Найти тему
История 2.021 ☑️

Гита Уэссекская – русская княгиня (взгляд из Британии). Часть III

Читайте начало истории: Часть I | Часть II

В проповеди аббата Руперта говорится, что русский князь («Rex») Мстислав / Гарольд сильно пострадал от медведя во время охоты. Мы не знаем, когда это могло произойти, такие встречи с потенциально опасными дикими животными были довольно распространены в то время. Отец Мстислава Владимир также был знатным охотником. Он написал несколько длинных «наставлений для детей» («Поучение детям») за несколько лет до своей смерти в 1125 году, в которых рассказал о собственном опыте:

«А вот как я трудился, охотясь, пока сидел в Чернигове; а из Чернигова выйдя и до этого года по сту уганивал и брал без трудов, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотился на всякого зверя.
А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым».

Было высказано предположение, что нападение медведя на Мстислава / Гарольда и видение Св. Пантелеймона случились в 1097 году, когда княжескому сыну было около 21 года, и, чтобы выполнить своё обещание совершить паломничество, его мать Гита присоединилась к Первому крестовому походу на Святую Землю, где она и умерла в 1098 году. То, что Гита отправилась в Первый крестовый поход, кажется весьма сомнительным. Это чистая спекуляция, основанная только на предположении, что Гита умерла до рождения поздних детей Владимира – от «второй» жены. К этому иногда добавляется мысль, что Гита была связана с Фландрией из-за ее пребывания там, когда она бежала из Англии, и что фламандская знать во главе с Готфридом Бульонским (Годфруа де Бульон, фр. Godefroi de Bouillon) составляла значительную часть армии в этом крестовом походе.

Готфрид Бульонский захватывает Иерусалим
Готфрид Бульонский захватывает Иерусалим

Если мы примем историю, рассказанную аббатом Рупертом из Дойца за чистую монету, за исключением «чудесного» исцеления, то даже если инцидент произошел в 1097 году (чему нет никаких доказательств), мы находим маловероятным, что Гита немедленно устремилась во Фландрию, чтобы присоединиться к фламандской знати в их крестовом походе в Святую Землю.

Если Гита действительно отправилась в паломничество в Иерусалим, как утверждает Руперт из Дойца, то гораздо более вероятно, что она отправилась позже, после того, как Иерусалим оказался в руках христиан, когда было безопаснее совершать такое опасное путешествие. И если бы она хотела попасть в Иерусалим, то, вероятно, выбрала бы проторенный путь из земель Киевской Руси в Константинополь, а оттуда на корабле вдоль анатолийского побережья, возможно, через Кипр, в Святую Землю.

Первая страница книги игумена Даниила
Первая страница книги игумена Даниила

Это был маршрут, пройденный в начале 1100-х годов самым первым известным паломником Киевской Руси Даниилом, игуменом Черниговского монастыря. Даниил оставил нам увлекательные воспоминания о своём паломничестве в Святую Землю.

Неизвестно, когда Даниил отправился в паломничество на Святую Землю. Историки считают, что он мог начать своё путешествие в начале 1100-х годов и достичь Константинополя примерно в 1104–106 годах, откуда отправился в Палестину через Грецию и греческие острова. Неизвестно, каким путем он добрался до Константинополя, но, скорее всего, пошёл древним путем «из варяг в греки» – вниз по Днепру, а затем через Чёрное море.

Он рассказывает о местах, которые посетил, о людях, которых встретил (включая короля Иерусалима Балдуина), и об опасностях, с которыми столкнулся. Он не раз упоминает, что путешествовал с соотечественниками из Киевской Руси.

В своей книге Даниил упоминает около 60 мест, в том числе монастыри, которые он посетил во время пребывания в Палестине. В своих путешествиях он, должно быть, всегда имел какую-то компанию помимо провожатых и переводчиков, потому что он всегда говорит «мы», а не «я», и пишет о «дружине». Описывая «сошествие Благодатного огня на Гроб Господень», он говорит, что среди свидетелей этого чуда были «все спутники, русские сыны, случившиеся тогда в тот день там, новгородцы и киевляне: Изяслав Иванович, Городислав Михайлович Кашкича и другие многие…», вполне разумно предположить, что люди, названные Даниилом по имени, являлись его близкими товарищами, которые были с ним во многих других случаях, или, может быть, сопровождали его на богомолье с самого начала.

Даниил патриотически настроен, и это особенно очевидно, когда он повторяет, что является представителем Руси, а не какого-то конкретного монастыря или княжества. В конце повествования он говорит:

«И Бог тому свидетель, и Святой Гроб Господен, что, находясь во всех местах святых, я не забыл имен князей русских, и княгинь, и детей их, епископов, игуменов и бояр, и детей моих духовных; и всех христиан никогда не забывал; но во всех святых местах поминал».

На Святой Земле он совершил 90 литургий – 50 для живых и 40 для умерших – своих соотечественников.

Конечно, здесь нет никаких упоминаний о Гите, но, по крайней мере, было бы более разумно, если бы Гита отправилась в паломничество в компании своих соотечественников, используя наиболее удобный маршрут, и когда Иерусалим был уже в руках христиан, чем если бы она устремилась во Фландрию в 1097 году, чтобы присоединиться к Первому крестовому походу.

Интересно также отметить, что многие российские историки (среди них и Карамзин) утверждают, что по возвращении Даниил был произведен в Юрьевские епископы «Великим князем Владимиром Мономахом», то есть мужем Гиты.

Точка зрения, что Гита не отправилась в Первый крестовый поход и не умерла на Святой Земле в 1098 году, также поддерживается мыслью, что если бы она так поступила, ей, вероятно, пришлось бы остановиться в монастыре Св. Пантелеймона в Кёльне по пути во Фландрию, но в записях монастыря о подобном визите никаких сведений нет.

Кроме того, если сын Владимира Юрий (Долгорукий) был женат на дочери Аепы Осеневича, половецкого хана, в 1107 году, как гласит русская летопись, то тогда Юрию, вероятно, было около двадцати, и он родился в 1080–1090-х годах, задолго до предполагаемой смерти Гиты на Святой Земле в 1098 году.

Все доказательства подтверждают мнение, что Гита умерла в 1107 году.

Церковь Святого Пантелеймона в Шевченково, Украина. Построена в 1194 году
Церковь Святого Пантелеймона в Шевченково, Украина. Построена в 1194 году

Заступничество святого Пантелеймона, спасшего жизнь князя Мстислава, не было забыто. Храмы в честь святого стали появляться по всей Киевской Руси.

Один из них был построен в Галицко-Волынском княжестве в 1194 году князем Романом Мстиславовичем в честь своего деда – киевского князя Изяслава (сына английской принцессы Гиты, родившегося в 1078 году, чье имя при крещении было Пантелеймон).

Читайте начало истории: Часть I | Часть II

Уважаемые читатели! Данная статья является авторским переводом труда британского историка, писателя и журналиста Стивена Льюиса (Stephen Lewis. Gytha of Wessex – An Anglo-Saxon Russian Princess)

Использованы изображения сайта thewildpeak.wordpress.com

Источники:
Владимир Мономах. Поучение детям.
Житие и хождение игумена Даниила из русской земли
Кучкин В.А. Чудо св. Пантелеймона и семейные дела Владимира Мономаха / Россия в средние века и новое время. – М., 1999.
Саксон Грамматик. Деяния данов: В 2 томах. I—XVI книги. Том 1 / Пер. с лат. А. С. Досаева. — М.: Русская панорама; «SPSL», 2017. — 1224 с. — (Mediaevalia: средневековые литературные памятники и источники). — ISBN 978-5-93165-369-3.

Также читайте о других женщинах, оставивших след в истории:

Галла Плацидия. Беспокойная жизнь римской принцессы | Гетеры – самые свободные женщины Древней Греции | Древний Египет: как Луна определила роль женщин в обществе

Дорогой друг, спасибо за чтение! Надеемся, ты оценишь скромный труд авторов этого канала. Пожалуйста, поставь лайк, подпишись на наш канал, расскажи о нем в соцсетях. Прокомментируй, дополни прочитанное своим мнением – прошлое неоднозначно и противоречиво, а в споре рождается истина!