Найти тему

Клеопатра, она же простая (но пьющая) женщина

Любители находить ляпы уже, наверное, заметили часы на руке у Антония на постере и презрительно усмехнулись: «Ну ведь можно было внимательнее подойти к съемке! Это же ошибка первоклассника!» Я вам больше скажу: не только Рэйф Файнс забыл снять часы, Цезарь забыл снять современную военную форму, а кто-то оставил на сцене компьютеры и подводную лодку. Вопиющий непрофессионализм! Ну, можно же было до спектакля походить, прибрать…

Ладно, шутки в сторону (это будет серьезный, вдумчивый обзор, а не обычное шапито, так что brace yourself)… Это один из тех спектаклей, где классическая история перенесена в современность, ну, или в условную современность, что ничуть ему не мешает. Давайте я уж сразу перечислю, что ему не мешает, чтобы не возвращаться к этому, а начать серьезный отзыв:

1) Клеопатра слишком темненькая для египетской династии. Но это вообще не бросается в глаза.

-2

2) Цезарь слишком темненький для римлянина. Но он такой симпатичный и с таким презрением, где надо, на всех смотрит, что белокожесть оригинального Цезаря стирается из памяти. Его сестра Октавия, кстати, конечно же, супербелокожая, но их отца это не смущает, так почему нас должно? (а еще кстатее, Цезаря звали Октавий. Брат и сестра Октавий и Октавия — возьмите на заметку, можете так называть своих детей, чтобы много имен не запоминать. У нас есть выбор в русском: Евгений и Евгения, Александр и Александра, Антонина и Антоний, т.е. Антон).

-3

3) Марк Агриппа — просто Агриппа, тётенька. Это вообще не бесит, она очень похожа на женщин, которые идут в политику или в армию, так что тут все в порядке.

-4

4) Хармиана и Ира, прислужницы Клеопатры, — женщины, а ведь на самом деле… А, нет, они и были женщинами.

А теперь о самых потрясающих вещах, не увидев которые, я бы долго страдала.

— Декорации! Бассейны, дворцы, подводные лодки, развалины… Все это невероятной красоты, где надо, и лаконичности — где Цезарь. И все очень технично вертится, опускается, поднимается и рушится в нужных местах.

— Костюмы! Тут, конечно, больше всего сил было брошено на Клеопатру. Видно, что люди не пожалели труда и фантазии: они так и сказали: «А, да мы не заморачивались с каким-то соответствием эпохе, главное, чтобы было красиво! Мы так-то, практически, создали коллекцию haute couture». Можете прямо видео посмотреть про процесс создания костюмов к этому спектаклю:

— Неплохая имитация батальных сцен. Для такой маленькой сцены масштабные сражения показаны понятно.

-5

- Кровища! Это вам не кинжал под мышку сунуть! Литры крови хлещут из кучи народа: в самоубийстве Эроса и Антония, когда хлещут плетьми посланника… Конечно, до «Страстей Христовых» им еще далеко, да и бюджет на кровь был не такой, как у Гибсона, но костюмы и сцену они не жалеют!

— Настоящая змея. Ой, что-то слишком много спойлеров, так что не буду рассказывать, что делает змея. Только намекну: она к----т Клеопатру до с----и.

А вообще, я человек простой, мне больше нравится писать про оперы и балеты, потому что там гораздо больше простор для домыслов, интерпретаций, а иногда и приврать можно, тут же… Если разобраться, это все есть у Шекспира, но, поставленное в соответствующие декорации, начинает сильнее бросаться в глаза. Вот, скажем, в пьесе, пир, опять пир, а не утроить ли нам пир? мы только что пришли с пира, закатим пир… Что, ясное дело, превращает кучу действующих лиц в крепко пьющих людей, что, в свою очередь, помогает расшатать их и так неустойчивую психику. Как результат, в поступках исчезает логика и последовательность: Антоний, как минимум, три раза подозревает Клеопатру в предательстве, прощает, они во всем разбираются, но через пяти минут история повторяется. Энобарб, и правда, предает, тут же жалеет об этом, но вместо того, чтобы вернуться или как-то помочь Антонию, умирает от мук совести. Цезарь мгновенно верит, что на кинжале, который принес Скар, кровь Антония. Ладно, это, и вправду, была кровь Антония, но он-то как это понял — по цвету, запаху или они вырезали момент с тестом ДНК?

Актеры все молодцы, но немного жаль только Октавию, все остальные или специально играют людей, которым не хочется сопереживать, или… Нет, не хочу об этом думать! Одна из лучших сцен, как ни странно, корпоратив на подлодке. Там прямо и интриги, и беседы в кулуарах, и танцы, и расслабившиеся в кои то веки, официальные лица и придворные, и танцы топлес, и пьяная драка, и подначки, и Цезарь, который прерывает все это безобразие. Вообщем-то, это момент, который раскрывает многие характеры, и в который начинаешь любить Антония еще меньше.

А вы знали, что у Клеопатры были дети? Именно так, еще и во множественном числе! Но она относится к ним примерно так: «Ах, что же будет с моими детьми? А почему Антоний мне так долго не пишет?

Ужель женился он в 145-й раз

и путь забыл по Нилу до Египта?

Предательскому сердцу я внимать устала,

но опять оно стучит,

как башмаки раба по каменным дорогам Рима…

Уймись, остынь, иль бейся все сильней,

покуда стук твой не дойдет до неба,

где звезды разбудив,

взорвется сей сосуд,

земную ось сметая с основанья,

и, воздавая честь богам, уснет,

навеки прекратив страданья египтянки…» (ладно, это опять придуманная цитата, но она довольно точно отражает то количество информации, которое мы получаем о ее наследниках).

Продолжая нашу рубрику «Знаете ли вы…». Полное название спектакля NT:Антоний и Клеопатра. Конечно, скучные люди скажут: «NT — это вообще-то National Theatre, и это давно известный прием, чтобы люди сразу поняли, чья постановка». Кто-то может подумать, что это аббревиатура от new time, так как действие как бы происходит в наше время. Но я вам открою тайну: это так зашифрован Нижний Тагил! Ну, сами подумайте, это самое логичное объяснение: сделайте чуть меньше батальных сцен, и это все вполне могло произойти в Тагиле. Антоний — менеджер, которого прислали из Москвы, Клеопатра — нестарая еще вдова, по знакомству устроившаяся директором по…чему угодно на какой-то завод. Они связаны по работе, но также встречаются вот уже лет 15, когда он приезжает. В остальное время она делает вид, что работает, покупает себе все новые платья, пьет и преследует его в соцсетях… А разве нет еще такого русского сериала? Дайте знать, я не буду его смотреть.

А вот спектакли — буду! Чего и вам желаю!