В период с сентября 1939 года по май 1941-го года немецкие танковые дивизии не сталкивались с серьезными трудностями в своих походах из-за неблагоприятных условий местности или погоды (за исключением Ла-Манша).
В частности, танковая группа Клейста была в состоянии быстро пройти «непроходимые» Арденнские леса, а затем провести успешные переправы через реки Мёз и Сомма во Франции.
В апреле 1941-го года танки Клейста, несмотря на многочисленные реки и гористую местность, менее чем за три недели смогли захватить Югославию и Грецию. Основной урок, который Гитлер и руководство ОКХ получили в ходе предыдущих кампаний Вермахта, заключался в том, что местность сама по себе не являлась серьезным препятствием для танков.
Улыбающиеся советские солдаты в поисках трофеев. Рифленая поверхность этой Пантеры покрыта антимагнитной пастой, известной как Zimmerit. Уничтоженная колонна состоит из множества других танков и боевых бронированных машин, в том числе самоходного орудия Hummel.
Кроме того, у Гитлера и ОКХ не было опыта в проведении механизированных операций в зимних условиях. И напротив, в Красной Армии благодаря проведенной Зимней компании во время русско-финской войны 1939-40 гг. прекрасно знали, что механизированные подразделения в покрытой лесами местности и зимних условиях достаточно ограничены по своим возможностям.
Пересечение рек или больших ручьев было неотъемлемой частью военных действий в Советском Союзе, и относительные способности танков оказали значительное влияние на темп бронетанковых операций.
Блокируя дорогу, этот танк вызвал некоторый интерес. КВ-2, как и КВ-1, имел пулемет в задней части башни. Шаровое крепление видно слева от дверцы башни.
Хотя и в Германии, и в Советском Союзе было небольшое количество танков-амфибий, таких как Tauchpanzer Pz.III и Pz.IV и легкие амфибии T-37, T-38 и T-40, большинство танков с обеих сторон не могли переправиться через водоемы глубиной более одного метра (то есть по грудь человека).
Возможности танковых дивизий в 1941–42 гг. были недостаточно развитыми - Brüfckenkolonne B или K могли построить понтонный мост длиной 50 метров примерно за двенадцать часов. При этом данное сооружение могло выдерживать только средние танки Pz.III. Pz.IV, а позже и Тиграм, и Пантерам нужны были более мощные мосты, чтобы с успехом преодолевать значительные водные преграды.
Не совсем ясно, горит ли этот Panzer III Ausf M или дымится. Однако командир, высунувшийся из башни, доказывает последнее.
Действительно, Вермахт, не имея ничего похожего на британский мост Бейли, отставал от союзников в их штурмовых способностях. Советские танковые дивизии 1941 года по штату должны были иметь понтонный мостовой батальон, но большинство из них не были полностью сформированы или же были потеряны во время хаотичных отступлений 1941 года.
Конечно танки могли легко пересечь небольшие реки на их мелких участках, но как правило эти опасные для прорыва места обычно охранялись противотанковыми пушками и минными полями.
Модель Т-34 1941 года попала под огонь на открытой дороге. Ужасные останки экипажа лежат на земле прямо перед танком.
Более крупные реки, такие как Днепр или Волга, не могли быть пересечены без значительной инженерной поддержки на уровне армии. Понтонные переправы через большую реку могли переправить только небольшое количество танков, однако этого хватало только для защиты плацдарма от контратак противника.
Тигр II был построен в меньшем количестве, чем Тигр I, поэтому Красная Армия считала его новинкой. Этот захваченный танк использовался в качестве учебного пособия и в разведывательных целях.
Таким образом, захват неповрежденных мостов - особенно железнодорожных мостов, которые могли выдержать вес танков - был важной константой в танковых операциях Восточного фронта: обе стороны искали возможности захватить плохо защищенные мосты, потому что они позволяли танкам делать то, что у них получается лучше всего. - двигаться быстро и использовать их главную возможность – быстро прорывать оборону противника.