Читайте начало истории: Часть I | Часть II
В проповеди аббата Руперта говорится, что русский князь («Rex») Мстислав / Гарольд сильно пострадал от медведя во время охоты. Мы не знаем, когда это могло произойти, такие встречи с потенциально опасными дикими животными были довольно распространены в то время. Отец Мстислава Владимир также был знатным охотником. Он написал несколько длинных «наставлений для детей» («Поучение детям») за несколько лет до своей смерти в 1125 году, в которых рассказал о собственном опыте:
«А вот как я трудился, охотясь, пока сидел в Чернигове; а из Чернигова выйдя и до этого года по сту уганивал и брал без трудов, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотился на всякого зверя.
А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым».
Было высказано предположение, что нападение медведя на Мстислава / Гарольда и видение Св. Пантелеймона случились в 1097 году, когда княжескому сыну было около 21 года, и, чтобы выполнить своё обещание совершить паломничество, его мать Гита присоединилась к Первому крестовому походу на Святую Землю, где она и умерла в 1098 году. То, что Гита отправилась в Первый крестовый поход, кажется весьма сомнительным. Это чистая спекуляция, основанная только на предположении, что Гита умерла до рождения поздних детей Владимира – от «второй» жены. К этому иногда добавляется мысль, что Гита была связана с Фландрией из-за ее пребывания там, когда она бежала из Англии, и что фламандская знать во главе с Готфридом Бульонским (Годфруа де Бульон, фр. Godefroi de Bouillon) составляла значительную часть армии в этом крестовом походе.
Если мы примем историю, рассказанную аббатом Рупертом из Дойца за чистую монету, за исключением «чудесного» исцеления, то даже если инцидент произошел в 1097 году (чему нет никаких доказательств), мы находим маловероятным, что Гита немедленно устремилась во Фландрию, чтобы присоединиться к фламандской знати в их крестовом походе в Святую Землю.
Если Гита действительно отправилась в паломничество в Иерусалим, как утверждает Руперт из Дойца, то гораздо более вероятно, что она отправилась позже, после того, как Иерусалим оказался в руках христиан, когда было безопаснее совершать такое опасное путешествие. И если бы она хотела попасть в Иерусалим, то, вероятно, выбрала бы проторенный путь из земель Киевской Руси в Константинополь, а оттуда на корабле вдоль анатолийского побережья, возможно, через Кипр, в Святую Землю.
Это был маршрут, пройденный в начале 1100-х годов самым первым известным паломником Киевской Руси Даниилом, игуменом Черниговского монастыря. Даниил оставил нам увлекательные воспоминания о своём паломничестве в Святую Землю.
Неизвестно, когда Даниил отправился в паломничество на Святую Землю. Историки считают, что он мог начать своё путешествие в начале 1100-х годов и достичь Константинополя примерно в 1104–106 годах, откуда отправился в Палестину через Грецию и греческие острова. Неизвестно, каким путем он добрался до Константинополя, но, скорее всего, пошёл древним путем «из варяг в греки» – вниз по Днепру, а затем через Чёрное море.
Он рассказывает о местах, которые посетил, о людях, которых встретил (включая короля Иерусалима Балдуина), и об опасностях, с которыми столкнулся. Он не раз упоминает, что путешествовал с соотечественниками из Киевской Руси.
В своей книге Даниил упоминает около 60 мест, в том числе монастыри, которые он посетил во время пребывания в Палестине. В своих путешествиях он, должно быть, всегда имел какую-то компанию помимо провожатых и переводчиков, потому что он всегда говорит «мы», а не «я», и пишет о «дружине». Описывая «сошествие Благодатного огня на Гроб Господень», он говорит, что среди свидетелей этого чуда были «все спутники, русские сыны, случившиеся тогда в тот день там, новгородцы и киевляне: Изяслав Иванович, Городислав Михайлович Кашкича и другие многие…», вполне разумно предположить, что люди, названные Даниилом по имени, являлись его близкими товарищами, которые были с ним во многих других случаях, или, может быть, сопровождали его на богомолье с самого начала.
Даниил патриотически настроен, и это особенно очевидно, когда он повторяет, что является представителем Руси, а не какого-то конкретного монастыря или княжества. В конце повествования он говорит:
«И Бог тому свидетель, и Святой Гроб Господен, что, находясь во всех местах святых, я не забыл имен князей русских, и княгинь, и детей их, епископов, игуменов и бояр, и детей моих духовных; и всех христиан никогда не забывал; но во всех святых местах поминал».
На Святой Земле он совершил 90 литургий – 50 для живых и 40 для умерших – своих соотечественников.
Конечно, здесь нет никаких упоминаний о Гите, но, по крайней мере, было бы более разумно, если бы Гита отправилась в паломничество в компании своих соотечественников, используя наиболее удобный маршрут, и когда Иерусалим был уже в руках христиан, чем если бы она устремилась во Фландрию в 1097 году, чтобы присоединиться к Первому крестовому походу.
Интересно также отметить, что многие российские историки (среди них и Карамзин) утверждают, что по возвращении Даниил был произведен в Юрьевские епископы «Великим князем Владимиром Мономахом», то есть мужем Гиты.
Точка зрения, что Гита не отправилась в Первый крестовый поход и не умерла на Святой Земле в 1098 году, также поддерживается мыслью, что если бы она так поступила, ей, вероятно, пришлось бы остановиться в монастыре Св. Пантелеймона в Кёльне по пути во Фландрию, но в записях монастыря о подобном визите никаких сведений нет.
Кроме того, если сын Владимира Юрий (Долгорукий) был женат на дочери Аепы Осеневича, половецкого хана, в 1107 году, как гласит русская летопись, то тогда Юрию, вероятно, было около двадцати, и он родился в 1080–1090-х годах, задолго до предполагаемой смерти Гиты на Святой Земле в 1098 году.
Все доказательства подтверждают мнение, что Гита умерла в 1107 году.
Заступничество святого Пантелеймона, спасшего жизнь князя Мстислава, не было забыто. Храмы в честь святого стали появляться по всей Киевской Руси.
Один из них был построен в Галицко-Волынском княжестве в 1194 году князем Романом Мстиславовичем в честь своего деда – киевского князя Изяслава (сына английской принцессы Гиты, родившегося в 1078 году, чье имя при крещении было Пантелеймон).
Читайте начало истории: Часть I | Часть II
Уважаемые читатели! Данная статья является авторским переводом труда британского историка, писателя и журналиста Стивена Льюиса (Stephen Lewis. Gytha of Wessex – An Anglo-Saxon Russian Princess)
Использованы изображения сайта thewildpeak.wordpress.com
Источники:
Владимир Мономах. Поучение детям.
Житие и хождение игумена Даниила из русской земли
Кучкин В.А. Чудо св. Пантелеймона и семейные дела Владимира Мономаха / Россия в средние века и новое время. – М., 1999.
Саксон Грамматик. Деяния данов: В 2 томах. I—XVI книги. Том 1 / Пер. с лат. А. С. Досаева. — М.: Русская панорама; «SPSL», 2017. — 1224 с. — (Mediaevalia: средневековые литературные памятники и источники). — ISBN 978-5-93165-369-3.
Также читайте о других женщинах, оставивших след в истории:
Галла Плацидия. Беспокойная жизнь римской принцессы | Гетеры – самые свободные женщины Древней Греции | Древний Египет: как Луна определила роль женщин в обществе
Дорогой друг, спасибо за чтение! Надеемся, ты оценишь скромный труд авторов этого канала. Пожалуйста, поставь лайк, подпишись на наш канал, расскажи о нем в соцсетях. Прокомментируй, дополни прочитанное своим мнением – прошлое неоднозначно и противоречиво, а в споре рождается истина!