Глава 4 (ч. 1)
Пошла уже вторая неделя школьной учебной жизни с ее обычной суетой и заботами, как Василию приснился сон. Точнее, это был не сон, а…. Что это было точно, Василий сказать не мог. Сам он это назвал «прояснением», так как в этом «сне» неожиданно стали всплывать факты его пребывания на злополучных курсах повышения квалификации – события, которые после травмы головы, казалось, напрочь стерлись из его памяти…
Однако смущало и удивляло даже не это – а форма этого «прояснения». Как будто Василий и участвовал – действовал в этом «прояснении», и одновременно наблюдал себя со стороны. Такое-вот странное раздвоение. Но и это еще не вся необычность того, что с ним произошло. Он как будто слышал со стороны и своеобразный поэтический комментарий к тому, что происходило с ним на этих курсах. Стихи эти были «белыми», безрифменными, но несомненно были стихами – так как какое-то время после пробуждения он почти полностью мог повторить их.
Учителем он работал
Лет восемь примерно в школе,
Культуру преподавая,
И организатором детским.
Сирина Борисовна, завуч,
Однажды его вызывает:
- Ну, что – засиделся, Василий?
Пора бы тебе чуть встряхнуться.
Давай – подавай документы
На высшую на категорью,
Пойдешь как организатор
По воспитательной части.
- Да, кажется, рано, Сирина
Борисовна, - он отвечает.
- Куда мне – еще слишком молод
На высшую-то категорью?..
- Ну, хватит тебе прибедняться!
Оно и прибавка к зарплате,
Я думаю, не помешает.
Короче – пиши заявленье!..
И вот, как настали те сроки.
На курсы его вызывают,
В которых заявлено планом:
Ученье и сдача зачета.
Василий решил быть примерным:
Заранее до института,
Где были заявлены курсы,
Из дома без спешки добрался.
Но, правда, пришлось пошататься
Средь разных учительских секций
Ему, чтоб найти помещенье
Для них, воспитателей школьных.
Нашел, наконец, и пробрался
На дальнюю парту к окошку
И сзади ко всем присмотрелся:
Народ собирался неспешно.
То женщины были. А в возраст –
За тридцать давно и за сорок.
Единственным он оказался
Мужчиной, и был всех моложе.
Уже завязались знакомства,
Иль, может, знакомые раньше,
Учительши те, воспиталки,
Судачили, сидя по партам.
«Однако пора б уж начаться
Ученью», - подумал Василий,
Взглянув на часы…. Но их лектор
Ни как все не шел на занятье.
- Послушайте, девочки! – резкий
Вдруг женщины голос раздался,
С высокой, как взбитой, прической
И яркими ало губами.
- Нам скинуться надо же будет…
Вы знаете?.. Я уж узнала:
Филологи, те мне сказали,
Решили от каждого тыщу…
На миг тишина повисла
Над классом в сереющем свете.
Но та, как куя железо,
Пока горячо, продолжала:
- Чтоб сдать нам всем с первого раза
Вопросы легко на зачете…
А то вы же с мест все из дальних –
Зачем ехать вновь к пересдаче?
К тому же…. Но тут дверь открылась,
И женщина сразу замолкла -
Неспешно вошел первый лектор,
То ректор был этих курсов.
Ему было лет так за сорок,
Уже лысоватый, но бодрый,
Представился, улыбаясь,
И речь, не спеша, свою начал:
- Ну что? Вы все сильно боитесь?..
Скажу вам: бояться не стоит,
Ведь вы тут специалисты,
На высший разряд все идете.
Всего лишь делов-то вам: просто
Как надо всем следует сделать
Портфолио…. После - зачеты,
Еще документы подправить.
Ну, ясно, слегка поднапрячься
Придется – куда уж тут деться? –
Проверка для всех это будет,
Вы ж все понимаете сами…
Ну, ладно…. Давайте запишем
Для лекции нынешней тему:
«Задачи образованья
при модернизации школы».
Он сухо-размеренно начал,
Как будто преобразился, -
Над записью все склонились
Того, что вещалось по теме.
Помощник настроил проектор,
И ректор в компьютерных слайдах
Представил важнейшие схемы,
И графики, и диаграммы.
Он выдал «модель» ребенка
Как список важнейших качеств,
Что им, воспитателям, должно
Сейчас сформировывать в детях.
Тут были уменье учиться,
Ответственность и адаптивность,
Широкий объем интеллекта
И с тем конкурентоспособность.
Особо он выделил пару
«Труднейших», со слов его, качеств, -
Он их разбирал в примерах
Как главные приоритеты:
- Высокая нравственность вместе
С активной позицией в жизни, -
Вот то, что так обществу нужно
От модернизации школы.
Когда вся страна на подъеме,
Гражданское действие нужно,
Моральная непримиримость –
Вот это воспитывать в детях!..
Почти зажигающий пафос
Развил он к концу своей речи…
«Однако, - подумал Василий, -
Не скучно, и то – слава Богу!»
………………………………..
………………………………..
………………………………..
………………………………..
Второй день учебы. Василий
С трудом до начала занятий
Успел, добираясь на разных
Маршрутках до нужного места.
Но лектор опять задержался…
- Так, девочки, что мы решили? –
То женщина та же вздыбилась,
С губами и пышной прической.
- Куда ж тут деваться – по тыще,
И меньше ни как нам не выйдет, -
Нежданно ее поддержала
Другая, сидевшая рядом.
Была то густая блондинка,
С окрашенными волосами,
Пониже, чем первая ростом,
Но с голосом зычным и грубым.
- А может, давайте поменьше?
Ну, хоть по пятьсот – может, хватит?.. –
Робеющий чей-то голос
Слегка возразить попытался.
- Нет! – тут же его оборвала
Прическа, с губами – как с кровью.
- Ну, сами вы здесь посудите,
Кого нам уважить-то нужно…
Так…. Ректору, был, что вчера здесь…
Тут в первую очередь – ясно…
Сегодня проректорша будет.
И ей – тоже тут без вопросов.
И завтра еще будет лектор;
Он тоже зачет не пропустит…
Ну, нашей кураторше…. Тут уж
Нам совесть велит постараться.
Оно-то ведь ей разве нужно
Копаться в портфолио наших, -
Идти и за всех заступаться,
Чтоб сразу покрыть недочеты?..
Какая-то безысходность
Гнетущая в классе повисла.
Казалось, уже невозможны
Ни ропот, ни возраженья…
- Ну, девочки, можно мне!.. Правда!.. –
Раздался молящий голос.
- Ну, нет у меня таких денег,
И взять их сейчас мне – ну, негде…
Я ж ведь из села. Нам зарплату
Два месяца – ни копейки…
Я детям на хлеб занимаю,
И муж не работает больше…
И дрогнул нетвердый голос,
И в воздухе что-то повисло…
- Нет, так не пойдет!.. – взволновалась
Басившая густо блондинка.
- Мы все здесь сказать так же можем,
Нам тоже всем не хватает.
И дети у всех…. Так что – хватит
На жалость давить – все такие!..
- Ну, девочки, можно хотя бы
Мне дать лишь пятьсот…. А еще вам
Коньяк дорогой принесу я, -
Бутылку взяла с дня рожденья?..
Василий долго лежал, почти не шевелясь, перебирая в памяти все только что увиденное и услышанное. Он почти слово в слово мог повторить что привиделось ему в этом видении, все – вплоть до последнего момента, до этой злополучной бутылки…. «Бутылку взяла с дня рожденья…» - у него в ушах словно продолжал звучать этот звенящий готовыми выплеснуться слезами голос.
(продолжение следует... здесь)
начало романа - здесь