Приветствуем, коллеги! В этой статье мы рассмотрим ключевые вопросы по специальной оценки условий труда, с которыми сталкивается малый бизнес России.
Одним из основных стимулов в проведении специальной оценки условий труда является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно его ст. 5.27.1, вторая часть которой гласит:
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или её непроведение - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Теперь давайте раскроем вопросы.
Какие компании обязаны проводить специальную оценку условий труда?
Трудовым кодексом Российской Федерации закреплены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в которые входит в том числе и проведение специальной оценки условий труда (далее по тексту - СОУТ) в соответствии с законодательством о СОУТ. В данном случае имеется ввиду Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ (далее по тексту - ФЗ № 426), согласно которому все работодатели обязаны проводить СОУТ на имеющихся у них рабочих местах. Можно сказать и так - если предприниматель не является работодателем, то есть не имеет работников, а следовательно и рабочих мест, то проводить СОУТ не надо.
Что руководитель компании/ИП должен сделать на подготовительном этапе?
Для подготовки к проведению СОУТ работодателем совершается три действия:
1. Создаётся комиссия по проведению СОУТ;
2. Утверждается график проведения СОУТ;
3. Утверждается перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест.
При этих действиях важно иметь ввиду следующее:
1. Число членов комиссии должно быть нечётным. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. Если работодатель относится к субъектам малого предпринимательства, то в состав комиссии включаются работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо аутсорсер по охране труда, привлекаемый по договору для осуществления функций специалиста по охране труда. Что касается специалиста по охране труда, то его наличие или отсутствие в штате обуславливается 217 статьёй ТК РФ, а именно: если штат компании менее 50 человек, то работодатель вправе сам выполнять функции специалиста по охране труда или возложить их на своего работника или привлечь по договору аутсорсера по охране труда.
2. К форме графика проведения СОУТ нет никаких требований. В интернете можно найти много примеров таких графиков.
3. Перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, утверждается комиссией ещё до проведения СОУТ. К данному перечню также нет никаких требований. Главное при составлении перечня - аналогичные рабочие места. Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты. При выявлении аналогичных рабочих мест СОУТ проводится в отношении 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и её результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. Например, если в штате компании на должности «менеджера по продажам» работает 5 сотрудников и все они находятся в одном кабинете, выполняют одинаковые должностные обязанности, то по аналогичности СОУТ будет проводится только на 2-х рабочих местах.
Как выбрать компанию, которая будет проводить СОУТ?
При выборе компании для проведения СОУТ, важно понимать, что не всякая компания имеет право на оказание этой услуги. Самый простой способ проверить компанию, это обратиться к официальному реестру Минтруда России расположенному тут. В данном реестре можно проверить статус организации - действующая или нет. При желании можно, а в случаях когда речь идёт о больших деньгах, даже нужно проверить компанию более досконально. О том, как это сделать, я уже подробно писал на Блог-Инженера.РФ. Ознакомиться можно по ссылке. В остальном, при выборе компании, надо исходить из коммерческих предложений.
Сколько может стоить проведение СОУТ? Как понять, что цена на услугу завышена (а в идеале - из чего она складывается, вроде командировочных эксперта на место проведения, оплаты его труда и прочее)?
Реальная стоимость проведения СОУТ складывается из многочисленных факторов и условий, поэтому здесь и сейчас ограничимся самыми-самыми:
1. Дорогостоящая приборная база + амортизация + поверка приборов + расходные материалы для измерений.
2. Стоимость аренды помещений, стоимость электроэнергии, оплата труда работников, включая налоги.
3. Сложность рабочего места (количество вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса).
4. Территориальное расположение рабочих мест (командировочные расходы, финансовые затраты на дорогу и т.д.).
5. Сроки выполнения работ (чем быстрее, тем дороже).
Стоимость во многом зависит от региона, объёма предстоящих работ (количества рабочих мест), до способа отбора компании (например, тендер). Если объём большой, то цены некоторых компаний стремятся к «плинтусу» – в районе 300 рублей. При этом с большей долей вероятности качество работ будет очень низким, а следовательно в последующем могут возникнуть проблемы и лишние расходы. Средняя цена в районе 1500 рублей, максимальная – в районе 3 500 рублей.
Как вариант, можно запросить у компании информацию о расчёте стоимости проведения СОУТ и сравнить их с расчётами других компаний, и таким образом найти золотую середину.
Что нужно предоставить эксперту для работы (документы, доступ к рабочим местам, и пр.)?
Для проведения СОУТ Заказчика как правило просят предоставить стандартный пакет документов, в который входят:
- Копию приказа о создании комиссии (об этой комиссии я уже писал выше);
- Перечень производственного оборудования с привязкой к рабочим местам;
- Техническую (эксплуатационную) документацию на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое на рабочих местах работников (рабочие места которых подлежат специальной оценке условий труда) (при наличии);
- Технологическую документацию, характеристики технологических процессов (при наличии);
- Характеристики применяемых в производстве веществ, материалов, сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
- Результаты ранее проводившихся на рабочих местах, подлежащих специальной оценке условий труда, исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии);
- Информацию о случаях производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникших в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии);
- Перечень (выписку) рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых установлены доплаты за вредные условия труда (при наличии);
- Копию (выписку) утверждённого перечня работ (профессий, должностей), при выполнении которых бесплатно выдается в профилактических целях молоко или другие равноценные пищевые продукты (при наличии);
- Копию (выписку) перечня производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (при наличии);
- Копию согласованного с управлением Пенсионного фонда РФ перечня профессий и должностей, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение (при наличии);
- Копию (выписку) документов, регламентирующих распорядок и режим работ организации и её структурных подразделений;
- Сведения о контингентах лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам;
- Сведения о профессиях/должностях, которым выдаётся специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ, а также смывающие и обезвреживающие средства;
- Копии должностных инструкций (трудовых договоров), где определены должностные обязанности (трудовая функция работника);
- Страховой номер индивидуального лицевого счёта работника или работников, занятых на каждом рабочем месте;
- Общие сведения об организации (аналог карточки предприятия);
- Фотографии рабочего дня для рабочих профессий (если они отсутствуют - технологические карты, описание операций, нормы времени на выполнение всех операций);
- Иную необходимую информацию по запросу Исполнителя.
При этом обычно просят, чтобы все предоставляемые копии документов были надлежащим образом заверены уполномоченным представителем Заказчика.
Как быть с дистанционными/внештатными сотрудниками? Их рабочие места как-то учитываются/проверяются?
Никак. Согласно ч.3 ст.3 ФЗ № 426 СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Какие документы эксперт подготавливает по итогам СОУТ?
Проведение СОУТ подразумевает два этапа: первый этап – идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (приезжает эксперт и совместно с комиссией определяют, какие потенциальные вредные и (или) опасные факторы подлежат исследованиям (измерениям)); второй этап – проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (приезжают ребята со всякими инструментами, что делает их похожими на «охотников за приведениями» и начинаю проводить различные замеры на рабочих местах). При этом после первого этапа Исполнитель предоставляет Заказчику перечень рабочих мест с указанием идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а после второго этапа отчёт о результатах СОУТ, состоящий из:
1. Сведения об организации, проводящей СОУТ, с приложением копий документов, подтверждающих её соответствие установленным Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» требованиям;
2. Перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ;
3. Карты СОУТ;
4. Протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
5. Сводная ведомость СОУТ;
6. Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ;
7. Заключения эксперта организации, проводящей СОУТ.
Ещё важно отметить, что в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч.6 ст.10 ФЗ № 426 (100-процентные «вредники»), работодателем подаётся в Государственную инспекцию труда по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данная декларация действует 5 лет с последующей пролонгацией, если в течении этих 5 лет с работником, на рабочее место которого была сделана декларация, не произошло ЧП (травма или заболевание), а также если входе проверки инспектором ГИТ не было выявлено нарушений касательно задекларированного рабочего места.
Какие действия требуются от руководителя компании/ИП после проведения СОУТ?
По окончанию проведения СОУТ необходимо совершить 4-5 действия, а именно:
1. Подписать всеми членами комиссии отчёт о проведении СОУТ и утвердить (утверждает председатель комиссии).
2. В течение 3-х рабочих дней со дня утверждения отчёта о проведении СОУТ уведомить об этом Исполнителя любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в его адрес копию утверждённого отчёта о проведении СОУТ заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
3. Организовать ознакомление работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих местах под подпись в срок не позднее чем 30-ть календарных дней со дня утверждения отчёта о проведении СОУТ. При этом в указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
4. Внести в трудовые договора (заключить доп. соглашение) соответствующую информацию об условиях труда на рабочих местах работников. О том, как это правильно сделать, можно посмотреть в более развёрнутом виде по ссылке.
5. Если есть официальный сайт, то в течение 30-ть календарных дней со дня утверждения отчёта о проведении СОУТ опубликовать на нём сводные данные о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ.
Есть ли какие-то рекомендации по тому, как улучшить рабочие места (не берём производства: пусть речь идёт просто об офисе или торговой точке)? Выдаст ли их эксперт и обязан ли им следовать предприниматель?
Как уже было сказано выше, в отчёт по проведению СОУТ включается перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ, но если в ходе проведения СОУТ было установлено, что условия на рабочих местах не обидят даже «муху», то значит улучшать нечего, о чём и сообщается в перечне. В остальном, мероприятия отражаемые в перечне направлены на то, чтобы улучшить условия труда, а следовательно снизить класс условий труда. Например если на рабочем месте по итогам СОУТ установили класс 3.1 (вредные условия труда), из которого в последующем вытекают дополнительные расходы (в зависимости от условий это может быть доп. отпуск, молоко и т.д.), то реализовав мероприятия из перечня, у работодателя появляются основания провести внеплановую СОУТ и снизить класс условий труда с 3.1 до 2 (допустимые условия труда). В тоже время сам по себе перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников является рекомендательным документом, но это не означает, что работодатель не должен проводить мероприятия предусмотренные действующим законодательством в области охраны труда.
На сегодня всё.
За "лайки" и "репосты" особое спасибо!
Больше информации об охране труда на Блог-Инженера.РФ