Найти в Дзене
ДЕТИ ДАЛЯ

«Будь милосердна, жизнь!»

Кто мы? Откуда и куда идём? Ещё в 70-80-е годы Хайям пытался найти ответ на эти вопросы. Он перечитывал труды Пифагора, Абу Али ибн Сины, Сократа, Платона. Рационализм, который был основой его мышления, стал терять свои позиции, когда в стране начался кризис и в общественной жизни восторжествовали зло, подлость, несправедливость. Увы, от мудрости нет в нашей Жизни прока, И только круглые глупцы – любимцы рока. Чтоб ласковей ко мне был рок, Подай сюда Кувшин мутящего нам ум хмельного сока. Будь милосердна, жизнь, Мой виночерпий злой! Мне лжи, бездушия и Подлости отстой Довольно подливать! Поистине из кубка Готов я выплеснуть напиток Горький твой. Хайяма мучали сомнения в правильности пути. Он ощущал себя страшным грешником, потому что душа его не знает гармонии и покоя и истерзана сомнениями: «Я всё время стремился видеть и изучать мир сложнее, чем он мне кажется. И кто знает – может быть, всё гораздо проще…» Я раскаянья полон на старости Лет. Нет прощения мне, оправдания Нет. Я, бе

Кто мы? Откуда и куда идём? Ещё в 70-80-е годы Хайям пытался найти ответ на эти вопросы. Он перечитывал труды Пифагора, Абу Али ибн Сины, Сократа, Платона. Рационализм, который был основой его мышления, стал терять свои позиции, когда в стране начался кризис и в общественной жизни восторжествовали зло, подлость, несправедливость.

Увы, от мудрости нет в нашей

Жизни прока,

И только круглые глупцы –

любимцы рока.

Чтоб ласковей ко мне был рок,

Подай сюда

Кувшин мутящего нам ум

хмельного сока.

Будь милосердна, жизнь,

Мой виночерпий злой!

Мне лжи, бездушия и

Подлости отстой

Довольно подливать!

Поистине из кубка

Готов я выплеснуть напиток

Горький твой.

Хайяма мучали сомнения в правильности пути. Он ощущал себя страшным грешником, потому что душа его не знает гармонии и покоя и истерзана сомнениями: «Я всё время стремился видеть и изучать мир сложнее, чем он мне кажется. И кто знает – может быть, всё гораздо проще…»

Я раскаянья полон на старости

Лет.

Нет прощения мне, оправдания

Нет.

Я, безумец, не слушался божьих

Велений –

Делал всё, чтобы только нарушить

Запрет.

Пусть я плохо при жизни служил

Небесам,

Пусть грехов моих груз не под

Силу весам –

Полагаюсь на милость Единого,

Ибо

Отродясь никогда не двуличничал

Сам.

Омар Хайям решается совершить хадж в Мекку. Паломничество должно было помочь найти выход из того духовного тупика, в котором оказался Хайям. Избавиться от терзающей неудовлетворённости собой, усугублённой глубоким неверием и скептицизмом, и при этом не изменить себе, прикоснувшись к святыне, - задача сложная.

Совершив паломничество, Хайям не превратился в правоверного благочестивого мусульманина, а остался прежним Хайямом. Историк Джамал ад-Дин ибн аль Кифти, сокрушаясь, писал про учёного в «Истории мудрецов»:

«Не было ему равного в астрономии и философии, в этих областях его приводили в пословицу: о если бы дарована была ему способность избегать неповиновения Богу!»