Гуляя с двойняшками по аллее, мой сын на асфальте нарисовал рисунок. Старался, сказать что вырисовывал каждую линию? Нет...где то закрасил, где то пропустил, для своих трех лет мог и лучше (я знаю возможности сына). Когда закончив свой рисунок он подбежал ко мне, что бы я сказала свое мнение, я оценила как «хороший рисунок у тебя получился». То есть я оценила его старание. А оценку своих стараний ребенок воспринимает как похвалу себе самому. Но естественно, гулявшее рядом старшее поколение вставило свое слово - «у тебя самый лучший рисунок в мире! Ты такой молодец». Мой сын стоял и не понимал что происходит, то есть мама только что сказала «хорошо», а незнакомые, улыбающиеся во весь рот, бабули расхвалили рисунок на весь мир? Кому верить? Сын поблагодарил бабулек и уехал на самокате.
Я воспитатель, я видела как он не закрасил части рисунка. И нужно было его за это расхваливать? Нет! Хвалить нужно, когда действительно поступок этого заслуживает! «Ты съел суп ты большой молодец!» в чем молодец? В том, что у тебя челюсть работает? Или что ты это ешь каждый день разными способами что ли? Постоянное «ты молодец» вызывает привыкание и отнимает старания ребенка. Хотите его стараний? Хвалите, но грамотно, когда есть за что. Если бы моего сына воспитывала такая бабуля, он бы рос в тревожности и зависимости от похвалы. Оценивайте грамотно поступки и будут разные результаты.