Найти в Дзене
Половинка Луны

Как европейские художники изображали жизнь восточного гарема

Правдивое художественное изображение гарема дворца Топкапы было невозможно по определению, поскольку посторонние мужчины (а ими, без сомнения, и были европейские художники) не допускались в эту часть сераля. Потому эта картина голландского художника Филипп-Жака ван Бри (1786-1871), изображающая его коллегу по цеху (пусть их и разделяло 3 столетия) Джентиле Беллини при дворе Султана Мехмеда II, конечно, лишь вымысел. Картины из жизни гарема и гаремной жизни европейских художников делятся на 2 категории 1. Аутентичное окружение, но воображаемая сцена: Джером представил обнаженных наложниц на террасе у бассейна, но это была "мужская" часть Сераля 2. Аутентичная сцена, но воображаемое окружение Меллинг (1819г.) без сомнения слышал достаточно точные описания жизни гарема, но его архитектурное представление гарема все же далеко от действительности. Таким образом, очень маловероятно, что восточных красавиц рисовали с натуры, тем более, что ислам не поощряет портреты людей. Но почти н

Правдивое художественное изображение гарема дворца Топкапы было невозможно по определению, поскольку посторонние мужчины (а ими, без сомнения, и были европейские художники) не допускались в эту часть сераля. Потому эта картина голландского художника Филипп-Жака ван Бри (1786-1871), изображающая его коллегу по цеху (пусть их и разделяло 3 столетия) Джентиле Беллини при дворе Султана Мехмеда II, конечно, лишь вымысел.

Картины из жизни гарема и гаремной жизни европейских художников делятся на 2 категории

1. Аутентичное окружение, но воображаемая сцена: Джером представил обнаженных наложниц на террасе у бассейна, но это была "мужская" часть Сераля

-2
-3

2. Аутентичная сцена, но воображаемое окружение Меллинг (1819г.) без сомнения слышал достаточно точные описания жизни гарема, но его архитектурное представление гарема все же далеко от действительности.

-4
-5

Таким образом, очень маловероятно, что восточных красавиц рисовали с натуры, тем более, что ислам не поощряет портреты людей.

"Портрет султанши с видом на Константинополь", неизвестный художник 16-го века, веницанская школа @ChristiesInc Auction House
"Портрет султанши с видом на Константинополь", неизвестный художник 16-го века, веницанская школа @ChristiesInc Auction House
После бани, Теодор Раллис (1852-1909)
После бани, Теодор Раллис (1852-1909)

Но почти наверняка одежда и обстановка были аутентичными, поскольку художники путешествовали по Османской Империи.

Турчанка с тамбурином, Жан-Этьен Лиотар, 1738-43
Турчанка с тамбурином, Жан-Этьен Лиотар, 1738-43

"Молодая невеста (Одалиска)" Теодор Раллис (1852-1909), художник греческого происхождения
"Молодая невеста (Одалиска)" Теодор Раллис (1852-1909), художник греческого происхождения
"Молодая восточная женщина" Эжен Девериа ( 1805-1865), французский художник
"Молодая восточная женщина" Эжен Девериа ( 1805-1865), французский художник

Можно смело говорить, что наши современные представления о восточных женщинах сложились, в том числе, и благодаря этим картинам.

"Одалиска", Тито Конти (1842-1924), итальянский художник
"Одалиска", Тито Конти (1842-1924), итальянский художник
"В саду у бея", Джон Фредерик Льюис (1805-1876), британский художник
@HarrisPreston collection, 1865
"В саду у бея", Джон Фредерик Льюис (1805-1876), британский художник @HarrisPreston collection, 1865
"Две одалиски, играющие на музыкальных инструментах в гареме", Джанантонио Гуарди (🇮🇹 1699-1760), итальянский художник
"Две одалиски, играющие на музыкальных инструментах в гареме", Джанантонио Гуарди (🇮🇹 1699-1760), итальянский художник
Восточная девушка с букетом роз, Хильдегард Торелл (1850-1930), шведский художник
Восточная девушка с букетом роз, Хильдегард Торелл (1850-1930), шведский художник
Муж и жена, Этьен Жора (1699–1789), французский художник
Муж и жена, Этьен Жора (1699–1789), французский художник
Портрет девушки, играющей на тамбурине, Pierre Désiré Guillemet *(1827-1878)

*был придворным художником Султана Абдул-Азиза и открыл первое частное ателье живописи в Стамбуле
Портрет девушки, играющей на тамбурине, Pierre Désiré Guillemet *(1827-1878) *был придворным художником Султана Абдул-Азиза и открыл первое частное ателье живописи в Стамбуле

Очень известная серия, изображающая восточных красавиц принадлежит кисти американского художника второй половины 19-го века Фредерику Артуру Бриджмену. Конечно, в них мало достоверности, потому что изображали они прекрасную фантазийную жизнь, будто сошедшую со страниц книги сказок "1001 ночь".

"Молодая девушка на террасе"
"Молодая девушка на террасе"
"В гареме"
"В гареме"
"Женщины у фонтана"
"Женщины у фонтана"
Конечно, это лишь маленькая частичка женских портретов женщин Османской Империи. Если вам понравилась тема, я обязательно продолжу серию подобных публикаций.