"Выживет только один" для начала "Королевской Битвы" - излишество. Достаточно условий "Акулины".
Давным-давно, 26 лет тому назад в одной школе жил да был парень. Красавиц, спортсмен, комсомолец. Успешный по всем критериям. Но погиб в результате несчастного случая. То ли это авария была, то ли пожар ― не важно. Беда в том, что его одноклассники не смогли справиться со стрессом, и когда один заявил, что он жив и с ними ― все его поддержали. А учителя "спустили на тормозах" это дело. Даже парту из класса не унесли. (В нихонских школах довольно немного спецклассов, и основную часть времени каждый класс учится в своём помещении. При этом парты все индивидуальные, на одного человека. Поэтому в каждом классе их ставится ровно по числу учащихся в этом помещении в этом году). Всё бы ничего, да только на выпускной фотографии ― оказалось и его лицо. С этого и начались довольно странные и действительно страшные вещи в девятом классе "В" (т.е. Классе 3 девятого года обучения) этой школы.
Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди...
Не помню, рекомендовал ли кто-то мне этот сериал сначала, или я сразу обнаружила, что на AniDB он указан как Similar Anime к безусловно шикарным "Higurashi no Naku Koro ni {kai}" и "Shiki". Но результат вполне очевиден и когда я в очередной раз полезла в свой вишлист - естественно вспомнила: это надо было посмотреть. И не зря.
В сущности, претензий к нему у меня немного. И одна ― чисто из области вкусовщины. К сожалению, я совершенно не перевариваю популярную нынче в анимэ группу "Ali Project". А они тут опенинг написали. Причём довольно длинный. Хорошо, что сейчас стало хорошим тоном на ползунке проигрывания отмечать части серии: введение, опенинг, первая часть, вторая часть (между которыми при ТВ-трансляции идёт реклама), эндинг, анонс следующего эпизода. Проматывать легко.
Вторая ― на самом деле тоже спорная. Дело в том, что сериал в целом оставляет ощущение не столько даже затянутости, сколько тягучести. Очень многие вещи в нём происходят очень медленно. Слишком длинные разговоры с кучей сюжетно не нужных слов. Какие-то переходы... Но если вдуматься ― это то самое, что я так люблю в девических сериалах. Просто здесь сериал мужской. И основная эмоция тут всё же именно нагнетание, причём нагнетание конкретно жути. Поэтому все эти длинноты, служащие именно созданию атмосферы ― на мне срабатывают не слишком хорошо. У меня немного другая душевная организация, я не умею пугаться долго и по-нарастающей. Или ― уже не умею. Жизнь научила. В любом случае ― если бы длинноты были для разных эмоций ― мне бы понравилось больше. Но тогда бы сам сериал потерял бы... Как бы это сказать? Плотность! Ощущение медленной жути, постоянное ожидание, что вот сейчас что-то ужасное произойдёт ― на самом деле и удалось, и в целом замечательно.
Третье ― непосредственно связано со вторым. Огромное количество затянутости, моментов, когда нам играют на нервах и какая-то важнейшая деталь происходящего остаётся неизвестной (часто ― до следующей серии) достигается банальным, тупым и набившем оскомину роялем в кустах. Точнее не столько роялем, сколько внезапным совпадением. Знаете, это классическое "внезапно!": только герои набрались храбрости поцеловаться, как в класс кто-то входит. Так и здесь: только кто-то собирается сказать что-то очень важное, вроде "убийца ― садовник"... уже произнёс "убийца", набирает воздух для второго слова ― и тут в дверь комнаты начинают колотить со страшной силой. Парочка таких совпадений ― это терпимо. Но, увы, здесь их просто тонны.
Так же, по-началу меня несколько раздражало торможение главгероя. Которое выражалось не только в диких паузах, но и вообще какой-то общей заторможенности. Впрочем, позже я к этому отчасти привыкла, а отчасти ― поняла: он просто так разбирается в ситуации. Больше смотрит, чем спрашивает. И медленно думает. На самом деле ― не выходя за рамки приличного. Ближе к финалу, когда мистическая головоломка почти сложена ― он реагирует с вполне адекватной скорости.
Но, пожалуй, на этом мои претензии исчерпываются. И начинаются восторги. Собственно, одна из претензий является и восторгом одновременно. Этот самый тягучий эмоциональный мрак, внезапно (иногда ― предсказуемо, что сейчас произойдёт, но никогда до конца не понятно ― что конкретно) прорывающийся каким-нибудь взрывным и жутким событием ― это... Это сильно и стильно. Это реально доставляет... доставляет.
А с другой стороны, сам факт того, что на протяжении половины сериала вообще не понятно: мистика ли у нас происходит, или предрассудки, используемые чьей-то злой волей? Или не мистика, а вполне научная какая-нибудь ерунда (как это оказалось в Хигурашах). И у каждого мнения есть свои приверженцы. Ведь вся жуть именно в том, что ничего впрямую мистического не происходит. Ножи сами не летают. А просто внезапно трейлер с экскаватором срывается с тормозов и катится под уклон, врезаясь в дом. Или вдруг у лифта соскакивает с оси несущий трос барабан, а экстренные тормоза заклинивает. Маловероятные, но возможные вещи. И что это? Случайность? Кто-то разболтал барабан и снял трейлер с тормоза? Или он сам разболтался или снялся с тормоза по мистической причине? Кто-то думает так, кто-то иначе. Красота и плюрализм!
Но и этим прекрасное в этом сериале не заканчивается. (Тут мне сбоку подсказывают: кровища!) Да, кровищи тут предостаточно и в довольно суровых ситуациях и ракурсах. Но это, хотя и добавляет остроты преизрядно ― не самое шикарное в жуткой составляющей. Я бы тут сказала, что очень сильно показано, как люди под влиянием этой прогрессирующей жути слетают с катушек. И если одно самоубийство (да, там множество смертей, показанных действительно очень кроваво) ― оно ещё ничего особого... То вот вынесенная мною в заголовок мысль ― она действительно мощна. Чтобы спровоцировать "Королевскую Битву" не нужно ставить условие "выживет только один". Можно просто запустить маленькую информацию: среди вас есть некто, кто в ответе за все эти беды. Некто, абсолютно не вычислимый. Некто, кто и сам не знает ― что это он (или она). Всё что нужно для спасения ― найти этого "козла отпущения". Одного-единственного, но правильного и невычислимого "козла". Практически ― та самая игра, которая в России называется "Акулина", а в Европе - "Old Geeser". Только "в тёмную?". И вот оказывается, что в таком варианте ― она превращается в игру "в мафию". С "мафиозо", который не знает, что он - "мафиозо".
И отсюда ― ещё один восторг, может быть, самый главный. Как в "мафии" по некоторым правилам есть "комиссар Катани" - есть он и здесь. Правда он долгое время бездействует, потому что не знает правил игры. Не знает, что надо делать с "мафиозо", который ему единственному и известен. Точнее ― не видит и не знает вообще каких-либо причин что-либо с ним делать. Ну есть "мафиозо" и есть. Мне-то какая разница?Это главгероиня. Обалденная девушка с перманентной повязкой на глазу (сразу вспоминается "Chuunibyou demo Koi ga Shitai!", но тут всё намного правильнее и хитрее), удивительным спокойствием и прекрасной немногословностью. Имеющая склонность говорить загадками, но не столько загадками, сколько иногда умышленно недоговаривать, а иногда просто полагая, что не упомянутые ею кусочки информации собеседнику известны и так. Причём часто в зависимости от уровня информированности собеседника ― выводы он делает совершенно разные. Из чего проистекают довольно интересные мысли и события. Да ещё с ней связана очень интересная штука. Всем известно, что человек ― животное социальное. А азиатских культурах (и Нихония тут не исключение) коллективизм имеет тенденцию превалировать над индивидуализмом. К чему это я? К тому, что главгерой начинает ею интересоваться, общаться... из сочувствия. Для Коичи-куна, натурального ОЯШа ― тихая обструкция, тотальное игнорирование её существования ― ситуация болезненная. Он воспринимает это как типичное издевательство, bullying. Однако... Выясняется, что она-то к этому относится совершенно спокойно, более того ― ей даже это нравится! На неё никто внимания не обращает? Так это замечательно! Не достают. Она приходит и уходит когда хочет. Она лазает там, где висят таблички "Вход запрещён!" Она свободна! И одновременно с этим ― она не асоциальна. Отчасти дружить и общаться она тоже может и не против. Но она имеет весьма своеобразные взгляды на жизнь. И ― действительно самостоятельна. Нет, шикарный персонаж, натурально лучший из имеющихся в сериале. (На втором месте ― Акадзава Изуми... которая на самом деле мне даже ближе, но всё же сродство с нею не перекрывает восторга перед Мисакой Мэй. Впрочем, молчаливость, своеобразие и независимость у меня тоже есть).
И, наконец, последний восторг. Который, на первый взгляд прямо противоречит моим причинам восторгаться Мисакой. Это вроде бы пропаганда коллективизма. На самом деле ― отнюдь не его. Это пропаганда того, чем так страдают (и так выбешивают) более половины главных (а так же множество второстепенных) героев анимэ. Здесь не просто показано, как вредно и глупо в самый ответственный момент решать, что "я не буду никого этим грузить, разберусь самостоятельно" и начать творить какую-нибудь несусветную глупость всего лишь потому, что ситуацию-то полностью не понимаешь. Что надо советоваться. Обмениваться информацией. Вырабатывать коллегиальные решения. Вообще ― если и рассчитывать на себя, то с оглядкой на окружающих, причём не только в часто ложных посылках "не хочу ранить/грузить/пугать", а ещё и как на возможных союзников. Или вообще ― хотя бы иногда догадываться, что один некто сделает эту работу лучше, а вот эту другую работу лучше делать не в одиночку, а втроём. Короче говоря, думать не только за себя и про себя. И вообще ― почаще заниматься этим полезным делом: думать. Что самое главное, и что самое прекрасное, это то, что в этом сериале (редкий случай) показано не только то, что такое поведение более выигрышно, чем обычный для анимэ-героев идиотский (именно идиотский) сверх-индивидуализм. И не только показано, до чего этот сверх-индивидуализм может довести (да, до кровищи в индустриальных масштабов). Но и то, что герои поняли этот момент. И в последних кадрах ― напрямую предупреждают своих преемников: не делайте так. Советуйтесь друг с другом. Делитесь информацией и постарайтесь ничего не скрывать!
Ну, и пара технических слов. С точки зрения музыки ― про опенинг я уже высказалась, эндинг ― умеренно неплох. А вот внутренняя музыка весьма хороша. Такой очень качественный dark ambient. Не настолько шикарный как в "Jigoku Shoujo" (впрочем, тут я пристрастна, как все знают), но с саундтреком из игры "Vampire the Masquerade: Bloodlines" весьма сравним. Хотя они и должны быть ближе ― по настроению.
Отдельно радует рисовка. Хорошо детализированные, подчас очень красивые фоны прекрасно сочетаются с моей обожаемой стилистикой рисования людей середины 2000х. Находками режиссуры, правда, не особо блещет, но на очень, очень сильном уровне. Все эти вороны, своеобразно себя ведущие, порывы ветра и другие маленькие кадрики ― отлично добавляют атмосферы.
Последний технический момент. Не смотря на то, что ОВА является приквелом к сериалу ― смотреть её нужно позже. Многие вещи, вокруг которых в сериале целая интрига ― в ОВА раскрыты буквально "походя" и половину удовольствия от сериала "заспойлерят".
А вообще ― очень рекомендую.