Опять я про кино "Война и Мир" 2016 года, которому посвящен прошлый пост. В этом кино упоминались женщины, разные. Чаще Элен Курагина, немного реже Наташечка Ростова, немного княжны Марьи и Сони... И также еще упоминались другие женщины, имен которых мы не знаем. Обнаженные тела в свете восковых свечей, волосы водопадом вдоль грудей... А вот имен нет. Кому интересно имя проститутки? Другое дело - Наташа Ростова, барышня приличная. Ну и что, пусть себе динамо крутит и с декольте до не балуйся гуляет, даже если слегка осрамится перед светом - все равно она девочка из приличной семьи, родители прикроют (это Курагин сволочь - мало ему ноги оторвать, надо и то, что между них выросло!). В общем, семья Наташу всегда защитит. И даже Андрей Болконский позлится, да и обвинит в первую очередь не ее, а Курагина.
Что же поделать, девочка - дворянка, из высшего общества, есть кому защитить.
А что делать тем девушкам, у которых семьи нет, и нет общества, которое хоть пожурит, да в обиду не даст? Современным девушкам из больших мегаполисов это не всегда возможно понять. Хотя приезжие и действительно одинокие и беззащитные поймут, конечно... Но даже им повезло, по сравнению с девушками 18, 19, и даже начала 20 века.
Вспомним другого классика, французского - Виктора Гюго. Поговорим об одной из его персонажек. Итак, "Отверженные". Фантина. Девушка во всех смыслах положительная (куда там ветреной Наташечке), которая дошла до положения "тела при свечах". Как же такое случилось?
Причиной этой беды было то, что Фантина была сиротой. Ну вот такой совсем миленькой и романтичной белокурой золушкой. Которая, конечно, мечтала о любви. Но при этом была готова работать, более того - стремилась зарабатывать сама. А где лучше всего найти работу во Франции в эпоху раздрая, после первой революции? Ну, как везде - естественно в столице, то есть в Париже. Париж ждал хорошеньких девочек-швеек и потенциальных гризеток.
Хотелось бы верить, что Фантине исполнилось хотя бы 14, когда она прибыла в Париж и встретила студента Толомьеса. Этот Толомьес был очень хитрый и знал толк в жизни, расчете и комфорте. Зачем ему жить одному в меблированных комнатах - ведь придется платить приходящей служанке за уборку. Зачем питаться в кафе и ресторациях - родственники, конечно, посылают деньги, но все равно дороговато будет. Зачем пользоваться услугами проституток и опытных прожжёных гризеток, первые заразят интересными заболеваниями, вторые пошлют после пары-тройки встреч, и тоже, возможно, заразят. Проще всего найти молоденькую девочку-швею, самую трудолюбивую, скромную и симпатичную. Чем моложе, наивнее и неопытнее - тем лучше. Главное - вовремя поймать сей объект и успеть навешать кило лапши на уши. Три цветочка, пара пироженок в кафе, комплименты без счета (ну, тут можно не скупиться - они же бесплатные, был бы язык подвешен). А главное - обещание жениться. Вот чуть-чуть подождать надо. Вот закончит Толомьес учиться, найдет практику, вырастит клиентурку - и сразу же в церковь! Честно-честно! Люблю тебя одну!
Не было у сиротки никого. Ни матери, ни тетушки, ни даже пьяницы-дедушки, который бы этого Толомьеса огрел клюкой.
В итоге Фантина получила гражданский брак (который и сейчас в юридическом плане сложный вопрос, а в конце 18 века вообще ни за что не считался), а Толомьес получил постоянный горячий обед, убранное жилье, регулярный секс с красивой, а главное - чистой и ничем не зараженной девушкой (взял ее девственницей, влюбил в себя как кошку - то есть налево не пойдет и ничего не принесет). Так и жил до окончания учебы Толомьес в полном комфорте, а потом свалил, оставив Фантину, более того - уже не одну, ибо от регулярного секса - внезапно - рождаются (о ужас!) - дети. Вот и у Фантины родилась маленькая дочка Козетта.
Фантина поплакала и стала действовать. Из Парижа она ушла в город, где ее особо не знали, и устроилась на работу. Увы, устроиться на работу, имея годоваса, в те времена было сложнее, чем сейчас (хотя во все времена это квест еще тот). А найти адекватную няню или приемную семью - еще больший квест. Увы... у Фантины выпал явно не лучший вариант, хотя... приют был бы, пожалуй, еще хуже...
Заметим такой факт. Фантина, молодая и красивая женщина, вращавшаяся среди гризеток, может рассчитывать, в принципе, на разные варианты. К примеру, найти богатого "папика". К примеру, престарелого дворянина с больной женой, которая давно не занимается "всякими глупостями". Или пузатого дельца средних лет, который женился по расчету на женщине лет старше него на энцать, богатой вдове, которая поспособствовала его делу своим капиталом, но для регулярного секса уже недостаточно, хм... упруга...и несколько малоподвижна, в силу исключительного чревоугодия. Вариантов достаточно. Причем такую женщину, если она сохранит свой полу-статус в течение лет пяти, а лучше десяти, в обществе со скрипом, но примут. Прост как факт. И когда "папик" умрет, оставив кое-что в наследство и преданной "второй жене", то она уже сможет рассчитывать на законный брак. Варианты различны - от молоденького прыщавого сопляка , младшего сына из обедневшего дворянского рода, без гроша в кармане, зато с громким титулом в качестве приданного, до начинающего дельца, пока малопузатого (в таком случае сценарий повторится).
Однако Фантина, честная такая, устраивается на работу. На сложную работу формата "потогонный труд". За который женщинам тогда еще не очень-то хорошо платили (современным женщинам такая разница в оплате труда между "м" и "ж" и в самых страшных снах не приснилась). Но Фантина (внимание!) поверила в себя! И была даже счастлива! Правда... очень короткий момент. Нашлись доброжелатели и морализаторы, которые захотели выяснить, откуда эта девушка? Почему она одна, без семьи? Есть ли у нее кто-то? И почему она ведет себя так, хм... нестандартно? Выяснили. В итоге бедную Фантину уволили и ей пришлось зарабатывать на жизнь и на отчисления людям, у которых жила ее дочь, всеми доступными способами. А самым доступным был именно тот самый, древнейший.
В итоге для Фантины все кончилось очень плохо, летально кончилось. А Козетта, скорее всего, повторила бы семейный сценарий. Если бы в ее жизни не случилось неожиданное чудо - нашелся одинокий человек, с непростым прошлым, но при деньгах, который взял на себя ответственность за девочку и удочерил ее. Таким образом, Козетта была уже не одинока, не беззащитна и не сирота.
Итак, девочки, не стоит оказываться сиротами ни в каком веке, а особенно ранее 20-го века. Не стоит быть излишне романтичными. Впрочем, домашние девочки могут позволить себе романтику, им -то чего, их прикроют.
Если бы Ростовы не взяли к себе сиротку Соню, то очень может быть, что ее ждала бы такая же судьба, как у Фантины. И стала бы Соня не примерной старой девой, а Сонечкой Мармеладовой.