Найти тему
#КТОТЫ

Виталий Белоцерковский: Министр Чайных Досок

О дружбе с основателем чайного движения в России, искусстве создания чабаней и советах для начинающих «чайных пьяниц».

Виталий Белоцерковский – 33 года, «Министр Чайных Досок» и мастер чайных церемоний, прекрасный семьянин, отец двоих детей – старшему ребенку 6 лет, младшему – почти 2 месяца, занимается йогой, почитает Восток. Считает важно фразу: «Каждый человек должен увидеть свой путь и стараться от него не отступать».

Виталик, расскажи о своей первой в жизни работе или подработке?

– Когда я учился в 8-9 классе, мой отец работал в фирме у соседа. Я приходил к ним, шпаклевал и красил дырявую сосну на продажу. Это была моя первая подработка, которая, кстати, вызвала интерес к дереву, тем самым, повлияв на то, кем я стал в будущем. Примерно тогда же я делал рамки для фотографий из наличников и уголков, которые папа приносил домой. Я стягивал все это дело резинками от трусов, а мама на работе продавала мои «поделки» коллегам за совершенно символическую сумму, но мне было приятно. Намного позже я пришел к мысли о том, что мне тогда столярка уже нужна была бы, а не резинки от трусов...

Насколько я знаю, до столярки дело дошло только годы спустя…

Да. После защиты первого диплома, в 2005 году, я остался на полгода в той компании, в которой проходил практику, занимался заправкой картриджей для лазерных принтеров. Но я устал от вечеров с руками в тазике. Мне надоело отмачивать их от въевшегося тонера. Да еще начал сморкаться чем-то черным, поэтому из фирмы ушел.

В 2006 году я окончил промышленно-гуманитарный колледж, но по профессии работать не пошел – было не интересно. Когда поступал в колледж, думал, что буду сидеть за компьютером. Но оказалось, что мне их надо было обслуживать. Это все же было не мое, так как я творческий человек.

После окончания вуза я устроился работать водителем ГАЗели. Это сложно назвать творческим занятием, но как и все обычные парни, я очень люблю машины. Тем более, для меня совершенно несложно проехать 1500 км на север, а потом столько же на юг. Поэтому работать какое-то время было в кайф. К тому же, я был почти все время рядом с папой и братом.

-2

Чем ты занимаешься сейчас и как к этому пришел?

– Я делаю чабани – столики с водоотводом для чайных церемоний – с 8 января 2013 года, хотя моя история работы с деревом начинается еще в раннем детстве. Тогда я, не имея особых навыков, без инструментов старался сделать нечто красивое и полезное. Я рос, и мое хобби отходило на второй план. Но все изменилось, когда я увлекся китайской культурой и традициями. А произошло это следующим образом.

Из-за работы на большой машине я уставал физически и эмоционально. Сиденье и педали стали меня «дошатывать» после травм спортивного детства. В ГАЗеле сцепление было никакое, поэтому приходилось по тысяче раз в день на него нажимать. Я натер ногу до кисты... Прогревания и другие процедуры не помогали.

И вот, скопив достаточное количество намерения, я переступил в мир йогической философии физического благосостояния. Перемены в жизни, здоровье и даже вкусе произошли колоссальные, но чего-то все же не хватало.

Однажды мой товарищ сказал: «Чай есть, китайский в таблетках, «Пуэр» называется». Ну, а дальше многие эту историю знают, проходили. Достаточно долго гоняли «Шу», варили в котелке на рыбалке и т.д. Потом нашел достойный по тем временам магазин, познакомился с улунами и вообще хорошим чаем. Так прошло еще года три.

На нефритовом заводе в Японии
На нефритовом заводе в Японии

В 2011 году я слетал в Китай, где насмотрелся на невероятно красивые и изящные чабани. Например, в Шанхае на входе в рыбный ресторан стоял огромный корень. На нем были вырезаны и дома, и люди, и мосты, и поля, и горы, и деревья. Ты выливаешь на него чай и воду, жидкость собирается в «реки» и бежит по столу. Я, конечно, был поражен после своей бамбуковой чабани. Вернувшись в Россию, я попросил знакомых столяров сделать мне нечто оригинальное, отвечающее моим требованиям. Но меня кормили «завтраками» целый год.

И вот настало время. В очередной раз, испытывая депрессию перед Новым годом из-за мыслей о том, что работа на ГАЗеле не закончится ничем хорошим, я подумал, что еще 10 лет смогу проездить, а потом что? В 40 лет начинать дело совсем не интересно.

За неделю до праздников, положив на стол начальнику ключи и документы от машины, я пришел в столярку и сказал ребятам, что буду делать этот стол сам. Так появились на свет «Министр Чайных Досок» – жена так шутит – и чабань «Сибирский кедр», которую по очень многим причинам и обстоятельствам я оставил себе.

-4

С того времени я занимаюсь созданием чабаней и аксессуаров для чайных церемоний. Сначала это был подарок для себя, потом я полюбил и сам процесс.

Первое время я работал в столярке у знакомых, потом построил свою во дворе, в ней работаю два года.

Что тебе давала работа водителем? И что стало лучше или хуже, когда ты с нее ушел?

– Давала зарплату, стабильность, постоянное общение с людьми. Сейчас я уже отшельник. Живу и работаю дома, но наслаждаюсь от этого не меньше. Я сам себе хозяин.

С деньгами пока не очень. Я могу стол делать месяца 2-3 и взять за него 50 тысяч, где 10 тысяч будет покраска, 10 – материалы. Сейчас время такое: люди охотнее покупают столы в ИКЕЕ. Чтобы заработать, я должен не дуб покупать, а дырявую сосну, шпаклевать ее, клеить не понятно, на что, и красить точно не за 10 тысяч, а рублей за 500 купленным в магазине яхтным лаком. В день надо делать по три чабани, чтобы на этом заработать. Но тогда это не будет творческой работой, в которую можно вложить душу.

Что представляют твои работы, и над чем ты трудишься сейчас?

– Каждый стол, который я сделал – уникален, у каждого есть своя маленькая история. Я работаю с разнообразной древесиной высокого качества, работаю не только руками, но душой и мироощущением. Каждая работа становится частичкой моей души и жизни. Сейчас делаю под заказ метровую круглую чабань «Инь-янь».

Бронислав Виногродский
Бронислав Виногродский

Назови самого необычного человека, для которого ты делал чабань.

– Бронислав Брониславович Виногродский – китаевед и путешественник, мой учитель по книгам и видеозаписям, человек, который привез чайную культуру в Россию, и хорошо, что в таком виде, а не: «Сейчас с ребятами в котелке сварим пуэр, чтобы глаза повылазили».

Для него я сделал столик из мореного дуба петровских времен. Коряга попала к нам в столярку от сына владельца фирмы, занимавшейся разработкой карьеров. Ребят попросили сделать шкафчик из этого дерева, которое больше похоже на пористый камень, в чем и заключается его ценность. Пареньку объяснили, что материала мало, в итоге коряга простояла в столярке 9 лет, пока я не сделал из нее чабани.

Как вы познакомились с Виногродским, и как чабань из мореного дуба оказалась у него?

– Мы познакомились с ним благодаря одному из воронежских клубов восточной культуры. Когда я привез туда чайные столы на продажу, увидел его книги, и обмолвился, что надеюсь с ним когда-нибудь встретиться, подарить ему чабань.

-6

Я собирался уже ехать в Москву, искать его в институте или других местах, где он проводит лекции, чтобы вручить ему стол. Но не успел. Спустя полгода после моего визита в клуб мне звонят оттуда и говорят, что он приезжает в Воронеж в клуб «Шанкти». Там я смог подарить ему стол. Он мне вручил три своих книги. Одну, признаюсь, я все еще не могу осилить.

Вы сейчас общаетесь с Виногродским?

– Больше мы с ним не виделись, но общаемся в социальных сетях. Я задаю ему вопросы, связанные с Востоком, показываю ему новые работы – он просил присылать фотографии, если будет что-то интересное.

В последнее время все чаще наблюдаю у него на странице снимки с моим столом из мореного дуба. Судя по всему, Бронислав Брониславович любит пить чай за ним на улице. Это приятно.

Расскажи, что вдохновляет тебя на создание чабаней?

– Сначала слушаю, что хочет клиент, чтобы понять, какой стиль ему нравится: он хочет «кирпич» квадратный, что-то природное с сучками или дворцовое с красивыми фасадами. Потом смотрю на чайное пространство этого человека, эта информация тоже наталкивает на определенные мысли. Но, несмотря на наличие идеи, я никогда не знаю до конца, как будет выглядеть чабань. Это интересно.

-7

Что самое сложное в работе?

– Нужно настроение, атмосфера и желание, и как говорил Бронислав Брониславович, умение держать в себе творческое состояние. Это не всегда легко.

Что самое приятное?

– Когда человек говорит спасибо после того, как уже попил чай. Я в эти моменты желаю, чтобы стол служил вечно. Приятно видеть и какие-то результаты после определенного этапа в работе.

В 2015 году твоя работа – чабань «3 квадрата» из дуба и мореного дуба – попала в Книгу Рекордов России как самый большой стол для чайной церемонии. Его длина составила 2960 мм, ширина – 940 мм, высота – 750 мм. И этот рекорд еще не был никем побит. Считаешь ли ты это самой большой профессиональной победой?

– Я не считаю, что это большое достижение. Можно в асфальте дырку просверлить, сфотографировать и отправить в Книгу Рекордов, сказав, что вся планета – это большая чабань. Или приделать к обычному столу слив и побить мой рекорд.

-8

Если мы говорим о столярке, то самое большое достижение – это, наверное, приклад. Его сделать было реально сложно.

-9

Но главная победа, которую я одерживаю каждый день, это способность приступить к работе. Обычно пока настроишься, пару сигарет выкуришь, чай попьешь, вокруг станков несколько кругов нарежешь, думаешь: «Все. Надо что-то делать». Приходится перебарывать себя, чтобы начать. Но если я начал, то меня уже не остановить.

Если не говорить о профессиональном, то самое главное достижение в жизни – это мои сыновья.

Виталий увлекается сноубордом.
Виталий увлекается сноубордом.

Назови главную фразу жизни?

– Каждый человек должен увидеть свой путь в жизни и стараться от него не отступать. Я придерживаюсь этого правила.

Какие цели ставишь перед собой на полгода?

– Хочу немного отойти от столов и начать не просто работать, но и зарабатывать, при этом занимаясь любимым делом для значительно большей группы интересующихся. Это может быть восточная мебель. Пока начну делать для себя. Во дворе я оборудую японский дворик. Там и гора, и пагода, и сад камней будут. Найдется место и для японской мебели.

Расскажи о своих отношениях с Востоком и йогой. Как они повлияли на твою жизнь?

– У меня было активное и спортивное детство, как у любого мальчишки. Выбитый шейный позвонок заставил два раза в год посещать мануального терапевта. И при этом меня всегда манил Восток. Тянуло больше к Индии. Китай и чай пришли чуть-чуть позже. Я мечтал о практиках и стремился к ним.

Однажды счастливой волею судьбы пересекся с преподавателем йоги. Его грязные белые кроссовки, пузико и речи оттолкнули меня от возможности заниматься неизвестно чем, когда и за сколько. Поэтому я стал покупать книги по йоге и смотреть видео.

Подошел основательно, не торопясь и не спеша. К утренним занятиям готовился с вечера, уделял внимание пище, алкоголю, ложился пораньше спать и т.д. Подобрал видео, ряд удобных для меня асан, как позже оказалось – из Ишвара йоги. Занимался по записям, глядя на мастера, в его ритме. Купил туристический коврик, потом его сменил профессиональный ковер «Адидас». Разница, скажу я вам... Приобрел очень удобные штаны в «Золотой черепахе». Не торопился, около 4-х месяцев осваивал элементарные асаны, совсем без перевернутых поз (а как хотелось!) набирал базу.

А также играет на пимаке — флейте североамериканских индейцев.
А также играет на пимаке — флейте североамериканских индейцев.

С тех пор жизнь круто изменилась. Никогда не думал, что в обед буду кушать капустные и свекольные салаты! Забыл и дорогу к мануальщику, полгода занятий – и я стал пальцем находить потерявшийся позвонок. Спустя 8 лет появилось и отдельное помещение для занятий столь прекрасной процедурой. Сейчас занимаюсь, к сожалению, гораздо реже, но йог спустя месяц без занятий ни на миллиметр не теряет в растяжке, ведь все в голове!

Что значит чайная церемония для тебя? Есть ли какие-то секреты, о которых нужно знать тем, кто только начинает увлекаться чайной культурой?

Церемония – это ритуал, в котором важна и последовательность действий, и объекты, и мельчайшие детали обстановки, мироощущение и чувства человека…

Это что-то вроде медитации. Если начинаешь отвлекаться и думать о другом, то или что-то разобьешь, или перезаваришь чай. В чайной комнате разговор должен быть только о чае, Востоке и обо всем, что с этим связано. Не под запретом, конечно, говорить и на другие темы, но человек все равно к этому придет рано или поздно.

К чаю нужно быть внимательным. Если вскипятить неправильно воду, он будет испорчен, так как самое главное в чае – это вода. Если слишком долго кипятить, она потеряет кислород, станет мертвой, чай будет горьким. Нужно, чтобы большая «булька» пошла, затем услышать определенный звук – так называемый шум ветра в сосновом лесу – и выключать чайник.

-12

Многие знают, что чай – это антиоксиданты, которые убивают свободные радикалы; алкалоиды и аминокислоты. Когда мы говорим о хорошем чае, имеем в виду, конечно, дерево камелия, а не кусты и плантации. Чем дерево старше и выше, тем чай будет качественнее, соответственно будет содержать в себе больше полезных веществ.

Чай – это здоровье. Но на пустой желудок, кроме «Шу Пуэр», ничего нельзя. Иначе можно посадить желудок и другие органы. Есть даже шутка: «"Ура, чай!" – радостно воскликнула печень и упала в обморок». Это про любителей чайных церемоний. Мы можем нагрузить себя 5-7 разными чаями, а если еще и дегустация идет…

Я в таких играх не участвую. Но есть люди, как мой товарищ, которые приезжают на два месяца в Китай и каждый день пробуют по 15 чаев, а после этого два дня не могут пить даже воду. Но по-другому никак не найти хороший чай. Китаец не настроен на то, чтобы продать тебе, лаоваю (необразованному, дикому европейцу, которого можно подразвести), какой-то хороший чай, да еще и не за дорого.

Заварку нюхать не надо. Аромат живет в пустой посуде – чахае, или сосуде справедливости, куда сливается чай из чайничка (гайвани) прежде, чем попадает в пиалы.

«Сибирский кедр» — первая чабань, сделанная Белоцерковским.
«Сибирский кедр» — первая чабань, сделанная Белоцерковским.

Во время церемонии можно использовать чайные божества. У меня они стоят на чабани. У чайных божеств много предназначений. Самое банальное – я полил на него воду, она не разбегается по столу, а собирается под ним.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц