Китай к 2035 году запланировал себе целых шесть авианосцев! Официальные источники военного ведомства КНР это не комментируют и не подтверждают — но «мнение есть». Цифра в шесть кораблей появлялась и раньше. Но зачем так много? Мы разобрались.
Из рисовода — в пирата
Китайская традиция с подозрением относится к морским авантюрам.
Благородному мужу приличествует совершенствоваться в бюрократических добродетелях и служить Поднебесной в управе или министерстве, а не бороздить волны с сомнительными целями.
Впрочем, так считали и считают не все. На изрезанных берегах к югу от Янцзы нация чиновников и рисоводов превращается в народ торговцев и пиратов.
Апофеозом китайского мореплавания стали экспедиции флотоводца Чжэн Хэ в начале XV века. Семь раз огромные флоты с титаническими флагманами уходили к Малакке, Цейлону, Индии, Аравии и Африке. Они несли гегемонию династии Мин: дипломатией, торговлей и силой оружия.
Кто знает, как повернулась бы история, — но после этой серии плаваний империя Мин отказалась от крупных заморских экспедиций. Баловство это, надо стихи слагать и рис распределять.
Спустя полтысячи лет разнузданной флотофобии Китай вернулся к идее морской гегемонии. Так началось зарождение нового великого флота Поднебесной.
Море или смерть
Китай вырвался из тисков догм, построил под руководством компартии корпоративный капитализм и превратился в мастерскую мира. Товары made in China завалили прилавки от центра Нью-Йорка до африканской глубинки. Даже крупнейшие морские ворота Европы потерялись в тени грандиозных китайских хабов глобальной торговли.
Экономика Китая завязана на морские коммуникации. По ним в гавани Поднебесной идёт поток сырья со всего мира — а обратно возвращаются промышленные товары от пластиковых безделушек до высокотехнологичных машин.
Первая мастерская мира, Великобритания, подкрепляла торговлю господством на море. В самых отдалённых водах планеты корабли под британским флагом были готовы разъяснить любому наглецу политику владычицы морей.
Ныне такой мастерской стал Китай — но волнами правит звёздно-полосатое знамя. Армада из трёх сотен вымпелов, включая одиннадцать авианосцев, способна разгромить коалицию нескольких морских держав разом. Включая Россию и Китай.
Россия меньше зависит от морской торговли, а Китаю морская гегемония США грозит крахом экономики и обрушением государства.
Структура экономики Поднебесной меняется. Пара десятков лет — и экономическая карта мира станет неузнаваемой. Гибкие автоматизированные сборочные линии под боком у богатого потребителя убьют спрос на всё менее дешёвую рабочую силу КНР.
Китай весьма успешно конкурирует и на этом поле. Но кто говорил, что борьба за потребителя ведётся честно? Всегда можно сказать, что Китай недостаточно демократичен. Не даёт независимость Тибету, загоняет в концлагеря уйгуров — и вообще они коммунисты. Наложить санкции, устроить морскую блокаду, понаблюдать с попкорном за гибелью империи и занять освободившиеся рынки.
Китай вкладывает огромные силы и средства в то, чтобы предотвратить этот сценарий.
Через Центральную Азию и Россию протягивается система сухопутных коридоров — но они гораздо дороже водного транспорта. Северный морской путь полностью подконтролен Москве, а в Поднебесной не любят складывать все яйца в одну корзину.
Традиционный путь вдоль южных берегов Азии к Ближнему Востоку и Европе удобнее всего — но его и проще всего перекрыть. И задушить китайскую экономику.
Стратегическая беда Поднебесной
Неисправимая стратегическая проблема России: её порты выходят на пять отдельных акваторий. Их все нужно прикрывать. Какой бы флот ни строили русские — его придётся делить на пять частей, которые не смогут быстро прийти друг другу на помощь.
Положение Китая лучше лишь на первый взгляд. Все выходы из китайских военно-морских баз в открытый океан перекрыты недружественными странами.
«Первая островная дуга» начинается от Цусимы через остальные японские острова до самого Тайваня. Тайвань, дружественный США, в случае кризиса перекрывает возможность флоту КНР перебрасывать корабли между Восточно-Китайским и Южно-Китайским морем.
Выход из этой акватории преграждают Филиппины, Индонезия, Малайзия, Вьетнам и Таиланд. С Сингапуром на Малаккском проливе. Эти страны не очень радуются возвышению Китая и его амбициям. С американцами им привычнее.
Для запирания ВМФ НОАК в двух морях при большом желании и расходах не слишком нужен флот. Мобильные береговые ракетные комплексы под зонтиком ПВО, морская авиация с ПКР, глазастые самолёты ДРЛО с прочими РЛС и средствами РЭБ. И «ни хао», товарищи.
Есть флоты соседних стран — в том числе всё более мощный японский, весьма приличный южнокорейский и разгильдяйский, но большой и амбициозный индийский. За ними маячит грандиозная американская армада, «последний довод демократии».
Есть от чего грустить китайским стратегам.
У председателя много
В Пекине всё это прекрасно понимают, но предпочитают побарахтаться — чтобы получить хотя бы призрачные шансы на успех вместо нулевых.
Китай строит флот. Большой флот, способный бросить вызов правителям морей.
Купленный в 90-е якобы под казино недостроенный советский «Варяг», родственник «Кузнецова», превратился в китайский авианосец «Ляонин». Завершает испытания второй корабль, полностью построенный в Китае — «Тип 001А». Он войдёт в строй флота уже в обозримом будущем. Его водоизмещение достигло 70 тысяч тонн.
Больше самолётов, больше мазута на борту.
Следом верфи Шанхая и Даляня получили заказы на два корабля «Типа 002». Авианосцы второго китайского поколения, водоизмещением 85 тысяч тонн, оснащённые электромагнитной катапультой и лишённые «советско-британского» трамплина на носу. Сообщается о начале работ на шанхайской верфи над «Типом 003» — первым ядерным авианосцем китайского флота. Он планируется полноценным соперником американским «нимицам» и «фордам».
К середине 2030-х годов Пекин планирует выставлять в море четыре ударных авианосных соединения при общем числе в шесть авианосцев. Включая четыре атомных. Ведь часть машин всегда находятся на ремонте и переоснащении. Неизбежно изношенный к тому времени «Ляонин» подумывают продать союзному Пакистану.
Каждый из трёх китайских флотов может получить по два авианосца — с возможностью в любой момент выставить в море как минимум один. Их вооружением станут J-15, а в идеале — претендующие на принадлежность к пятому поколению морские версии J-31. Если их сумеют довести до ума и построить в достаточном количестве.
Сопровождать китайские авианосцы должны новейшие крейсеры типа 055 и фрегаты с подлодками. На бумаге всё выглядит красиво. Почти. Если забыть о стратегических реалиях, боевом опыте, неизбежных проблемах и вульгарных деньгах.
Если завтра война?
Американцы целенаправленно снижают свою зависимость от Китая. Такой курс продолжится при любых администрациях в Белом доме. Это с каждым годом будет повышать готовность США к противостоянию с КНР.
В свою очередь, Китай может не выжить без создания «сферы сопроцветания». Он поглядывает на Тайвань. Операция по «восстановлению территориальной целостности Китая» с каждым годом будет становиться для Пекина всё проще.
В случае успеха КНР наглядно продемонстрирует военную мощь и готовность её применять. Кто-то попробует «примазаться» к потенциальному лидеру, а кто-то ощетинится оружием.
Будет расти напряжённость в Южно-Китайском море, критически важном для китайской торговли и экономики. Нехватку кораблей компенсируют островными бастионами в архипелаге Спратли. Там могут быть размещены китайские баллистические ПКР DF-21D и их наследники, созданные для поражения авианосцев противника.
Китайцы расширяют военное сотрудничество с Пакистаном. Возможно регулярное базирование одной из китайских авианосных групп в порту Карачи в Пакистане — для проецирования силы в район Персидского залива и Аравийского моря. Там же будет доживать свой век флагманом пакистанского флота «Ляонин».
Даже в случае полного успеха всех китайских планов — этого всё равно будет недостаточно.
Американцы с их 11 авианосцами могут в 30-дневный срок стянуть в любую точку планеты кулак из шести ударных авианосных групп. И спустя ещё пару месяцев подогнать седьмую. Остальные корабли в любой момент времени находятся на ремонте или модернизации. Но помимо «нимицев» и «фордов» у США есть и девять авианесущих десантных кораблей.
Это только американцы. Ещё есть НАТО и союзники Вашингтона в Азии — в том числе крепко увлёкшиеся морской авиацией британцы и японцы.
Пока китайцы не завершат разработку полноценных катапульт, с чем есть проблемы, — они смогут запускать с трамплинов лишь самолёты с лёгкими ракетами. Американские катапульты поднимают в воздух машины с более внушительным арсеналом, включая противокорабельные «гарпуны» и прочие радости для врагов демократии.
Даже если китайцы поставят в строй авианосную версию J-31 — это будет сырая машина с не слишком опытными пилотами. Она, скорее всего, будет уступать F-35. Если не поставят — с машинами пятого поколения придётся сражаться «старичкам» J-15.
В этом случае даже японско-британский морской союз сможет выставить два-три авианосца. И даже без помощи «большого брата» у него есть все шансы устроить китайскому флоту из трёх-четырёх АУГ Мидуэй пополам с Цусимой. Даже под огнём ракет с островных баз: и японцы, и англичане уделяют много внимания корабельным системам ПРО.
В случае участия американцев соотношение сил станет разгромным. Даже если китайцы к тому времени смогут построить и содержать не шесть, а десять авианосцев, скажется превосходство во всём: численности кораблей и самолётов, опыте пилотов и моряков, надёжности матчасти и техническом оснащении.
Впрочем, Мидуэя 2.0 мы, скорее всего, не увидим. Авианосцы — корабли немыслимо ценные и дорогие. Даже в случае прямого вооружённого столкновения их будут беречь как зеницу ока и не рисковать без лишней надобности.
Зачем тогда всё это?
Шансы у китайцев на разгром коалиции вероятных противников призрачны. Даже съесть Тайвань без помех им дадут вряд ли. Но лучше иметь хотя бы тень шанса, чем вовсе остаться без него. Когда-то казались смехотворными и перспективы нищей Англии против всемогущей Испанской империи.
Кто знает, какие неожиданности поджидают врагов Китая? А на случай разных приятных внезапностей, вроде ухода американцев из Азии, лучше быть самым сильным.
Да и обеспечивать свои интересы на Ближнем Востоке, в Африке или Латинской Америке лучше, имея способность в любой момент отправить к проблемным берегам пару авианосцев и десантные корабли с оравой морпехов.
Как развивалась бы ситуация в Венесуэле, если бы на рейде Ла-Гуайры маячил силуэт атомного авианосца под красным флагом, а улицы Каракаса патрулировали флегматичные товарищи с QBZ 95?
Да, авианосцы — это очень дорого. Но польза от статуса второй морской державы планеты может перекрыть все расходы с лихвой. А что, если и первой?
Поэтому Китай прав, что строит авианосцы. Как та лягушка в кувшине.