Любой человеческий поступок, не считая простейших реакций типа: "Бьют — беги, дают — бери!", имеет в своей основе некий мотив, иначе говоря, он мотивирован.
Разумеется, речь не идет о мотивации из старой шутки:
— Петька! — спрашивает Василий Иванович, — Ты за фуражом в деревню ездил?
— Ездил, Василий Иванович, но без денег не дали мне фуража. Уперлись мужички!
— А как мотивировали?
— Крепко мотивировали! И меня, и вас, и всю Советскую власть!
Мотивация в научном понимании означает побуждение к действию и представляет собой сложный и довольно запутанный процесс: мотивов много, а человек один, так что без внутренней борьбы не обойтись!
Как же вся эта штука работает? Первый шагом является потребность в чем-либо: это может быть мешок денег, народная любовь, миска супа или трехколесный велосипед. То есть абсолютно все, что может придти в голову человеку.
Возьмем для примера автомобиль. Вот раздавленный в переполненном троллейбусе гражданин с трудом выбирается на волю и говорит:
— Все! Пора обзаводиться колесами!
Это значит, что потребность превратился в желание, пока, правда, расплывчатое и абстрактное — как-то обзавестись, какими-то колесами. Однако на следующем этапе бесформенная субстанция желания заливается в форму наших увлечений, притязаний и ожиданий.
Кто-то с детства мечтал о красном родстере с похожими на жабры воздухозаборниками, кто-то видел себя исключительно в длинном и черном лимузине блестящем как рояль под дождем. Возможно, отдельные чудаки стремились к сверхэкономичным автомобилям, которые почти не расходуют бензин, но размерами и формой напоминают поставленный на колеса холодильник. Не исключены и навеянные манией величия карьерные самосвалы размером с трехэтажный дом и тепловозным дизелем в пять тысяч лошадиных сил. Короче говоря, каждый видит свой автомобиль по-своему.
Теперь, когда цель определена, начинается поиск решения опять же определяемый индивидуальными особенностями: автомобиль можно угнать, купить, выменять, сделать самому, можно водить чужой автомобиль, можно просто носить с собой руль и, садясь в автобус, начинать крутить его, как будто именно ты и есть самый настоящий водитель.
По мере поступления разнообразных решений идет их активный анализ, причем идет не абы как, а в строгом соответствии с нашим опытом и нашим представлением об окружающем мире. Угнать? Страшно. Купить? Денег мало, да и жалко. Выменять? Не на что. Самому делать долго, чужой водить скучно, а насчет руля в портфеле имеет смысл попробовать, когда захочется отдохнуть от городского шума под заботливым присмотром санитаров.
После чего человек находит одинокую женщину с автомобилем, вступает с ней в законный брак и начинает с удовольствием ездить на пассажирском месте, опровергая все вышеприведенные выкладки.
Такая вот хитрая наука — психология...
Главное для нас в мотивации состоит в том, что она может быть как внутренней, так и внешней. То есть посредством воздействия на мотивации можно незаметно управлять и поступками.
Охотники за мозгами. Краткий курс психологической самозащиты. Начало
Охотники за мозгами. Краткий курс психологической самозащиты. Продолжение
Ростислав Нестеров
Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал. СПАСИБО!