В этот день 75 лет назад в омском небе совершила свой первый прыжок с парашютом Валентина Михайловна Селивёрстова, позднее ставшая неоднократной чемпионкой СССР, Европы, пятикратной чемпионкой мира. Она установила 56 мировых рекордов! Стала второй женщиной в мире, совершившей 1000 прыжков.
До конца Великой Отечественной войны работала инструктором по парашютной подготовке десантников в Омском аэроклубе. После окончания войны занималась парашютным спортом и продолжала работу в аэроклубе. В общем, это была очень крутая женщина!
Давайте сегодня прогуляемся по Марьяновскому аэродрому, с которым связана большая часть жизни Валентины Михайловны.
Начнём с осмотра Ан-2 ( разг. - "Аннушка", "Кукурузник" ) - советского лёгкого многоцелевого самолёта. Ан-2 представляет собой поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом. Оборудован двигателем АШ-62ИР конструкции А. Д. Швецова.
Ан-2 используется как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский самолёт и состоит на вооружении ВВС многих стран. Многие самолёты летают более 40 лет и налёт некоторых из них достигает 20 тыс. часов.
Ан-2 производился в СССР, Польше и продолжает выпускаться в КНР. Всего было построено более 18 тыс. Ан-2. Экспортировался в 26 стран мира. До появления самолёта Ан-3 был самым большим в мире одномоторным бипланом. Занесён в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который выпускается уже более 60 лет.
В СССР самолёт очень широко эксплуатировался на местных воздушных линиях для перевозки пассажиров и грузов (часто на линиях, связывавших областные центры с районными, а также сёлами), выполнения различных народнохозяйственных, в частности, авиационных химических работ. Применялся так же и в ДОСААФ, для десантирования парашютистов-любителей.
Народное название "кукурузник" самолёт получил в наследство от По-2, поскольку заменил предшественника на сельскохозяйственных работах в период массового засева полей кукурузой.
В 1950-х в КБ Антонова возникла идея устанавливать на АН-2 двигатель ТВД, но работы стопорились из-за отсутствия подходящего двигателя. Вот тут перехватил инициативу омский ПО "Полёт", который разработал двигатель ТВД-20. В мае 1980 года самолёт, названный АН-3, впервые был поднят в воздух, но из-за трудностей с организацией производства двигателя весь комплекс испытаний был завершен только к 1991 году.
В серию самолет запущен так и не был. В это время распался Советский Союз и начался развал экономики.
Чертеж “кукурузника” и интеллектуальные права на самолет оказались в собственности польской компании Airbus Military. Права были проданы ещё при СССР. Поэтому сегодня приходится ограничиваться модернизацией существующих моделей.
Однако, модернизировать есть что, ведь всего было построено более 18 тысяч экземпляров АН-2 и по данным на конец 2012 года в мире эксплуатируется около 2300 таких самолетов в 26 странах. Наибольшее из них количество (около 1400 штук) находится в России. Большая часть этих самолетов на данный момент находится на хранении (около 1000 штук).
Дальше натыкаемся на Ми-2 - советский многоцелевой вертолёт, разработанный в начале 1960-х годов.
Да их тут много..
Ми-2 широко применяется для выполнения множества гражданских и военных задач. Из-за того, что производство данного вертолёта было завершено в 1992 году, на данный момент вертолёт не имеет современных систем безопасности, управления и проч. и не может составить конкуренцию современной авиационной технике.
На настоящий момент сотни вертолётов Ми-2 находятся в постоянной эксплуатации более чем в двух десятках стран. Вертолёты успешно применялись как в гражданских, так и в военных целях и долгие годы составляли основу лёгкой винтокрылой авиации в "Аэрофлоте" и Вооружённых Силах СССР и РФ.
Ми-2 может применяться как в сельскохозяйственных целях (для опрыскивания и опыления лесных и сельскохозяйственных угодий), так и для грузопассажирских перевозок. Существуют также поисково-спасательный и полярный варианты - на них установлено радиотехническое и навигационное оборудование для работы в сложных метеоусловиях.
Специально для спецслужб создан патрульный вариант, он используется для облёта границ и оснащён громкоговорителем. В морской авиации Ми-2 применялся на ледоколах для разведки ледовой обстановки, а также для связи между кораблями. Кроме того, на базе Ми-2 существуют вертолёты огневой поддержки и вертолёты палубного базирования.
Начиная с 1978 года, Ми-2 принимает участие на чемпионатах мира по вертолётному спорту.
Идём дальше. И натыкаемся на Як-52 - советский спортивно-тренировочный самолёт.
Як-52 представляет собой двухместный цельнометаллический низкоплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом.
Як-52 являлся одним из основных учебно-тренировочных самолётов СССР для первоначальной подготовки лётного состава.
Як-52 выпускался серийно с 1979 по 1998 год.
Самолёт может выполнять все фигуры высшего пилотажа.
Одна из его уникальных особенностей заключается в трёхстоечном шасси, которое остается после уборки полностью открытым, чтобы защитить машину в случае посадки с невыпущенным шасси ("на брюхо").
Не смотря на маленькие габариты самолёта, он способен нормально функционировать и в сибирских условиях:
кабина оборудована системой отопления и вентиляции, а нормальная работа агрегатов обеспечивается при температуре до минус 45°C.
Подойдём к следующему самолёту. Это Beechcraft Bonanza - американский лёгкий самолёт общего назначения.
Первая версия этого самолёта поднялась в воздух 22 декабря 1945 года. С тех пор самолёт претерпел множество изменений (имеет более 45 модификаций) и продолжает выпускаться до сих пор.
На фото представлена Beechcraft Bonanza G36.
Легкомоторный шестиместный однодвигательный самолёт производимый американской авиастроительной корпорацией Beech Aircraft Corporation. Только в 2005 году был выпущен 71 самолет Beech Bonanza G36.
Лёгкая управляемость и высокая надёжность самолёта позволяет эксплуатировать его не только частными владельцами, но и рядом мировых авиаперевозчиков, в частности, для осуществления фидерных пассажироперевозок, полётов по местным авиалиниям и т.д.
Следующий наш герой - Аэро Л-29 "Дельфин" (Aero L-29 Delfin; по классификации НАТО: Maya) - чехословацкий учебно-тренировочный самолёт.
Аэро Л-29 "Дельфин" является первым чехословацким серийным реактивным самолётом.
Двухместный учебно-тренировочный самолёт (УТС) L-29 предназначен для первоначального обучения курсантов технике пилотирования в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью, обучению элементам боевого применения, а также для тренировки лётного состава. Основной причиной разработки подобного самолёта были трудности, которые испытывали курсанты лётных училищ, при пересадке с поршневых учебных самолётов на учебно-боевые реактивные машины. Появилась острая необходимость в создании реактивных учебно-тренировочных моделей.
Разработка Л-29 была начата в 1955 году в инициативном порядке группой во главе с руководителем одного из отделов Исследовательского-испытательного лётного института Чехословакии. Весной 1959 года был закончен первый летающий прототип Л-29 (XL-29), который совершил первый полёт 5 апреля 1959 года. Второй прототип поднялся в воздух в июле 1960 года.
В конце 1961 года началось серийное производство Л-29 на машиностроительном предприятии "Взлёт", который позже был переименован в Среднечешский машиностроительный завод, а ещё позже - "Красный Летов". Всего было выпущено 42 серии Л-29 и внедрено более 45 доработок и изменений. За годы серийного производства в Чехословакии с 1961 по 1973 год было выпущено более 3500 самолётов Л-29 (из них в СССР поставлено около 3000), что превзошло выпуск наиболее распространенных в мире самолётов этого класса.
В 1961 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора. "Дельфин" состоял на вооружении более 15 стран мира (СССР, ЧССР, Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Гана, Гвинея, Египет, Индонезия, Ирак, Йемен, КНР, Мали, Нигерия, Румыния, Сирия, Уганда).
В управлении самолёт очень прост, что даже в ВВС Чехословакии Л-29 получил прозвище "летающая детская коляска". Курсант совершал свой первый самостоятельный полёт на "Дельфине" всего лишь после 13 часов полётов с инструктором. Так же весьма скромны требования к аэродрому: L-29 может взлетать и садиться на травяные, песчаные и увлажненные полосы.
Самолёт использовался и в спорте. 11 августа 1964 года лётчица-спортсменка Марина Попович установила на Л-29 мировой рекорд скорости для самолётов массой 1750 - 3000 кг на замкнутом 100 км маршруте, развив среднюю скорость 606,2 км/ч.
Сохранилось большое количество экземпляров Л-29 в лётном состоянии, а также в качестве авиапамятников и экспонатов музея, которые можно увидеть, например, в Таганрогском музее авиационной техники, аэродроме ФИНАМ (Большое Грызлово) - Аэроклуб "Вертикаль", аэродроме Борки, Луганском авиационно-техническом музее, ВРОО "Федерация спорта любителей авиации" (Воронеж, аэродром Борщёво), аэродроме "Крутышки" (Ступино) и у нас, в Омском аэроклубе ДОСААФ (аэродром "Марьяновка"), где и были сделаны данные фотографии.
По соседству с "Дельфином" стоит Let L-410 "Turbolet" - многоцелевой двухмоторный самолёт для местных воздушных линий (МВЛ).
Let L-410 "Turbolet" разработан конструкторским бюро чехословацкого завода Let Kunovice (ныне - чешский Aircraft Industries).
Let L-410 "Turbolet" предназначен для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими ВПП. Способен перевезти до 19 пассажиров или 1800 кг груза на расстояние до 1500 км.
Начиная с 1969 года, было построено 1104 L-410 различных модификаций (наибольшая часть из них - L-410UVP), 862 из них были поставлены в Советский Союз и активно использовались для перевозок пассажиров и грузов на местных воздушных линиях. К началу 1992 года в СССР оставалось около 750 самолётов L-410.
По состоянию на 2012 год в мире эксплуатируется более четырёхсот L-410.
С 2015 года прорабатывается вопрос о начале производства Л-410 в России на базе Уральского завода гражданской авиации в Екатеринбурге.
На этом наша экскурсия завершается. С вами были экскурсоводы команды Inside OWSK. Спасибо за внимание!