Доброго времени суток, Друзья!
Моя колонка будет посвящена путешествиям и автомобилям.
Люблю гонять по треку, и я расскажу про подготовку автомобилей ВАЗ-классика для трек-дней. Мы пройдемся по всем пунктам и поговорим конкретно о моей машине Ваз-2103. Этот текст рассчитан скорее на новичков, опытные люди уже не раз все это видели и прошли.
Начну с того, что было бы неплохо определиться с самого начала, что Вы хотите - это избавит от лишних финансовых и временных затрат. Например: трек дни (куда допускают машины с безопасной конструкцией, в исправном состоянии, без привязки к классу), или какая-то гоночная серия, где есть свой регламент (соответственно, приходится постоянно на него оглядываться, т.к. незначительное отступление может перевести Вас на класс выше, где машина будет неконкурентной). В прошлом году я посетил пару этапов ЛТАК, один раз ехал на своей машине, другой раз на машине друга т.к. у меня отказал двигатель. Сами по себе Жигули родились из глубоко переработанного Фиат-124. Конструкция эта не плоха и отвечала всем запросам того времени… Т.е. 50 лет назад. Время берет свое и поэтому с Жигулями все не так просто.
Основа основ – безопасность! Вам понадобится спортивные сиденье и ремни. Никакие реплики из Китая не пройдут, ни в одни соревнования!!! Вас не пустят!!! И на трек день с ними страшновато ехать. Пусть самые недорогие отечественные сиденья и ремни, но брендовые, а самое главное оригинал. На штатных сиденьях в поворотах вы будете болтаться во все стороны, А без ремней Вы не сможете нормально тормозить. А в страховом случае лучше быть пристегнутым омологированными ремнями. Также необходим шлем.
Теперь переходим к машине:
Колеса
-шины самый доступный для Лады размер резины, в котором выпускаются спортивные шины это 195/50R15. Здесь есть Hankook R-S3/4, Kumho ecsta KU36, Extreme VR1, Federal RS-R, Toyo R1R, Yokohama AD08R… Первые из списка самые доступные, и являются прекрасным балансом цены/качество. Эти покрышки класса Extreme Perfomance (TW~ 140-200).
Есть также резина полуслик, вроде Toyo R888R, Yokohama A048(TW~ 60-100).
Слики же, для любительских соревнований, в большинстве случаев - запрещены.
Здесь, как я писал выше, все зависит от техрегламента или Ваших желаний. Даже не стоит выезжать на результат на обычных гражданских шинах с TreadWear 250-300 (индекс износостойкости. Чем меньше – тем спортивнее), т.е. по сути жесткостью… Ваш выбор до 200. Без этого совершенно другой уровень сцепления, а значит и скорости другие и время. Торможения в других местах, гораздо раньше, на газ придется вставать позже, в поворотах скорость тоже будет не та. Поэтому гражданские шины подойдут разве, что для трек-дней, потренироваться, и то Вы от них вскорости откажетесь ввиду их недостаточных сцепных свойств. Плюс даже такую машину с точки зрения малого числа компонентов как классика гражданские шины не позволят нормально настроить по подвеске.
-диски стоит брать кованные, они легче, пусть и не с таким броским дизайном как у литья, но искушенная публика оценит.
Плюс они заметно крепче литья. К сожалению, сейчас в России такие диски практически не выпускаются, поэтому придется искать б/у варианты, а это может занять много времени. Что касается размера лучше 7,0 дюймов ширины, диаметр 15 дюймов, вылет +38… Вылет пограничный: если увеличить еще, то диск будет цепляться за рычаг очень отчетливо, даже с вылетом +38 при крайних положениях руля колеса трут за рычаги… Если сделать вылет сильно меньше, то колеса будут цеплять за края колесных арок, важен баланс. Сверловка только 4х98. Никаких 4х100, т.к. нагрузки большие и если колеса и прикрутить, то есть риск сломанной шпильки или болта. Если взять диски уже, скажем 6,5, то машина будет чуть менее внятно управляться, при увеличении ширины до 7,5, необходимо уменьшить вылет, чтобы диск не цеплял за рычаг. Применять диски более 15-ти дюймов не целесообразно т.к. они тяжелей и резина на них дороже, и тормоза больше 15-х не нужны в подавляющем большинстве случаев. Диски D14 хоть и дешевле, но выбор спортивной резины на них ничтожно мал. Практически ничего нет.
Тормоза:
Здесь пути есть дешевле, есть дороже. Но учитывая массу жигулей и мощность около стандартного мотора, можно обойтись не дорогими комплектами тормозов. Идем по порядку: вакуумный усилитель можно использовать от калины или 214-й нивы, он самый крупный и прекрасно увеличивает усилие, передаваемое на тормозные механизмы. Задние тормозные механизмы можно оставить стандартные, их вполне хватает. Передние тормозные машинки используются от переднеприводных ваз, устанавливаются через специальные адаптеры, тормозные диски можно поставить в зависимости от колесного диска D14 (примерно 264 мм) или D15 (280-286 м). Почему тормозные машинки от переднеприводных Ваз? Все просто вес, плюс бюджет. Так же есть много вариантов тормозных колодок, скажем те же Маркон трековый состав (на заказ),ТИИР -299, за весьма умеренные деньги. Волговская скоба тяжелее и цена колодок неприятно удивит. Выбор колодок меньше. Еще такой момент: я ездил на одной машине с передними дисками D15, а на другой D14. Так вот с меньшими дисками торможение не было более медленным, а даже наоборот: дело в том, что на дисках D15 передние колеса блокируются много раньше задних и они просто не успевают развить максимальную тормозную силу, поэтому и торможение ухудшается. Но даже 14-е диски вполне успешно тормозили классику примерно со 100-110 сильным мотором. После всех модификаций тормозной системы рекомендуется заехать на стенд и выставить с помощью штатного регулятора (колдуна) тормозной баланс перед/зад.
Рулевое/подвеска:
Самые «больные» части классики, наряду с мягким кузовом, которые мешают ей конкурировать кажем с калиной. На моей машине следующий кофиг подвески:
-передняя передние резанные пружины от Шнива, двойной стабилизатор, амортизаторы СС20 кольцо, сайлентблоки полиуретан, Развал -1,5; кастор около 2.
-задняя задние резанные пружины от Нивы, амортизаторы СС20 кольцо, тяги с сайлентблоками от 2108, стабилизатор.
При этом высота машины стандартная никаких занижений, это позволяет атаковать поребрики, не пробивая подвеску. В такой конфигурации, на машине с салоном ситуация следующая: получилась чуть избыточная управляемость с немного более сильными кренами, чем хочется, плюс слишком сильно разгружается заднее внутреннее колесо в повороте. Возможно в новом сезоне я поменяю передний стабилизатор на более толстый, а передние пружины на Ваз 2120.
-рулевое: тут особенно ничего не сделаешь, кроме как можно поставить просто качественные компоненты… однако пара тонкостей все-таки есть… Во-первых на треке при езде в скоростных поворотах усилие на руле сравнимо со стоячей машиной, и после 10-15 минут езды рукам становится тяжело, отсюда никаких спортивных маленьких рулей с китайскими адаптерами, которые от таких усилий гнутся легко и непринужденно, а адаптеры разваливаются. Всякие укороченные сошки также не нужны, можно поставить растяжку на рулевой редуктор для лучшего его крепления.
Трансмиссия:
-необходимый минимум это самоблок в задний мост, т.к. с подвеской классики, у которой сзади неразрезная балка ему всегда найдется работа. Самоблок должен быть дисковым т.к. винтовой, он же червячный работать не будет и не важно какой у него коэффициент блокировки или преднатяг. Без самоблока машина будет неизбежно буксовать в крутых поворотах на низкой передаче. Далее есть различные ряды в КПП, самый бюджетный это Р1 от шестерки, но оригинальный найти практически невозможно, разве что искать старую КПП и просить покрутить валы, в поисках нужного передаточного числа. Есть еще 2-й, 3-й ряды и экзотика… Но там совсем другой бюджет. Главную пару уже подбирать под мотор и трассу тут великое множество вариантов от 3,9 до больше, чем 5-ть к одному…
Кузов:
Для любительских соревнований или трек дней доработка в общем и не нужна, на классику нет никаких растяжек. Все сводится к разбору салона и снятию шумоизоляция и ненужных элементов декора, это позволит Вам сэкономить в весе.
И вы могли заметить, что я ничего не упомянал про двигатель... считаю, что этот пласт заслуживает несомненно отдельной статьи.
Комментируйте, спрашивайте и присоединяйтесь, дальше будет много интересного.
До новых встреч, Друзья