, отказался перед делегацией баталеров заменить выданные гнилые ЗИПы и протухший провиант, при этом приказал баталерам расписаться в ведомости, угрожая не только штрафами, но и тюремным заключением. При этом Морланд чувствовал себя абсолютно нормально, ибо платил Адмиралтейству мзду.
В 1618 году взбунтовались плотники, которым уже три года не платили зарплату. Прислали комиссию из Лондона - заглянули в бумаги - ничего не поняли - по бумагам выплачивали все три года. Опросили плотников - не получали. Ничего не поняли, но тут пришел грозный рык от лорда-адмирала Говарда-Эффингемского - проверку прекратить, жалобщиков послать подальше. Оказывается часть зарплаты плотников ушло в виде подношений Лорду-Адмиралу, а часть просто разворовали чиновники.