Огромные человекообразные изваяния «моаи» с самого начала, со дня открытия голландскими мореплавателями в апреле 1722 года этого небольшого тихоокеанского острова, неизменно привлекали и привлекают внимание всех посетителей этого самого уединенного из мест на Земле. Их своеобразные лики с глубоко запавшими глазами навсегда стали его мгновенно узнаваемой визитной карточкой.
Везде, по всему берегу, были многие десятки, если не сотни, высоких массивных идолов. Адмирал Якоб Роггевен, глава голландской экспедиции, явно не отличался особой наблюдательностью. Собственно, моряком он не был и адмиралом он значился только по должности. Он был всего лишь ост-индским нотариусом, сумевшим наконец-то организовать экспедицию для поисков новых выгодных торговых путей в малоизученных европейцами южных водах Тихого океана. Он решил, что кумиры туземцев, перед которыми они разжигали костры и воздевали руки к небесам, просто слеплены из глины, в которую для солидности и красоты вкраплены булыжники.
Следующие визитеры, на этот раз это были испанские моряки, экспериментальным, очень характерным для продвинутых европейцев образом, развеяли это заблуждение: они изо всех сил тюкнули по одному из самых крупных кумиров стальной киркой. Но он, вопреки ожиданиям, не развалился, кирка отскочила, полетели искры – идол был высечен из цельной многотонной глыбы какого-то твердого камня.
Так родилась загадка, которую никак не получалось объяснить: как же эти примитивные, живущие еще в каменном веке полуголые дикари на своем каменистом безлесом клочке суши, сумели изготовить и, самое шокирующее, переместить на многие километры, поднять вверх и расставить по всей береговой линии сотни и сотни этих неподъемных мегалитов?
Современная история острова Пасхи (собственное нынешнее название: Рапа Нуи, «Большой Рапа») знает по меньшей мере восемь натурных транспортных и несколько других экспериментов (как на самом острове, так и в других концах света) с реальными местными изваяниями или с их специально изготовленными для эксперимента массо-габаритными бетонными макетами.
Посетителям Британского музея известен сравнительно небольшой базальтовый моаи по имени Хоа-Хака-Нана-Иа («Рассекающий волны») ростом 2,42 метра и массой около 3,5 тонн из культового центра Оронго. В свое время он был главным божеством для всех племен Рапа Нуи и пользовался большим уважением и авторитетом даже в период смут, называемый в преданиях "хури моаи": "время, когда свергали статуи".
Оронго расположен почти у кратера вулкана Рано-Као на юго-западной оконечности острова, на высоте около 500 м над уровнем океана. Поэтому умыкнувшим кумира матросам с английского военного корабля «Топаз» (1868 г.) пришлось, надо полагать, изрядно потрудиться совместно с привлеченными к этому делу туземцами, чтобы отволочь его вниз и далее по поверхности острова к удобному для подхода шлюпки участку побережья. Из подробностей известно только то, что моаи волокли без всяких саней, катков и прочих приспособлений, причем почему-то лицом вниз: « ... и его нос оставлял в земле длинную борозду». Нелепая затея обошлась без повреждений только потому, что статуя была изваяна из очень прочной разновидности базальта.
Всего лишь 3,5 тонны удобно лежащего груза и канаты из боцманских заначек – ничего невозможного и сверхъестественного. Не более чем повод размяться на твердой земле на свежем воздухе с забавного вида грузом для матросов, привычных к канатам и скучавших до этого несколько месяцев на опостылевшей палубе. В среднем примерно по 35…45 кг горизонтальной тяги на каждого транспортного рабочего при длительной работе с перерывами. Что может быть лучше и приятнее. Это был, по-видимому, первый, непреднамеренно получившийся эксперимент с транспортировкой моаи. Результат опыта: такие тяжести вполне можно перемещать вручную.
Кроме того, на корабль погрузили еще одну позаимствованную статую - меньшую по размерам, датирующуюся Ранним периодом.
В 1886 году У. Томсон вывез на американском военном корабле «Могиканин» сравнительно небольшую статую, которая сейчас хранится в экспозиции Смитсоновского института. При помощи тяглового скота и островитян ее протащили две с половиной мили от пьедестала-аху, где она находилась (вероятно, это был аху О’Пепе) до песчаной бухты Анакена, где стоял «Могиканин».
Немного слегка нудной, но полезной элементарной физики: она помогает подмечать бесполезный вздор и нелепости как в любительских обсуждениях и прожектах, так и в многочисленных научных спорах по поводу самых очевидных из простейших технологий перемещения грузов.
Коэффициент трения скольжения дерева (полозья или т. п.) или камня (голая спина статуи) по идеально гладкой горизонтальной поверхности каменной дороги равен примерно 0,38 … 0,40: другими словами, сила сопротивления R дороги в идеале составит 38% ... 40% веса G статуи (в G здесь будет входить и вес полозьев, если они есть). При движении вверх по негоризонтальной дороге тяге придется преодолевать еще и скатывающую силу Q.
Тяга F, минимально необходимая для приведения груза в движение, должна быть не меньше R+Q.
В далеко не столь дружественных условиях реальной местности усилий для простого волочения голого мегалита по неподготовленному субстрату, всегда требуется существенно больше. Любые несмещаемые неровности или негоризонтальность дороги (при движении вверх по склону) увеличивают минимально-необходимую тягу F по меньшей мере в полтора-два раза. Мягкий грунт или песок, с одной стороны, служат своеобразной «смазкой», с другой – заставляют все перемещающееся зарываться в недостаточно прочный субстрат и вспахивать его (ситуация «бруствер»).
В последнем случае существенную долю суммарного сопротивления перемещению составят усилия, необходимые для механического разрушения встреченного субстрата. Если перемещаемый мегалит упрется, как баран из детского стихотворения, не в мягкий песчаный или земляной горб, а в цепкий многолетний дерн или в каменный выступ, то речь будет идти уже не о вспахивании, а о фрезеровании встретившегося материала (ситуация «эскарп»). Что редко когда удается без нежелательных последствий или не удается вообще.
Остается поделить получающиеся более-менее реалистичные F=80% … 100% веса моаи на средние силовые возможности транспортного рабочего – и получаем минимально-необходимую численность всех этих рабочих. Применение бревенчатых катков в самом благоприятном случае (если они способны вращаться) могло бы примерно вдвое уменьшить R и слегка нивелировать негативное влияние встречающихся твердых неровностей. Но не более того.
Непонятно, нашлось ли место в насыщенном пятимесячном графике франко-бельгийской экспедиции 1934 – 1935 г. г. для каких-то попыток как-то прояснить не только гуманитарные, но еще и технические грани древней истории острова. Наверное, можно считать, что следующими шагами в этом направлении были опыты по изготовлению, перемещению и подъему на пьедестал подлинных моаи, проведенные во время Норвежской археологической экспедиции 1955 – 1956 г.г.
- - -
(*) – иллюстрация из интернета, открытая информация
Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.