Последнее время мы часто слышим о все большем переплетении реального и виртуального мира, о так называемой “геймификации” многих сфер жизни общества. Причем наиболее активно использование методов и подходов, заимствованных из компьютерных игр, в неигровых процессах происходит в области бизнеса. Стремясь достичь максимального вовлечения клиента в потребительский опыт, современные компании (как зарубежные, так и российские) предлагают покупателю не просто заключить торговую сделку по классической схеме купли-продажи, а создают вокруг него специальные условия, втягивающие его в игровой процесс, который делает их потребительский опыт более увлекательным и вырабатывает бОльшую сопричастность к деятельности фирмы (более подробно о применении геймификации в маркетинге можно почитать здесь или здесь).
Однако далеко не все представители бизнеса знают, что инструменты геймификации могут быть также успешно использованы внутри компании, в частности - при работе с персоналом. Сегодня оказывается, что из-за серьезных трансформаций в обществе и изменении отношения к работе, старые методы управления сотрудниками и традиционные системы мотивации (“кнут и пряник”) перестают работать. Для современных людей, особенно для представителей молодежи - так называемое поколение Z, финансовые поощрения или угрозы увольнения далеко не всегда эффективно влияют на повышение качества работы и заинтересованности в деятельности фирмы. С учетом этих тенденций кажется абсолютно необходимым пересмотреть наши представления об управлении персоналом и найти наиболее действенные способы обучения и мотивации с учетом особенностей мышления и мировосприятия современного сотрудника.
И здесь на помощь приходит геймификация. Механизмы игрового процесса, включенные в уже существующую управленческую систему, оказываются чрезвычайно результативны на каждом из этапов работы с персоналом и оказывают позитивный эффект на деятельность фирмы в целом, позволяя достигнуть более высоких целей.
На чем же основана эффективность применения игровых схем в неигровых условиях?
Дело в том, что основная масса современных сотрудников приходится на поколение Z (рожденные после 1995 года и уже начинающие выходить на рынок труда) и поколение Y, чьи характеристики (ориентация на достижение статуса, на получение вознаграждения, на постоянную обратную связь) полностью соответствует профилю активного “геймера”. Игровые принципы, внедренные в их рабочую деятельность, позволяют, во-первых, поставить конкретную цель, количественную задачу, представляющую собой своеобразный “челлендж”, который нужно преодолеть в четко обозначенные сроки. Во-вторых, сотрудники постоянно получают обратную связь на свою деятельность, получая возможность при необходимости быстро ее скорректировать. В-третьих, игровые условия и стимулирующая конкуренция учат их действовать быстрее и креативнее. Наконец, сам формат “игры” позволяет сотрудникам “играючи” справляться со сложными рабочими проблемами. Таким образом, введение игровых механизмов и схем в неигровые бизнес-процессы оказывается действенным способом повысить эффективность работы сотрудников и их вовлеченность в корпоративную систему.
Давайте проследим, какие HR-процессы могут быть подвержены геймификации в компании.
ПРИЕМ НА РАБОТУ И ОТБОР КАНДИДАТОВ
Очень часто элементы игры используются при первичном поиске кандидатов и их дальнейшем отборе. Сначала кандидатам могут предлагаться специальные онлайн-игры или тесты, оценивающие их соответствие искомому профилю. А на последующих стадиях отбора могут проводиться бизнес-игры, предполагающие индивидуальную и командную работу, решение кейсов и т.д. Игра выявляет лучших специалистов, наиболее пригодных для данной должности. (пример бизнес-кейсов для подбора менеджера)
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА
Не всегда простой и приятный процесс обучения также может быть геймифицирован. Благодаря своей игровой форме, обучение становится более доступным и увлекательным для сотрудников, геймификация позволяет снять психологические барьеры, естественным образом возникающие во время освоения новой специальности, свести на нет неприятные эмоции и избавить от ощущения, что обучение - это скучно и неинтересно. На сегодняшний день есть множество обучающих программ, специально разработанных в игровой форме, которые дают сотрудникам возможность в короткие сроки развить свои профессиональные и личностные качества и овладеть новыми умениями. (примеры обучающих игр-тренингов: “Банкир”, “Секреты коммуникации”, “Животные”) Кроме того, большинство игр также нацелено на повышение креативности, что способствует развитию инициативности и нестандартного мышления сотрудников.
СИСТЕМА МОТИВАЦИИ И ЛОЯЛЬНОСТЬ
Правильно разработанные игровые структуры (то есть исходящие из целей и задач, которых нужно добиться бизнесу, и учитывающих специфику деятельности компании и психологические особенности персонала) могут эффективно применяться также и в процессе мотивации и выработки лояльности сотрудников. Порой сам процесс игры, зарабатывания очков и прохождения игровых этапов мотивирует человека лучше, чем классические методы поощрения. Приобретая формы игры, профессиональная деятельность становится для сотрудника чем-то вроде квеста, в ходе которого раскрывается его потенциал, какие-то скрытые таланты, и где он может показать себя с лучших сторон. Связь сотрудника с компанией приобретает эмоциональный, а не рассудочный характер, укрепляется его привязанность и подключенность к миссии фирмы.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ
Наиболее активно геймификация применяется в виде игр, нацеленных на формирование и укрепление команд внутри коллектива (пресловутый teambuilding). Сотрудники в неформальной обстановке совместно участвуют в деловых или развлекательных играх, лучше узнавая друг друга, сближаясь в процессе общения, устанавливая дружеские связи. В дальнейшем такая команда будет работать более сплоченно и эффективно, применяя в профессиональной деятельности уже наработанные в ходе игры навыки коммуникации. Существует огромное множество командообразующих игр.
ВКЛЮЧЕНИЕ В КОРПОРАТИВНУЮ КУЛЬТУРУ
Как уже было отмечено, одним из положительных эффектов, которые геймификация оказывает на компанию, является выработка у сотрудников эмоциональной вовлеченности в производственный процесс. Геймификация позволяет работникам усвоить корпоративную культуру, не прилагая к этому дополнительных усилий. Цели и ценности компании превращаются для них из абстрактных понятий в конкретные и реализуемые на практике методы. Автоматически появляется желание собственного развития в рамках компании, продвижения и карьерного роста. Сотрудник чувствует себя неотъемлемой частью фирмы. Участие в ее деятельности превращается для него в удовольствие.
ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕЙМИФИКАЦИИ
В то же время, стоит понимать, что бездумное внедрение игровых элементов в рабочий процесс не гарантирует успеха, а скорее может навредить вашему бизнесу. Очень важно при разработке системы геймификации исходить из изначальных целей и задач компании, определять четкие количественные и качественные показатели, которых нужно достичь, и критерии оценки эффективности, по которым вы будете определять, насколько удачным оказалось введение в процесс управления персоналом игровых механизмов. Ваши корпоративные игры должны быть нацелены на тренировку определенных, нужных для вашей деятельности навыков и компетенций. Разрабатывая систему оценки достижений (очки, баллы, рейтинги), необходимо учитывать социо-психологический портрет сотрудников. Наконец, геймификация должна обязательно включать в себя корпоративные ценности и соответствовать философии вашей компании.
Таким образом, продуманное введение во внутреннюю жизнь вашего бизнеса игровых элементов (особенно на разных этапах управления персоналом) может стать эффективным рычагом улучшений в деятельности фирмы и ее существенным конкурентным преимуществом, повышая ее успех на рынке.