Т.Хейердал и его хорошо пообедавшие рабочие имели дело, в соответствии с последним из современных каталогов, с моаи 35-999-10 массой примерно 4,6 тонны. Вслед за Хейердалом стало принято считать, что это был «приблизительно 12-тонный моаи»:
В одних источниках говорится, что моаи тащили на импровизированных «санях» из двух бревен, в других – просто на его голой каменной спине. Второе гораздо более походит на правду, потому что эти бревна-полозья надо было бы сначала как-то ухитриться разместить под многотонной тушей. Но ситуация в обоих заявляемых случаях получается одной и той же.
Из простейших технических прикидок (подробности см. в «Блеск и иллюзии археологических экспериментов: моаи, 1868 г, труды прихватизаторов» ) следует, что в Анакене в среднем каждый из 180 добровольцев вложил в общее дело около 20 килограммов горизонтальной тяги – меньше, чем могли бы развить молодцы-матросики с «Топаза» с помощниками-туземцами. Но вполне приемлемо и более чем объяснимо для тяжелого физического труда на полный желудок после расслабляющего застолья. После страгивания (самый тяжелый этап любого волочения), на пике энтузиазма, скорость движения объекта достигала почти полуметра в секунду.
После чего, самое главное, был сделан очень характерный для мышления гуманитариев вывод: перемещение на несколько десятков метров получилось – значит, именно так древние ваятели и транспортировали свои творения. Эксперимент успешно завершен, цели достигнуты, анналы исторической науки пополнились доказанной расшифровкой еще одной необъяснимой загадки истории.
Натурный эксперимент там же, в Анакене, с подъемом на пьедестал-аху Ature Huki лежавшего рядом коренастого моаи 35-998-01 (рост 3,72 м, масса около 11 тонн, в анналах наук он значится 25-тонным) с одновременной установкой его в естественное вертикальное положение был успешно проведен командой Т.Хейердала в том же 1956 г.: 12 человек, 18 дней, использовался упоминавшийся выше известный со времен фараонов метод с постепенно растущей опорной насыпью и длинные деревянные рычаги.
Если экстрополировать команду рабочих на песке пляжа Анакена на «Паро», то первый вопрос будет таким: а хватит ли для «Паро» при движении по неприветливой степи не то что мускульных ресурсов клана, создавшего своего мистического покровителя, а хотя бы всего тогдашнего населения острова? Всех людей из всех жестко конкурирующих многочисленных других кланов? Аналоги «лунной гонки» возникали во всех концах Ойкумены задолго до соревнования американского «Сатурна-5» с советским «Н-1».
И тем более – хватит ли всех островитян для 54,7-тонного 8,7-метрового моаи 14-548-05 из местности Тонгарики (успешно перемещен более чем на километр и воздвигнут на постамент). Или для моаи 13-488-01 ростом 7,88 м и массой 55,2 т (цел и невредим, но оставлен лежащим носом вниз на полпути через 0,6 км от места рождения, в начале «южной дороги статуй»). Это - следующие после неоконченного «El Gigante» самые тяжелые моаи, соответственно «бронзовый» и «серебряный» призеры линейки тяжеловесов.
4. Резюме:
Получается, что транспортный эксперимент Т.Хейердала не дает ответа на то, как островитяне действовали в реальных, а не в тепличных условиях. Реальная дорога потребовала бы от них гораздо больших, а для большинства изваяний - совершенно невозможных усилий. И, что очень важно для археологов, остается непонятным, как ваятелям удавалось избегать малейших повреждений своих отшлифованных набело творений.
Что-то совершенно другое и несколько странное происходило когда-то в этих богами забытых краях. Если верить совершенно сказочным, очень хорошо сохранившихся в памяти сегодняшних пасхальцев фольклорным сведениям, моаи оживали и сами шагали по острову …
Следующей была история, известная как «моаи из города Страконице».
- - -
(*) – иллюстрация из интернета, открытые источники
Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.