Найти в Дзене
Телеканал Енисей

«Струя из турбины разнесла автобус»: история микрорайона Взлетка

Оглавление

В начале года на Взлетке начали сносить старый ангар: на его месте появится парковка. Теперь из напоминаний об авиации в этой части Советского района Красноярска остались, пожалуй, только названия улиц. Мы вспомнили, как все начиналось, а также узнали причины, которые заставили перенести аэропорт в Емельяново.

Немного истории

Всего 30 лет назад в районе ул. Взлетной находилась полоса (отсюда и название улицы). Полоса заканчивалась прямо на выезде к нынешней ул. Шахтеров. А еще раньше ВПП располагалась на месте ул. Партизана Железняка (за снесенным недостроем Крайкома КПСС). Аэровокзал был деревянным, а полоса – круговой.

Судя по исследованиям красноярских историков, строить этот аэропорт начали в 1934 году, но это не точно. На сайте «Краскомпас», например, сказано, что первая взлетно-посадочная полоса на Взлетке появилась в 1928 году.

Первый летательный аппарат появился над Красноярском в 1907 году. Российский путешественник Орлов пролетел над городом на воздушном шаре, чтобы рассказать, как с высоты выглядит город и его окрестности.

Годы войны

Настоящее развитие аэропорт получил уже в 1942. В самом начале войны фашисты уничтожили почти весь парк советских самолетов на европейской части страны. Немцы получили почти полное господство в воздухе, пишет историк Александр Кацура. Чтобы поплнить численность авиапарка, в 1942 году по знаменитому пути «Аляска–Сибирь» самолеты начинают перегонять на фронт.

Заканчивался этот путь в Красноярске. Для того, чтобы военные самолеты смогли здесь взлететь, пришлось перестраивать аэропорт и удлинять взлетную полосу. Аэропорт в основном строили силами японских военнопленных.

Старшее поколение до сих пор может рассказать вам страшилки о японском кладбище где-то в районе ул. Молокова.

Во время войны появилось еще две взлетно-посадочных полосы, но здание аэровокзала все еще было деревянным. Новый аэровокзал открывается только в 1954 году. Он стал больше и удобнее для пассажиров и получил название «Северный». 

-2

Такое название аэровокзал получил в память об арктических экспедициях, которые можно было начать только из Красноярска. Для строительства выбрали огромный пустырь. Но потом город начал подползать к аэропорту все ближе. В 70-е годы в Красноярске появился самолет марки Ту. Взлетная полоса составляла всего 2350 метров, чего было недостаточно для реактивного самолета.

Однажды самолет пролетел слишком низко над ул. Шахтеров, прямо над дорогой. По дороге ехал микроавтобус РАФ с открытыми из-за жары окнами. Струи газа от двигателей попали в салон. «Рафик» разнесло в клочья, водитель 40 метров пролетел кувырком, но остался цел.

После этого, чтобы не произошла трагедия, на Шахтеров появился уникальный светофор. Его мог переключать только авиадиспетчер.

-3

На фото выше улица Шахтеров. На нее выходила взлетно-посадочная полоса.

Советский лоббизм: трудности с переносом аэропорта

Аэропорт решили перенести. Но с этим тоже были сложности: долго получали разрешение на строительство. Все 13 вариантов мест под новый терминал отклоняли, пока не подключился главком Ракетных войск Владимир Толубко (он же был и депутатом Верховного Совета по Канскому округу). В 1975 году на карте главком отметил место под Емельяново, подписав, что министерство обороны не возражает против строительства. Тогда работы начались сразу, даже до появления официальных бумаг. Строили аэропорт заключенные колонии строгого режима, пишет Борис Иванов в своей книге.

-4

Открыли аэропорт «Емельяново» в 1980 году. Но и «Северный» продолжал работать. Нагрузку распределяли между аэропортами. Окончательно закрыть «Северный» решают после трагедии 23 декабря 1984 года.

Тогда в «Емельяново» во время взлета у Ту-154 из-за заводского брака развалился двигатель. Пилот попытался посадить самолет, но тщетно: машина не слушалась и загорелась, немного не долетев до полосы. Из-за баков с горючим самолет взорвался. Все 111 человек на борту погибли.

Хоть трагедия и произошла в «Емельяново», легко представить, что могло бы быть, если бы самолет взорвался и упал где-то в районе людной Зеленой Рощи.

Активная застройка

«Северный» проработал еще три года после аварии и закрылся только в 1988 году. На этом месте практически сразу же появился автовокзал (до этого находился на ул. Карла Маркса, 95, где не было ни большой удобной площади для автобусов, ни удобного зала ожидания). А в конце 80-х – начале 90-х начинают застраивать новый микрорайон Взлетка, который тогда назывался Аэропорт.

Одними из первых зданий, строившихся здесь, становятся недострои планетария в 1983 году и Крайкома КПСС. Об этом нам рассказал руководитель стройки Владимир Рубашенко (отрывок из интервью 2016 года).

Затем вырастают дома на ул. Октябрьской, 3, 5 и 7 и на Весны, 22. Во времена СССР квартиры принудительно раздавали работникам предприятий: новые собственники переживали из-за отсутствия магазинов и школ, а также оставшегося в земле керосина, но выбирать не приходилось.

-5

Первые свечки на Октябрьской, на фоне строящееся здание Крайкома КПСС.

Затем (уже в 90-е) появляется несколько домов на Молокова, Батурина, Весны и 78 Добровольческой бригады. Но большая часть огромного района все равно оставалась пустырем с разбросанными одинокими домами.

-6

Насколько Взлетка была пустынной? Видите ту далекую девятиэтажку? Это «Зенит», один из единственных домов в округе.

В одном из первых домов по ул. Молокова в конце 90-х – начале 2000-х жила и Олеся Ларионова Тогда уже появилась школа на ул. Весны и два детских сада, открылся супермаркет и даже гипермаркет, но вокруг были пустыри, а весь район был уставлен металлическими боксами-гаражами: в некоторых даже жили строители. Теперь таких на Взлетке почти не осталось.

«Да, пустыри везде были. Но не помню, чтобы было опасно. Возвращалась поздно с учебы и от молодого человека, но ни собак, ни хулиганов не помню. Однажды только в парикмахерской на Весны кого-то застрелили».

По воспоминаниям строителя Владимира Рубашенко, на Взлетке появляются и первые элитные дома в Красноярске, например, «Кода». После нее в районе появляется все больше премиум-жилья.

-7

Текст: Анастасия Веревкина

За фото благодарим: группу «Крылья Взлетки» «ВКонтакте» и сайт «КрасКомпас» (kraskompas.ru).

За видео очень благодарим «Енисей Кино».