Найти тему
Performance360

Какое яблоко настоящее, или чем занимается VR-художник

Художник Денис Семенов занимается VR-искусством. Он создает экспириенсы с полным погружением зрителя в виртуальную реальность, которую придумывает.

Участвовал в VR-секциях Международного Каннского кинофестиваля, Berlinale, ММКФ и ANNY и получил награду Open Frame Award на кинофестивале Goeast 2018 в Германии. Один из организаторов платформы «Russian VR Seasons».

-2

Это конспект выступления Дениса на встрече TEDxYakimanka Art + Tech, которая прошла в Еврейском музее 31 января.

Одно из этих яблок – настоящее, а второе создано мной при помощи дополненной реальности. Когда я выложил эту картинку у себя в соцсетях, к моему удивлению, около 40% людей не смогли ответить, какое где. Большинство из тех, кто ошибся, были художниками.

-3

Настоящее – зеленое. Как видите, даже при помощи простой манипуляции, созданной в мобильном приложении, можно круто обмануть наш мозг.

Миллиардеры из Силиконовой долины вкладывают огромные деньги, чтобы найти выход из виртуальной реальности. С чего они взяли, что мы вообще в ней находимся? Оказывается, Илон Маск на одной конференции сказал, что допускает такую вероятность.

И заявления одного экспертного человека достаточно, чтобы все усомнились. Мозг – это единственный орган в нашем теле, который отличает виртуальный мир от реального. И периодически он может ошибаться.

Когда я был маленьким, мир вокруг был по большей части материальным. У меня был телевизор, потом появилась  приставка и компьютер. Но отличить настоящее от виртуального было просто, потому что все виртуальные объекты были, по сути, коробкой с экраном. Все, что находится на экране – это виртуально, все, что снаружи – материально, понятно и просто. Мир, который окружает меня сегодня, уже не является абсолютно материальным.

Я занимаюсь искусством виртуальной реальности, и мама мне советует найти нормальную работу, пока еще не совсем поздно.

Художник, который занимается виртуальной реальностью, – это странный вид творца.

С одной стороны, он не совсем режиссер, потому что произведение нельзя показывать в кинотеатре, как обычное кино. С другой стороны, он не совсем современный художник. Все-таки скорее он режиссер и участвует, по большей части, в кинофестивалях, а не на выставках.

Мой дедушка был «нормальным» художником, который обучал меня рисовать при помощи кистей и красок. Точно так же, как обучали его самого. Было принято и всем понятно, что любое произведение визуального искусства должно обладать материальной формой, будь то картина, скульптура или макет автомобиля «ЗИЛ». Теперь из человека, который занимался производством визуального контента, художник пришел к философу и мыслителю.

Задача современного художника – это заставить человека мыслить.

  • Виртуальная реальность – это, скорее, осознание явлений не через разум, а через ощущения. Такое искусство возвращает человека к эмоциям. В этом отношении оно близко к экспрессионизму в живописи и к театру, где основная задача – это эмоциональное воздействие на зрителя.
  • В основе искусства виртуальной реальности лежит не только эмоциональное воздействие на зрителя, но и обман – обман его органов чувств и создание искусственных ощущений. С картиной, тотальной инсталляцией или перформансом мы взаимодействуем при помощи нашего зрения, реже участвуем телом. Даже иммерсивные шоу – это другое (например, «похищение»), человек все равно остается в реальном физическом мире и его тело действует по законам физического мира.

VR действует как наркотик: при помощи реалистичных образов он заставляет наш мозг вырабатывать гормон в ответ на несуществующие раздражители. 

В искусстве виртуальной реальности тело человека получает свойства другого мира. Художник здесь – манипулятор.

Больше всего в этом преуспел мексиканский режиссер Алехандро Иньярриту. Экспириенс «Кровь и песок» посвящен нелегальной иммиграции, зритель может испытать на себе то же, что чувствуют люди, пересекающие границу – их преследуют, им светят в лицо фонарями.

Это знаковая работа. Она четко отвечает на вопрос: «Почему VR?». Мы не просто смотрим историю, мы становимся участниками. Иньярриту получил за нее «Оскар» – это первый «Оскар» за VR-произведение – за особый вклад в развитие кинематографа.

В своей работе я задействовал человеческое тело и физический театр Всеволода Мейерхольда. Я исследовал вопрос тоталитарного строя и диктатуры, но сделал это не при помощи классических художественных приемов. В качестве тоталитарного общества я рассмотрел сам по себе театр Всеволода Мейерхольда, а самого режиссера сделал главным злодеем и диктатором.

Мне хотелось, чтобы человек оказался в жуткой машине, почувствовал себя театром в безумном мире обезумевшего режиссера. Для того, чтобы выжить, он должен подчиниться его воле, жить по законам биомеханики. Чтобы выжить и двигаться в этой истории, он должен занимать определенные позы. Это нужно, чтобы человек почувствовал себя маленьким винтиком в огромной, жестокой системе и понял, что такое ощущение полной беспомощности.

-4

На английском языке произведение, которое создается в формате виртуальной реальности, называется experience. Самый близкий перевод на русский язык – это «опыт». И VR-art – это, наверное, больше, чем впечатление, это больше, чем эмоция и это больше, чем опыт. VR-art – это именно experience.