Несомненным подвигом советского народа стала победа в 1945 году над фашистской Германией. И железнодорожный транспорт сыграл в этом не последнюю роль.
Железные дороги функционировали весь военный период. При этом, стоит заметить, что все мужчины-железнодорожники были в срочном порядке призваны на фронт. На рабочих местах оставались женщины и старики, а также в большом количестве на трудные должности подтягивались молодежь и подростки. Так продолжалось до 1943 года, когда после переломного момента И.В. Сталин издал приказ об отзыве железнодорожников с мест военных действий и возвращении их на свои рабочие места.
С первых дней войны основной задачей железнодорожного транспорта стало обеспечение нужд фронта запасами боеприпасов и оборудования, боевой техникой и воинскими подразделениями, продуктами питания и медицинским снаряжением. За время войны было перевезено 20 млн вагонов к линии фронта.
С целью выполнения этой задачи был разработан специальные военный график движения поездов, в котором воинские эшелоны были в особом приоритете. Разработка и выполнение данного графика серьезно осложнялись необходимостью проведения эвакуации. Необходимо было в срочном порядке вывозить производственные мощности страны с прифронтовых территорий на Восток. За время эвакуации было вывезено 18 млн человек и 2,5 тысячи заводов и фабрик.
С началом войны железнодорожный транспорт испытывал колоссальные нагрузки.
С целью увеличения пропускной способности железнодорожники использовали самые передовые методы организации труда: вагоны ремонтировались без отцепки от состава, постоянно практиковалось формирования тяжеловесные поездов, а также поезда соединялись друг с другом.
Кроме этого осенью 1941 года была введена в действие так называемая «живая блокировка». Между станциями на расстоянии 800-900 метров стояли сигналисты и руководили движением поездов (в настоящее время этот принцип автоматизирован и реализован с помощью светофоров). Что позволило пропускать поезда сплошным потоком.
Изменился и режим работы локомотивных бригад. Если раньше машинисты работали только на закрепленном участке и после работы возвращались домой, то теперь времени на постоянные их смены просто не осталось. Теперь поезд обслуживали две бригады одновременно на всем пути следования, для этого появился специальный вагон (турный), в котором бригады отдыхали по очереди. Машинисты и помощники уезжали за тысячи километров и возвращались домой только через несколько месяцев.
Кроме военных перевозок железнодорожный транспорт также занимался снабжением промышленного производства и перевозкой пассажиров.
За время войны было уничтожено 16 тысяч паровозов, разрушено и восстановлено 120 тысяч км путей и 16 тысяч мостов различной величины.
Благодаря слаженной работе железнодорожников удалось обеспечить непрерывную связь фронта и тыла.
Если Вам понравилась данная статья, то поставьте, пожалуйста, «палец вверх» и подписывайтесь на канал, все самое интересное только впереди!
Если у Вас возникли вопросы или предложения по новым темам, пишите, пожалуйста, в комментариях к данной статье.