Найти тему
Александр Дедушка

Учительская сага, I полугодие, 4 глава (ч.1)

где у Василия начинается "прояснение", связанное с его пребыванием на курсах повышения квалификации
где у Василия начинается "прояснение", связанное с его пребыванием на курсах повышения квалификации

Глава 4 (ч. 1)

Пошла уже вторая неделя школьной учебной жизни с ее обычной суетой и заботами, как Василию приснился сон. Точнее, это был не сон, а…. Что это было точно, Василий сказать не мог. Сам он это назвал «прояснением», так как в этом «сне» неожиданно стали всплывать факты его пребывания на злополучных курсах повышения квалификации – события, которые после травмы головы, казалось, напрочь стерлись из его памяти…

Однако смущало и удивляло даже не это – а форма этого «прояснения». Как будто Василий и участвовал – действовал в этом «прояснении», и одновременно наблюдал себя со стороны. Такое-вот странное раздвоение. Но и это еще не вся необычность того, что с ним произошло. Он как будто слышал со стороны и своеобразный поэтический комментарий к тому, что происходило с ним на этих курсах. Стихи эти были «белыми», безрифменными, но несомненно были стихами – так как какое-то время после пробуждения он почти полностью мог повторить их.

Учителем он работал

Лет восемь примерно в школе,

Культуру преподавая,

И организатором детским.

Сирина Борисовна, завуч,

Однажды его вызывает:

- Ну, что – засиделся, Василий?

Пора бы тебе чуть встряхнуться.

Давай – подавай документы

На высшую на категорью,

Пойдешь как организатор

По воспитательной части.

- Да, кажется, рано, Сирина

Борисовна, - он отвечает.

- Куда мне – еще слишком молод

На высшую-то категорью?..

- Ну, хватит тебе прибедняться!

Оно и прибавка к зарплате,

Я думаю, не помешает.

Короче – пиши заявленье!..

И вот, как настали те сроки.

На курсы его вызывают,

В которых заявлено планом:

Ученье и сдача зачета.

Василий решил быть примерным:

Заранее до института,

Где были заявлены курсы,

Из дома без спешки добрался.

Но, правда, пришлось пошататься

Средь разных учительских секций

Ему, чтоб найти помещенье

Для них, воспитателей школьных.

Нашел, наконец, и пробрался

На дальнюю парту к окошку

И сзади ко всем присмотрелся:

Народ собирался неспешно.

То женщины были. А в возраст –

За тридцать давно и за сорок.

Единственным он оказался

Мужчиной, и был всех моложе.

Уже завязались знакомства,

Иль, может, знакомые раньше,

Учительши те, воспиталки,

Судачили, сидя по партам.

«Однако пора б уж начаться

Ученью», - подумал Василий,

Взглянув на часы…. Но их лектор

Ни как все не шел на занятье.

- Послушайте, девочки! – резкий

Вдруг женщины голос раздался,

С высокой, как взбитой, прической

И яркими ало губами.

- Нам скинуться надо же будет…

Вы знаете?.. Я уж узнала:

Филологи, те мне сказали,

Решили от каждого тыщу…

На миг тишина повисла

Над классом в сереющем свете.

Но та, как куя железо,

Пока горячо, продолжала:

- Чтоб сдать нам всем с первого раза

Вопросы легко на зачете…

А то вы же с мест все из дальних –

Зачем ехать вновь к пересдаче?

К тому же…. Но тут дверь открылась,

И женщина сразу замолкла -

Неспешно вошел первый лектор,

То ректор был этих курсов.

Ему было лет так за сорок,

Уже лысоватый, но бодрый,

Представился, улыбаясь,

И речь, не спеша, свою начал:

- Ну что? Вы все сильно боитесь?..

Скажу вам: бояться не стоит,

Ведь вы тут специалисты,

На высший разряд все идете.

Всего лишь делов-то вам: просто

Как надо всем следует сделать

Портфолио…. После - зачеты,

Еще документы подправить.

Ну, ясно, слегка поднапрячься

Придется – куда уж тут деться? –

Проверка для всех это будет,

Вы ж все понимаете сами…

Ну, ладно…. Давайте запишем

Для лекции нынешней тему:

«Задачи образованья

при модернизации школы».

Он сухо-размеренно начал,

Как будто преобразился, -

Над записью все склонились

Того, что вещалось по теме.

Помощник настроил проектор,

И ректор в компьютерных слайдах

Представил важнейшие схемы,

И графики, и диаграммы.

Он выдал «модель» ребенка

Как список важнейших качеств,

Что им, воспитателям, должно

Сейчас сформировывать в детях.

Тут были уменье учиться,

Ответственность и адаптивность,

Широкий объем интеллекта

И с тем конкурентоспособность.

Особо он выделил пару

«Труднейших», со слов его, качеств, -

Он их разбирал в примерах

Как главные приоритеты:

- Высокая нравственность вместе

С активной позицией в жизни, -

Вот то, что так обществу нужно

От модернизации школы.

Когда вся страна на подъеме,

Гражданское действие нужно,

Моральная непримиримость –

Вот это воспитывать в детях!..

Почти зажигающий пафос

Развил он к концу своей речи…

«Однако, - подумал Василий, -

Не скучно, и то – слава Богу!»

………………………………..

………………………………..

………………………………..

………………………………..

Второй день учебы. Василий

С трудом до начала занятий

Успел, добираясь на разных

Маршрутках до нужного места.

Но лектор опять задержался…

- Так, девочки, что мы решили? –

То женщина та же вздыбилась,

С губами и пышной прической.

- Куда ж тут деваться – по тыще,

И меньше ни как нам не выйдет, -

Нежданно ее поддержала

Другая, сидевшая рядом.

Была то густая блондинка,

С окрашенными волосами,

Пониже, чем первая ростом,

Но с голосом зычным и грубым.

- А может, давайте поменьше?

Ну, хоть по пятьсот – может, хватит?.. –

Робеющий чей-то голос

Слегка возразить попытался.

- Нет! – тут же его оборвала

Прическа, с губами – как с кровью.

- Ну, сами вы здесь посудите,

Кого нам уважить-то нужно…

Так…. Ректору, был, что вчера здесь…

Тут в первую очередь – ясно…

Сегодня проректорша будет.

И ей – тоже тут без вопросов.

И завтра еще будет лектор;

Он тоже зачет не пропустит…

Ну, нашей кураторше…. Тут уж

Нам совесть велит постараться.

Оно-то ведь ей разве нужно

Копаться в портфолио наших, -

Идти и за всех заступаться,

Чтоб сразу покрыть недочеты?..

Какая-то безысходность

Гнетущая в классе повисла.

Казалось, уже невозможны

Ни ропот, ни возраженья…

- Ну, девочки, можно мне!.. Правда!.. –

Раздался молящий голос.

- Ну, нет у меня таких денег,

И взять их сейчас мне – ну, негде…

Я ж ведь из села. Нам зарплату

Два месяца – ни копейки…

Я детям на хлеб занимаю,

И муж не работает больше…

И дрогнул нетвердый голос,

И в воздухе что-то повисло…

- Нет, так не пойдет!.. – взволновалась

Басившая густо блондинка.

- Мы все здесь сказать так же можем,

Нам тоже всем не хватает.

И дети у всех…. Так что – хватит

На жалость давить – все такие!..

- Ну, девочки, можно хотя бы

Мне дать лишь пятьсот…. А еще вам

Коньяк дорогой принесу я, -

Бутылку взяла с дня рожденья?..

Василий долго лежал, почти не шевелясь, перебирая в памяти все только что увиденное и услышанное. Он почти слово в слово мог повторить что привиделось ему в этом видении, все – вплоть до последнего момента, до этой злополучной бутылки…. «Бутылку взяла с дня рожденья…» - у него в ушах словно продолжал звучать этот звенящий готовыми выплеснуться слезами голос.

(продолжение следует... здесь)

начало романа - здесь